Бетон в архитектуре. Соразмерность деталей. Бетон в архитектуре


Бетон в архитектуре инженерных сооружений

Использование бетона в архитектуре XX в. стимулировало создание сооружений таких размеров и форм, которые раньше не существовали. По оригинальности построения и выявления пластических свойств бетона представляют значительный интерес некоторые из инженерных сооружений. Предназначенные главным образом для выполнения утилитарных задач, они имеют важное художественное значение из-за своеобразия форм, условий размещения и особенностей восприятия.

Многие из инженерных сооружений, такие, например, как мосты и башни, введенные в ландшафт естественной или искусственной среды, преобразуют его, организуя новые ориентиры и связи по законам, заданным человеком. Из большого числа существующих и выполненных из бетона и железобетона инженерных

сооружений можно выделить две группы, наиболее значительные по воздействию на организацию архитектурного пространства.

Главный признак форм первой группы — вертикальная направленность. К этой группе можно отнести разного вида башни технического назначения — водонапорные, телевизионные, спортивные и пр. Сцецифика построения форм этих сооружений делает их ведущими композиционными элементами архитектурного пространства. Прежде эту роль выполняли колокольни культовых сооружений, сторожевые башни, городские ратуши.

Инженерные сооружения башенного типа заслуживают особого внимания в условиях постоянного расширения территории современных городов. Когда жилые образования в основной массе имеют одну высоту, наличие контрастных по форме высотных сооружений, особенно там, где существует плоский рельеф, придает пространственной среде индивидуальные черты.

Во второй группе инженерных сооружений из бетона и железобетона преобладает горизонтальная направленность. К ним относятся мосты разных типов и некоторые другие сооружения. Их построение из бетона и железобетона в наиболее чистом виде демонстрирует конструктивные свойства этих материалов. Художественная выразительность мостов в значительной мере определяется конструктивной целесообразностью и однозначной функцией.

Архитектура мостов

Архитектура мостов, больше чем других сооружений, складывается из тектоники соотношений конструктивных элементов, воспринимающих возникающие рабочие напряжения. Минимальный расход материала, необходимый для выполнения конструкции, должен в пластической форме обеспечить наиболее рациональную конструктивную схему. Форма мостов складывается не только на основании конструктивной целесообразности, но и под влиянием географических условий места. В отличие от гражданских сооружений других назначений, мосты соединяют разрозненные участки ландшафта, как правило, минимально его преобразуя.

Художественный анализ мостов представляет большой интерес. В них проявляются эстетические признаки бетона как архитектурного материала в пластическом выражении взаимодействия сил.

Эта же проблема решается в некоторых футурологических проектах с более широким функциональным назначением, поэтому обзор относительно небольших, но оригинальных существующих конструктивных композиций из бетона и железобетона в виде мостов представляет интерес с позиций всестороннего освоения этих материалов в архитектуре.

Ряд инженерных сооружений, выполненных из бетона и железобетона в XX в., оказал влияние на новые направления в архитектуре. С их созданием связаны имена Э. Торрохи, Р. Майара, Ф. Канделы, П. Л. Нерви. Так же как в свое время Эйфелева башня в Париже стала прообразом будущих каркасных конструкций новых архитектурных форм, так и в работах вышеназванных мастеров отрабатывались приемы, стимулировавшие развитие новых архитектурных форм из железобетона.

Работая с железобетоном как с полноценным по эстетическим свойствам материалом с широкими пластическими возможностями, инженеры нередко прокладывали дорогу архитекторам.

Разнообразные конструкции, их комбинации стали источниками образования выразительных структур на основе статических свойств единичных элементов форм. Свободное владение конструкцией открывает возможности для новых форм организации пространственной среды. Изящество современных конструктивных систем из железобетона может придать особую художественную выразительность объемным формам. В сооружениях инженерного назначения острота конструктивных решений наиболее наглядна.

Несмотря на некоторые общие приемы конструктивных решений мостов, они не несут печати стереотипности, появляющейся в архитектуре из железобетонных стандартных элементов индустриального изготовления. Поэтому архитектуру мостов можно рассматривать как экспериментальные фрагменты, принципы конструктивньх решений которых могут быть использованы в гражданском строительстве.

Особое место в строительстве железобетонных мостов занимает творчество М. Майара. С начала XX в. в течение сорока лет он разрабатывал железобетонные конструкции, большую часть которых составляют разнообразные мосты.

Выразительно пластические свойства железобетонных форм конструктивных элементов использованы в мосте через р. Арве близ Женевы, выстроенном Р, Майаром в 1935—1936 гг. При общей длине 79 м и пролете между опорами 55,97 м подъем стрелы равен 4,77 м. Форма моста строится из параллельного соединения трех арок коробчатого сечения. Применение таких форм позволило сделать более тонкими сечения всех промежуточных элементов. Система объединена сверху плоской плитой, консольно выступающей за края наружных арок. Плоские опоры, поддерживающие плиту, образуют своеобразные метрические группы. Они ритмически изменяются к центру моста. Высота опор сокращается, они становятся шире, как бы напрягаясь, принимая нагрузку. Видимое распределение масс материала соответствует схеме статических усилий. Формы конструкций моста органично вписались в очертание долины реки.

Мост Мархграбен совершенно, иной. Составная вытянутая криволинейная балка пересекает крутой горный спуск с осыпями. Железобетонная плита верхнего настила опирается на три концентрические в плане балки, изогнутые в направлении рельефа участка. Опору этих горизонтальных плоскостей образуют тонкие стенки быков моста. Выразителен контраст поперечных полотну дороги стенок-опор, которые, врезаясь в склон, разрезают поток осыпей и одновременно воспринимают дорожные нагрузки. Природные условия сыграли важную роль в решении формы и деталей этого моста.

Тонкие Плоскости опорных стенок плавно соединяются с продольными балками дорожного полотна. Их мягкая очертаниями форма типична для пластики бетона. Масса материала, наибольшая в поперечном к движению направлении, воспринимает главные силовые воздействия. Следы опалубки на поверхности бетона зрительно подчеркивают направленность конструкции в противовес хаосу осыпей естественного склона.5-7-620x330

Последний виадук Р. Майара выстроен на дороге между Альтендорфом и Лахеном. Он наиболее живописен. Конструкция состоит из двух арок коробчатого сечения. Пяты арок имеют разные уровни. Этот мост пластически особенно сложен. Плавные переходы плоскостей, их повороты превратили мост в своеобразную скульптуру из тонкостенных железобетонных элементов. Они выглядят зрительно капитальными, чему способствуют следы деревянной опалубки на поверхностях. Элементы конструкции из бетона формовались по месту. Это обеспечило особую органичность сложных по пластике переходов форм. Мост располагается под углом к перекрываемой железной дороге, что усиливает своеобразие архитектурного решения.

Функциональное назначение мостов ясно отражается в их формах. Пластика железобетона в формах конструкций выражает остроту соотношений нагрузки и опор. При максимальном приближении к распределению масс материала в соответствии со статическими напряжениями возникает художественно отточенная форма, причем оригинальность каждого решения определяется ситуацией конкретного места.

Новыми для нашего времени архитектурными формами в естественном ландшафте стали железобетонные путепроводы, перекрывающие автострады с напряженным движением транспорта. В качестве примера можно привести путепровод на магистрали в Голландии. Пара пологих железобетонных арок держит пешеходный переход с легким металлическим ограждением. Переход частично подвешен к арке, а частично опирается на тонкие железобетонные столбики. Контраст тонких соединяющих и опорных элементов, массива горизонтальной балки и силуэта арок изящного переменного сечения весьма выразителен. Монументальная статичность форм этого сооружения представляет контраст темпу происходящего под ними движения. Лаконизм распластанной композиции сливается с характером окружающего пейзажа.IMG_8045

По-другому воспринимается пешеходный мост через одну из магистралей Германии. Тонкая железобетонная конструкция рамного типа, поддерживая горизонтальное полотно, упирается в опоры, находящиеся в верхней части дорожных откосов.

Контрастны грандиозный масштаб и простые формы моста над пропастью Валь-Ристель в Северной Италии. Он строился способом надвижной опалубки. Радиус кривизны его дорожного полотна составляет 150 м. Эта железобетонная дуга опирается на тонкие высокие столбы прямоугольного сечения.

Железобетонные путепроводы и сложные транспортные развязки значительно влияют на пространственную архитектуру городов и природный ландшафт. Во многих случаях пластика конструктивных решений подчеркивает природные факторы, своеобразие рельефа местности.

Таков, к примеру, Кранненбергский мост, находящийся на магистрали Бонн — Кобленц в ФРГ. Эта приподнятая на спаренные опоры эстакада , являясь мостом над рекой, переходит в автостраду, огибающую крутые горы. Этим достигается беспрепятственное движение при любых погодных условиях с гарантией безопасности при обвалах горных пород.

Железобетонная кривая дорожного полотна значительна своей протяженностью. Простота и вместе с тем выразительность подчеркиваются метрическим расположением парных опор одинаковых сечений. Высота опор меняется. Кривизна железобетонной ленты, следуя рельефу, приобретает особую живописность. Пластика формы из искусственного материала органично вписывается в естественную природу.

Мощным по архитектуре и размерам является железобетонный Киевский мост в Ереване. Известно, что арочные мосты, опоры которых воспринимают и вертикальное, и горизонтальное давление, обладая хорошими перекрывающими возможностями, рациональны по технико-экономическим показателям. Вместе с тем они художественно выразительны. Киевский мост своей формой типичен для мест с сильным рельефом в сочетании с мощными реками. Спаренная однопролетная железобетонная арочная конструкция поднимается на 30 м, имея пролет около 80 м. Желтоватый оттенок поверхности бетона выявлен фактурой обнаженного заполнителя. Цветовой тон образовался сочетанием серого цементного камня с желтоватым щебнем заполнителя. Однако при столь выразительных конструкциях цвет поверхности не имеет большого значения.

С дальних высоких берегов р. Раздан крутые железобетонные арки воспринимаются органично выходящими из мощного скального основания. С одной из точек открывается вид на мост одновременно с железобетонной чашей стадиона «Раздан». Создается пространственная связь двух крупных архитектурно-инженерных сооружений. Арки моста упираются в мощные вертикальные пилоны, а ближе к середине проезжая часть его поддерживается вертикальными же опорами. Насыщенность вертикальными элементами еще сильнее оттеняет напряженность стрелы подъема бетонной арки.

Велик диапазон пластических решений железобетонных арочных мостов. Это видно при сравнении Киевского моста с тем, который выстроен в других ландшафтных условиях. Мост в гавани Ширштайн в Висбадене (Германия) плоской аркой в виде парящей чайки перекинулся над спокойной водой. Окружающий его рельеф в сравнении с ереванским ровный. Мост имеет ширину 3 м, поскольку предназначен для пешеходов. Он выполнен из напряженного легкого бетона. При пролете 92 м толщина центральной части составляет только 75 см, т. е. 20 пролета.

Благодаря отсутствию соединительных промежуточных элементов мост стал большой пластической скульптурой среди ландшафтов Рейна. Он уникален по гармонии форм и простоте конструктивного решения. Художественный образ воплотил совершенство конструктивного материала — бетона. Его выразительность характеризуется в большей мере легкостью и динамизмом, чем монументальностью и статичностью форм.

Существует множество других форм железобетонных мостов разных размеров, активно дополняющих ландшафт. К ним можно причислить, например, изящный арочный мостик для пешеходов, подводящий к нижнему павильону канатной дороги в Ереване. Пластичность бетона нашла отражение в плавном утолщении конструкции от стрелы к опорам. Упругость формы подчеркивают тонкие металлические ограждения. Кривая моста подводит к крутому подъему канатной дороги.

Павильон новой канатной дороги в Тбилиси выдвинут над склоном и уровнем исходной площадки железобетонной консолью. У-образные железобетонные опоры с несимметричными ветвями имеют переменное сечение, утоняющееся кверху. Это подчеркивает вынос консольной плиты. Навес павильона — горизонтальная плита более тонкого сечения, чем основная опорная рама. На него с уровня рамы идут ступени, которые одновременно являются затяжкой консоли. Соотношение геометрически простых сечений железобетонных элементов приобретает сильную эстетическую выразительность. Сочетание железобетонных элементов образует активную композицию, построенную на конструктивном взаимодействии форм.

С большей свободой выявлена пластика бетона в архитектуре верхней станции канатной дороги в дендропарке Сочи. Возможно, это в значительной мере обусловил метод строительства из монолитного бетона. Станция представляет собой сооружение башенного типа с выступающими наверху и на промежуточном уровне видовыми балконами и площадками. Плавный переход в местах сопряжения плоскостей, а также несколько расширяющийся снизу силуэт башни делают ее своеобразной скульптурой.

Верхняя станция канатной дороги дендропарка, Сочи

Верхняя станция канатной дороги дендропарка, Сочи

Архитектура инженерных башен

Среди бетонных сооружений башенного типа силосные башни и градирни имеют главным образом технологическое значение, а не архитектурно-композиционное. Кроме того, они довольно однообразны по формам, поэтому с точки зрения пластических вариантов железобетонных форм башенного типа интереснее инженерные сооружения другого рода.

К ним можно отнести видовую башню, построенную в Риме вблизи Большого Дворца спорта. Она стоит на холме и ее выразительный силуэт хорошо виден со всех сторон. Завершение башни образует грибовидная плоская железобетонная форма с рестораном и концертным залом. Архитектура башни построена на контрасте плоского венчания и группировки стройных опор У-образной формы. В центральном столбе между этими опорами размещаются подъемники. Среди вечнозеленых хвойных деревьев серая бетонная вертикаль привлекает внимание. Оригинально взаимное сопряжение периметральных опор.

fullsize

Водонапорная башня в г. Тадлей (Великобритания) вопреки существующим Для этих сооружений стереотипам представляет собой массивный плоский объем на нескольких опорах. Пластически неопределенная криволинейная форма из монолитного бетона в сочетании со сборными элементами, использованными для боковых стенок емкости, поддерживается полой центральной опорой и восемью полыми колоннами по периметру. Колонны, кроме центральной, имеют переменное сечение, расширяющееся кверху. Необычность формы резервуара подчеркивается декорированием поверхности бетона. Вертикальные стенки объема поделены на 16 участков. Их поверхность имеет шероховатую фактуру с темно-зеленым обнаженным заполнителем.

Более протяженные участки выполнены из вертикальных плоских сборных элементов. Они имеют фактуру из более светлого гранитного заполнителя. Сборные части несколько выступают по отношению к плоскости монолитных участков. Этот пример свидетельствует о том, что при более сложной пластике формы с невыразительным силуэтом можно использовать декоративные свойства поверхности конструктивного материала, цвет которого определяется цветом составляющих бетонной смеси. Такая многоцветная фактура зрительно расчленит несколько тяжеловесную форму.

Инженерные сооружения башенного типа при необычности форм и значительности своих размеров приобретают большую образную выразительность. Примером может служить башенное сооружение из железобетона в промышленном центре автономного порта в Марселе, в заливе де Фос (Франция).

Участие инженерии в формировании эстетических свойств зданий и сооружений в наши дни трудно оспаривать. Повышение технической оснащенности городов и поселков вызывает необходимость строительства новых типов сооружений. Многие из них становятся композиционно активными единицами объемно-пространственных комплексов. В них пластика бетона проявляется в виде большого разнообразия крупных объемных форм. Особенности этих форм предопределяются в первую очередь их назначением и затем конструктивной целесообразностью. Объемное решение складывается во взаимоотношении элементов конструкции. Бесспорно, что доминирующее значение этих инженерных сооружений с точки зрения художественного формирования искусственной среды велико.

Приведем несколько примеров водонапорных башен — это башни в Ист-Дерхаме, Танвелле и Кокфостере в Англии. Первая — небольшая по объему— имеет предельно простую форму. Высокий цилиндрический столб плавно переходит в расширяющийся кверху усеченный конус. Она выполнена в монолитном бетоне. Вторая — по объему наименьшая — также из монолитного бетона с конусообразным расширением кверху. Однако в этом случае оно начинается почти у основания. Поверхность башни расчленена на вертикальные участки, соединенные относительно тонкими горизонтальными связями. Членения башни приближаются в этом случае к человеческому масштабу и выявляют структуру конструкций. Наконец, третья — с оригинальным конструктивным решением опоры и собственно резервуара. Здесь уплощенный цилиндрический объем поддерживается граненым бетонным столбом и системой относительно тонких периметральных перекрещивающихся опор. Точная проверка надежности конструкций этой башни производилась на моделях после предварительных расчетов.

Телевизионные башни из бетона

Символом современного градостроительства, собирательным знаком большого города стали новые телевизионные башни из железобетона. Так же как и в свое время Эйфелева башня в Париже и башня Шухова в Москве, телевизионные башни — не только достижение инженеров, но и проверка новых методов конструирования и строительства новых пространственных форм, которые могут составить основу прогрессивных композиций архитектуры будущего.

Телебашня Останкино

Бесспорно, что всемирно известная Московская телевизионная башня в Останкине из монолитного железобетона — не только техническое сооружение. Размеры делают ее видимой с самых отдаленных точек при подъезде к городу. Она стала визуальным ориентиром многих магистралей.

Останкинская башня стала логическим продолжением темы городских вертикалей. Ее железобетонная часть имеет высоту 385 м. Отдельно стоящий полый столб расширяется книзу. Он представляет собой разновидность новой архитектурной формы. Выразительность ее пластики основана на экономном расходовании материала, воспринимающего статические напряжения.

При простоте общего решения нюансное изменение столбообразной формы отражает специфику выражения пластических свойств монолитного бетона. Плавность силуэта подчеркивается размещением горизонтальных площадок и отверстий на поверхности центрического объема.

Усеченные трапециевидные плоскости периметральных опор позволяют, особенно вблизи, ощутить относительную тонкость образующейся бетонной поверхности.

Наружная плоскость имеет следы опалубки. Дополнительно к ритму отверстий они определяют ритмы фактурных членений. Монументальность и зрительная надежность сооружения из железобетона усиливается при выявлении фактуры конструктивного материала. Серая поверхность натурального бетона в любом освещении гармонирует с цветом и освещением окружающей пространственной среды.

Архитектура этого сооружения не требует специального Декорирования. Пластика формы и характер поверхности едины.

Телевизионная башня Гамбурга имеет сложную геометрию. В принципе это сужающаяся кверху железобетонная труба, однако ее утонение значительнее, чем в предыдущем примере. В верхней части есть два яруса расширяющихся консольно выступающих конусов плоских очертаний.

Телевизионная башня Гамбурга

Особенно интересен этот пример с точки зрения ансамбля с окружающими зданиями. Ступенчатый массивный объем с навесными панелями с фактурой обнаженного крупного заполнителя образует начало пространственного ритма горизонтальных членений. На стволе башни они переходят в концентрические окружности конусообразных расширений. Плоские членения пирамиды, слегка сужающейся кверху, и вертикальный утоняющийся кверху ствол зрительно объединяются по закону контрастного соотношения форм. При этом наглядно выявляется широкий диапазон пластических возможностей бетона в архитектурных формообразованиях. (Подробнее о самых высоких телебашнях).

Конструкция, форма и материал в их взаимодействии в инженерных сооружениях подтверждают практическую многоплановость формообразующих свойств бетона и железобетона. Форма инженерных сооружений в меньшей степени зависит от стилевых влияний, чем формы общественных, гражданских и прочих зданий, считающихся сферой непосредственного приложения труда архитектора. Пластические возможности бетонных форм в инженерных сооружениях не зависят от их фактических размеров. Их монолитность носит крупномасштабный характер. При этом художественное решение может отличаться выразительностью силуэта при восприятии с отдельных точек. Декоративная обработка поверхности применяется для утилитарных целей— стойкости по отношению к воздействиям среды.

Использование бетона в инженерных сооружениях в качестве основного строительного материала обеспечивает большую свободу форм. Вместе с тем пластические свойства бетона обеспечивают зрительную капитальность этих форм и разную степень декоративности фактуры поверхности. Разнообразие объемных форм инженерных сооружений из бетона и железобетона подтверждает реальную обоснованность осуществления из них объемно-пространственных композиций футурологического направления.

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

архитектурный декор без границ :: Статьи

Один из древнейших строительных материалов достигает все новые высоты. Взять хотя бы историю последних 100-150 лет: сначала бетон — это всего лишь фундамент, затем — несущий каркас, в послевоенные годы в модернистских коробках бетон используется по максимуму для всего (для быстроты и дешевизны), а потом оказывается в опале вместе с модернизмом и под натиском защитников окружающей среды.

Возрождению интереса к бетону способствуют и разнообразные эксперименты производителей. Они научились делать его цветным и белоснежным, гладким и фактурным, с глубоким рельефом и напечатанным рисунком, более прочным на изгиб при меньшей толщине. На фасадах некоторых зданий из бетонных панелей или блоков «самый примитивный стройматериал» неузнаваем. Рассмотрим поподробнее, как это получается.

Фактура «RAW»: используем натуральный вид

Начнем с того, что фактура бетона сама по себе, до каких бы то ни было обработок, очень декоративна. Тут и следы съемной опалубки добавляют шарма, и та приятная потертость, которая возникает на бетонной поверхности с течением времени — под влиянием атмосферных воздействий.

Средняя школа ES/EB3 Braamcamp Freire, Лиссабон, Португалия. Арх. CVDB, 2012

Безошибочным признаком всеобщего признания бетона как декоративного материала служит тот факт, что его используют для отделки интерьеров школ и детских садов. Скажем, средняя школа ES/EB3 Braamcamp Freire в Лиссабоне — бетонная и снаружи, и внутри, и вкупе с остроумной геометрией пространств это очень даже впечатляет. Правда, пока что такие примеры встречаются преимущественно в Европе, но и им лозунг «Все лучшее — детям» далеко не чужд.

Средняя школа ES/EB3 Braamcamp Freire, Лиссабон, Португалия. Арх. CVDB, 2012

В пользу того же факта свидетельствуют участившиеся случаи, когда люди, что называется, в трезвом уме и твердой памяти, заказывают себе частные дома из бетона — нет, не безликие серые коробки, а авторские постройки с отличной теплоизоляцией (таковы уж свойства бетона!) и необычным исполнением.

Не требуется даже сложной пластики в объемно-пространственном решении: сплошная прямоугольная стена, отлитая из бетона, уже может смотреться как арт-панно. Достаточно вспомнить жилые дома греческого бюро tense, о которых мы писали, — на острове Эвбея и в солнечной Аттике.

Жилой дом в Сикамино, Греция. Арх. tense architecture network

Редкий и трудоемкий прием применил чилийский архитектор Матиас Зегерс (Matias Zegers). Для строительства стен цвета выжженных чилийских песков бетон отливался вручную не просто на месте, но и маленькими порциями в течение многих дней, слой за слоем, подобно тому, как выкладываются стены из кирпича. И каждый слой, высыхая, впитывал в себя все особенности того дня, когда он был залит, будь то жгучий зной, пыльная буря или проливной дождь. Оттого фактура бетонной стены получилась уже сразу с налетом «благородной древности».

Частный дом Casa Mirador, Чили. Арх. Матиас Зегерс

Цветной расклад: добавляем в состав пигменты

Самый простой способ сделать бетон еще более акцентным — добавить ему цвета. Вместо покраски по фасаду в состав материала добавляют пигменты. Они противостоят износу и ультрафиолету во много раз дольше. Самый распространенный пигмент для окрашивания бетона имеет железо-окисную природу, однако есть и другие техники «расцвечивания». Используют цветные цементы или травление кислотой, которая снимает верхний слой и обнажает природные, уже не «серые» заполнители.

Хотя цветовую палитру бетона разнообразной не назовешь. практически вся она показана на фасаде офисного центра Yard House в Лондоне. Стены здания набирали из бетонных плиток, отлитых прямо на стройплощадке.

Офисный центр Yard House, Лондон, Великобритания. Арх. Assemble, 2012

И однако же даже один оттенок — при условии, что доля присутствия бетона в общей массе сооружения достаточно велика, — кардинальным образом меняет его облик. Представьте, скажем, что уличная мебель для сада Зигмундсхоф в Берлине была бы просто «серобетонной»: здесь поверхность сидений меняет цвет даже в зависимости от освещения и угла зрения.

Взаимодействие со светом: отражаем и подсвечиваем

Помимо яркого окраса применяют и световые технологии. Уличная мебель для сада Зигмундсхоф в Берлине сделали из бетона, который отражает свет. Причем как естественный, так и искусственный, и такой бетон можно использовать, например, для выделения и «подсвечивания» опасных мест на лестницах, автомобильных дорогах и т. п.

Уличная мебель из отражающего свет бетона в Зигмундсхофе, Берлин, Германия. Арх. Сюзанна Хоффман

Но даже без определенной практической пользы бетон со светоотражающими частичками, которые обычно распределяют по поверхности в хаотичном порядке, притягивает глаз. Кстати, недавно мексиканские ученые придумали флуоресцирующий цемент: пока он светится только 12 часов, но со временем покрытия из бетона со светящимся цементом, возможно, будут заменять техническое освещение зданий и дорог в темное время суток.

Светоотражающий бетон, Hering International

«Фотобетон»: наносим изображения на стену

На бетоне можно печатать различные изображения, хотя и не цветные в полном смысле слова. Точнее, не печатать, а гравировать, причем двумя различными способами.

Первый называется фотолитография: изображение переводят в черно-белый растр и печатают как трафарет на специальной пленке. После этого на пленку наносится состав, замедляющий схватывание бетона, и чем темнее участок, тем больше требуется состава. Таким образом обработанный «трафарет» помещают в опалубку и заливают бетоном, и примерно через 24 часа, сняв опалубку и промыв поверхность водой, можно увидеть проявившееся изображение.

Студенческое общежитие Edison Residence, Монреаль, Канада. Арх. KANVA, 2014

Именно таким способом фасады студенческого общежития в Монреале украсили кадрами из старого черно-белого фильма, который рассказывает о пожаре, случившемся в этих местах столетие назад.

Студенческое общежитие Edison Residence, Монреаль, Канада. Арх. KANVA, 2014

Второй метод гравировки на бетоне — фотогравюра. Изображение опять же делают черно-белым и с помощью компьютера раскладывают на 256 оттенков серого. Результат переносят уже не на пленку, а на гибкую матрицу, которая «впечатывается» в поверхность бетона сколько угодно раз. То есть если нужно размножить одно и то же изображение, то лучше применять именно этот способ, который, к тому же, экономичнее и дает отличное качество.

Один из известных примеров фотогравюры — Музей архитектурного рисунка фонда Сергея Чобана в Берлине. Мотив, которым покрыли бетонные плиты фасадов, позаимствован у Пьетро Гонзаго. Именно с рисунка итальянца когда-то началась представленная теперь в музее коллекция.

Музей архитектурного рисунка, Берлин, Германия. Арх. SPEECH, 2013

Рельеф и ажур: переходим в объем

Орнаменты на бетоне легко могут получить третье измерение. Прорези могут быть и сквозными, превращая плиту в узорное кружево, а могут снимать слои разной толщины, образуя надписи или просто обогащая естественную фактуру бетона. Оба подхода показала Мануэль Готран в расширение музея искусств в Лилле.

Расширение музея LaM, Лилль, Франция. Арх. Manuelle Gautrand, 2010

Особенно ярко стены музея контрастируют ночью, когда казавшийся непроницаемым монолит местами начинает светиться. Кстати, часть фасадов Музея архитектурного рисунка тоже сделаны рельефными именно по этой технологии.

Потому что самая «сильная» современная архитектура из бетона наряду с его «поверхностными» проявлениями декоративности не может не задействовать «классический» инструментарий — игры со светом, пространством, компоновкой объемов, расширяя его возможности до той самой бесконечности.

Расширение музея LaM, Лилль, Франция. Арх. Manuelle Gautrand, 2010

archspeech.com

Бетон в архитектуре - Клуб интересных тем

Бетон в архитектуре – пожалуй, один из самых популярных и универсальных строительных материалов, без которого сложно представить современную строительную сферу. Существует множество видов бетона, различающихся по назначению и свойствам. Архитектурный бетон – это строительная смесь на основе цемента и песка, применяемая чаще всего в декоративных целях, но зачастую и для возведения конструктивных частей. Иные названия для архитектурного бетона: полимерный, акриловый, художественный, декоративный, арт бетон.

Виды архитектурного бетона

  • Геометрический – бетон с конструктивными свойствами для возведения строений, оснований и других строительных объектов.
  • Декоративный – бетон для декорирования и отделки готовых поверхностей.
  • Скульптурный — бетон для изготовления объемных декоративных объектов (скульптуры, барельефы).

Геометрический бетон в архитектуре

Благодаря высоким конструктивным свойствам, архитектурный бетон широко применяется при строительстве современных зданий, для создания фасада здания, монолитных стен и внутренней отделки. Важным свойством такого бетона является прочность и надежность, обеспечивающее долговечность готового сооружения. Использование бетона в архитектуре позволяет получить уникальный внешний вид и желаемые особенные черты строения.

Декоративный бетон в архитектуре

Декоративный бетон был разработан и запатентован в США в 60-х гг. прошлого века. Для отделки покрытий применяется штампованный, напыленный и цветной бетон. Также благодаря декоративному бетону можно имитировать натуральный камень, использование готовых форм позволяет получить разную текстуру материала. Важным свойством такого бетона является пластичность и сохранение декоративных качеств.

Скульптурный бетон в архитектуре

Для создания скульптур, барельефов и других объемных объектов применяется ручной способ отливки бетона. Такие изделия обладают художественно-эстетической ценностью и являются авторской работой. Скульптурный бетон объединяет конструктивные и декоративные свойства.

Состав архитектурного бетона

Основной состав бетона универсален и состоит из трех компонентов: цемент, наполнитель и вода. Однако в зависимости от пропорций и дополнительных добавок можно получить большое многообразие видов бетона.

Для улучшения пластичности в бетонную смесь добавляют пластификаторы, модификаторы, полимерные, химические и минеральные вещества. Для повышения прочностных свойств в смесь добавляют армирующие вещества, фиброволокна, туф, гравий, песок, известняк. Также можно применять противоморозные добавки, отвердители, уплотнители и т.д. Для декоративности материала добавляют частицы гранита, мрамора, слюды, базальта, кварца, стекла и т.д. Для получения цветного бетона состав дополняется красящими пигментами.

Характеристики архитектурного бетона

  • Устойчивость к воздействию ультрафиолетовых лучей, атмосферных осадков, температурных перепадов, газов и хлоридов;
  • Противоударная прочность;
  • Устойчивость к деформации и давлению;
  • Не скользит и легко моется;
  • Хорошее звукопоглощение;
  • Небольшой удельный вес;
  • Противожарность;
  • Период твердения: 14-28 суток.

Методы применения бетона в архитектуре

  • Съемная опалубка – применяется для создания монолитных стен с использованием геометрического бетона.
  • Трамбование – применяется для создания сложных декоративных элементов путем заливки раствора и набивки деталей с помощью прута или палки.
  • Тиснение – распространенный и быстрый способ изготовления бетона при помощи матрицы. Для этого на рабочую поверхность наносится грунтовка, армируется сеткой, затем сверху заливается бетонной смесью. После этого производится тиснение матрицей.
  • Вибропрессование – смесь укладывается в формы путем давления в ходе вибрации. Применяется для простых изделий – тротуаров, брусчаток и т.д. Метод отличается легкостью и эффективностью изготовления, а готовый продукт получается достаточно прочный.
  • Прессование – применяется для создания тонкостенных изделий при помощи гидравлических прессов или пресс-форм.
  • Литье – метод изготовления рельефных тонкостенных изделий без применения вибрации.
  • Ручной метод – применяется для создания скульптурных форм. Сначала сваривается армированный каркас по заданной художником форме, затем он обтягивается сеткой, на которую наносится бетон. Затем скульптор вырезает необходимую форму задуманного объекта.

После завершения сооружения архитектурного объекта поверхность бетона необходимо обработать. Это делается с целью защиты материала и придания декоративного вида. Существует множество способов обработки, например, шлифовка и полировка, пескоструйная обработка, воздействие огнем или кислотой, гравировка, покраска, нанесение защитного верхнего слоя и т.д.

Бетон в истории строительства применяется с древних времен, однако архитектурный бетон с декоративными качествами появился сравнительно недавно и с тех пор активно используется в строительной и художественной сфере.

*Статья подготовлена компанией ООО "Базис"

vsevteme.ru

Бетон в архитектуре и интерьере

Бетон – один из самых распространенных в мире строительных материалов. Наиболее популярным бетон стал в период конструктивизма, пришедшийся на 20-ые годы 20 века. Его дешевизна и возможность создавать из него любые формы стали основным двигателем массового строительства из бетона и широкого его применения. Но и сегодня бетон является популярным материалом для использования в архитектуре и дизайне, в том числе, как ни странно, и для изготовления предметов интерьера.

Были проведены исследования, в результате которых бетон назвали «материалом, архитектурно привлекательным и экологически благоприятным, отвечающий всем требованиям устойчивого строительства». Теперь появился новый термин, применимый к бетону — биопозитивный.

В этом посте мы покажем наиболее интересные, с нашей точки зрения, современные сооружения и изделия из бетона.

1. Дом в Испании, «зависший» среди верхушек деревьев. Архитектор Mauricio Pezo and Sofía von Ellrichshausen .

2. Дом-башня из бетона в Чили. Архитекторы Mauricio Pezo and Sofía von Ellrichshausen.

3. Многоуровневый дом в Аргентине. Архитектурное бюро BAK Arquitectos.

4.Sticks and Stones из Канады создают мебель из бетона.

5. Душевая в квартире в Лондоне. Архитектурное бюро Eips design .

6. Пол из полированного бетона в доме в Калифорнии. Архитектор Paul Davis Architecture.

7. Кухонная столешница из бетона. Дизайнер Kara Paslay Designs .

8. Столик из бетона. Архитектор Sigurd Larsen . Здесь можно увидеть процесс создания стола с бетонной столешницей.

9. Бетонная лампа. Дизайнер Matali Crasse .

10. Лампа из бетона и резины. Дизайнер Renate Vos .

Вот таким разным, необычным и красивым может быть бетон.

frombaltic.ru

Бетон позволяет воплощать любые архитектурные замыслы, не нарушая функциональности сооружения и его эстетики

Кирпич, шлакоблок, древесина – эти строительные материалы в целом вполне имеют право на существование. Однако помимо тех или иных достоинств их объединяет один существенный недостаток: они ограничивают свободу фантазии архитектора, когда ему приходится решать сложные задачи и воплощать в жизнь проекты, которые должны совмещать в себе эстетичный внешний вид и разноплановую функциональность.

Стройматериалом же, который снимает все ограничения, является бетон. Больше того, именно он во многих случаях не просто желательный, но и единственно приемлемый вариант, без которого то или иное сооружение не могло бы обеспечивать решение необходимых функциональных задач, а иногда – вообще быть возведенным.

Бетон: решение любых архитектурных задач

Можно ли представить себе современное строительство, длящееся десятилетиями? Разумеется, нет. Это невозможно как минимум по той причине, что это было бы нерентабельно, следовательно, за такой долгострой не взялась бы ни одна строительная организация. Однако пока в распоряжении архитекторов и строителей не появился товарный бетон, во многих случаях возведение зданий длилось (а точнее было бы сказать – тянулось) именно год за годом.

Между тем, сегодня мы нисколько не удивляемся, наблюдая, как сооружение высотой в десятки метров возникает вдруг на пустом месте буквально за несколько месяцев. И при этом сооружение может:

  • насчитывать произвольное количество этажей, о чем можно судить по бизнес-центрам, возводимым практически во всех мегаполисах;
  • иметь какое угодно назначение и, соответственно, планировку;
  • быть реализованным в любом архитектурном стиле вне зависимости от общей его концепции, предполагаемых элементов и т. п.

Именно благодаря ЖБИ, сегодня можно комбинировать тяжелые, монолитные элементы конструкций с легкими и хрупкими, например, со стеклом, пластиком.

Кроме того, нужно отметить, что некоторые архитектурные направления, может быть, и вовсе не возникли бы, если бы не бетон. Скажем, конструктивизм появился как идея и начал развиваться именно после его изобретения.

ЖБИ: фактор времени

В условиях современного рынка строительства и стройматериалов важен уже не сам факт наличия бетона и возможности использовать его для строительных нужд. Дело в том, что сегодня архитектору нет нужды думать, как создать ту или иную форму на основе железобетона, сколько это займет времени.

Это удобство основано на том, что широта номенклатуры стандартных ЖБИ позволяет создавать на их основе любые конструкционные элементы здания. Помимо прочего, если договор на поставку железобетонных изделий заключается с серьезным производителем, таким как завод ЖБИ-4, то можно купить бетон и ЖБИ, необходимые для конкретного строительства, да еще и получать товарный бетон с доставкой непосредственно к месту осуществления работ.

Даже в таком мире, как наш, – сплошь технологичном – всегда есть место для оригинальных и эстетичных произведений архитектуры. Причем в каждом случае можно построить здание в определенном архитектурном стиле без ущерба удобству и функциональности.

Современный архитектор не ограничен в своем творчестве ничем, чему в немалой степени способствует широкое распространение товарного бетона, представленного в большом количестве разноплановых изделий. И если вы обратитесь к продукции завода ЖБИ-4, то не только убедитесь в этом, но и будете удовлетворены ценами на такую продукцию, и уровнем сопутствующего сервиса.

gbi4.ru

Бетон в архитектуре. Соразмерность деталей.

Перемычки железобетонныеОднако при новых масштабах строительства чистота каждого составляющего элемента, которым в этом случае становится дом целиком, приобретает особое значение. С него начинается и им кончается целостное восприятие всего ансамбля. Архитектурная проработка железобетонных крупнопанельных зданий важна с нескольких позиций. Наиболее существенные из них — соразмерность деталей, непосредственно воспринимаемых зрителем с его индивидуальным, человеческим масштабом, и соразмерность объема в целом с градостроительным масштабом.

Размеры крупных элементов в свою очередь определяются параметрами, связанными с оптимальной грузоподъемностью машин и механизмов завода-изготовителя, условиями монтажа, функциональным назначением изготовляемой формы. Современные технологические возможности производства стимулируют создание крупноразмерных строительных элементов, необычных с точки зрения привычных масштабных соразмерностей архитектурных деталей и целого. Возникающий психологический разрыв должен быть учтен и компенсирован архитектором.

Технология строительного производства и способов изготовления конструкций из бетона и железобетона постоянно совершенствуется и развивается. Это особенно видно на сооружениях, относящихся к массовому индустриальному строительству. Однако композиционные возможности в этом случае сравнительно ограничены. В противовес этому в индивидуальных объектах складывается ряд различных оригинальных приемов возведения зданий, которые могут быть использованы как средство выявления художественных особенностей архитектуры массового назначения.

Учет и неучет особенностей железобетонных элементов, определяемый условиями их изготовления, может содействовать или тормозить воплощение эстетических принципов современной архитектуры. Достаточно ясно то, что каждый из способов заводского изготовления форм имеет свои «разрешающие возможности» для выявления их специфических художественных признаков. Это в свою очередь определяет достоинства конкретных архитектурных сооружений и их комплексов.

Отечественная и зарубежная архитектурно-строительная практика массового строительства имеет достаточно приемов построения архитектурных форм при сборном, сборно-монолитном и монолитном способах производства. Сборные изделия из железобетона изготовляются в заводских условиях полностью и на мест» строительства только собираются. При этом характеристика художественного решения связана с формой размером и декоративной обработкой сборных элементов. Размеры сборных железобетонных элементов предопределяются возможностями технологии строительного производства транспорта и монтажа.

Loading ... Loading ...

Похожие статьи:

Статьи по теме:

domdvordorogi.ru