Основные дефекты бетонного пола и причины их возникновения. Дефекты бетона


Дефекты бетона и способы их устранения

Сооружение качественной бетонной конструкции — дело трудное и требующее большого опыта, умения и некоторых временных затрат. Тем не менее довольно часто даже самые лучшие застройщики не застрахованы от возникновения тех или иных дефектов бетона. Это обусловлено тем, что в процессе создания любой постройки действуют десятки самых различных факторов, поведение которых зачастую невозможно предугадать. Здесь и халатность отдельно взятых рабочих, и некачественно приготовленная смесь, ошибка в расчетах, резкое ухудшение погодных условий и многое другое. Даже кажущиеся незначительными обстоятельства могут серьезно повлиять на качество возводимой конструкции, и работу придется исправлять, а иногда и основательно переделывать. Поэтому сегодня компания «БетонПрофи» решила составить список самых распространенных видов дефектов бетона и поделиться с Вами эффективными методами их устранения. А если Вы ищете, где выгодно приобрети бетон в Одинцово, то не забудьте позвонить нам, и наши подберут для Вас наиболее оптимальное предложение!!

Основные типы дефектов бетона и методы их устранения

Фото дефекта бетонаВ любом случае после снятия опалубки многих строителей может ждать неприятный сюрприз в виде различных изъянов бетона. При этом далеко не все из них видны вооруженным взглядом. Даже те, что могут серьезно навредить целостности всей конструкции. Количество встречающихся типов дефектов бетона довольно велико, но к самым распространенным принято относить следующие:

  • Гравелистая поверхность — этот дефект возникает, как правило, из-за некачественной опалубки, которую зачастую попросту забывают ремонтировать и используют множество раз. Этот изъян можно увидеть невооруженным взглядом — он заключается в том, что грани твердого наполнителя выпирают из тела бетона. Из-за этого проведение отделочных работ серьезно затрудняется или вовсе становится невозможным. Устраняется этот дефект при помощи зачистки специальными металлическими щетками, а затем поверхность штукатурят цементным раствором.
  • Полости на поверхности бетона — возникает обычно из-за нарушения технологического процесса изготовления смеси или ее укладки. Исправляют такой изъян также при помощи затирания поверхности цементным раствором.
  • Раковины — наиболее часто встречающийся дефект, который возникает в результате расслоения бетонной смеси при транспортировке или нарушений в процессе укладки. Из-за этого плотность бетона на разных участках становится чрезмерной или, наоборот — недостаточной. Чтобы устранить такой недочет, необходимо зачистить некачественные участки, и заделать их бетоном на одну марку выше.
  • Пустоты в теле бетонной конструкции — это один из самых серьезных дефектов, который может привести к обрушению всей конструкции, поэтому его нужно исправлять незамедлительно. Зачастую пустоты могут быть огромных размеров и даже оголять арматуру. Для исправления ситуации, придется очистить рыхлый бетон и тщательно промыть все стыки водой. После этого необходимо соорудить навесную опалубку, которая должна быть чуть выше верхнего стыка. Опалубка заливается той же бетонной смесью, желательно с высокой подвижностью.
  • Трещины — причину такого брака определить сложно, для этого обычно даже собирают целые комиссии, но к самым типичным относятся: неправильное вычисление количества необходимых материалов, превышение расчетных нагрузок, коррозия арматуры, нарушение технологии при укладке и так далее. Метод исправления дефекта напрямую зависит от множества факторов (положение, направление, ширина раскрытия и наличие ее изменения и многих других), и может существенно отличаться в разнообразных ситуациях. В большинстве случаев, для ремонта используется метод инъектирования — трещину заполняют специальным ремонтным составов под давлением.

Компания «БетонПрофи» призывает наших клиентов трепетно относиться к соблюдению технологических процессов и требований регламентов и желает Вам, чтобы Ваша постройка обошлась без дефектов. А также напоминаем, что только у нас Вы всегда можете рассчитывать на самые выгодные предложения на покупку бетона. Цены за 1 м3 Вы можете узнать в соответствующем разделе на нашем сайте, или просто позвонив нам по номеру +7 (929) 598-12-77!

profi-beton.ru

Дефекты железобетонных конструкций

lidermsk.ru

№ п/п Вид повреждения и дефекта, место расположения и характерные признаки обнаружения Вероятные причины возникновения и методы обнаружения Возможные последствия и меры по предупреждению дальнейшего развития или по устранению
1 Волосяные трещины, не имеющие четкой ориентации, появляющиеся при изготовленни в основном на верхней поверхности Усадка в результате принятого режима температурно-влажностной обработки, состава бетонной смеси, свойств цемента.Метод выявления - визуальный На несущую способность не влияют, могут снизить долговечность.Заделка трещин раствором
2 Волосяные трещины вдоль арматуры, следы ржавчины на поверхности бетона Коррозия арматуры (слой коррозии до 0,5 мм) при потере бетоном защитных свойств (например, при карбонизации). Раскалывание бетона при нарушении сцепления с арматурой.Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности до 5%. Может снизится долговечность.Усиление - при необходимости. Восстановление защитного слоя
3 Сколы бетона Механические воздействия.Метод выявления - визуальный При расположении в сжатой зоне - снижение несущей способности за счет уменьшения площади сечения. При расположении в растянутой зоне на несущую способность не влияют, но снижают жесткость элемента.Установка обойм по расчету. Заделка сколов мелкозернистым бетоном
4 Промасливание бетона Технологические протечки.Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности за счет снижения прочности бетона до 30%.Устранение протечек. Усиление по расчету, снятие промасленного слоя. Установка обойм или армосеток, обетонирование
5 Трещины вдоль арматурных стержней с шириной раскрытия до 3 мм. Явные следы коррозии арматуры Развиваются в результате коррозии арматуры из волосяных трещин. Толщины продуктов коррозии до 3 мм.Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности в зависимости от толщины слоя коррозии и размеров выключенного из работы бетона сжатой зоны. Кроме того, уменьшение несущей способности нормальных сечений до 20% в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. При расположении на опорных участках - состояние аварийное.Усиление по расчету, восстановление защитного слоя
6 Отслоение защитного слоя бетона Коррозия арматуры - дальнейшее развитие дефектов в п.2 и п.5.Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности в зависимости от уменьшения площади сечения арматуры в результате коррозии и уменьшения размеров поперечного сечения сжатой зоны. Кроме того, снижение прочности нормальных сечений до 30% в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. Снижена жесткость элементов При расположении дефекта на опорном участке - состояние аварийное.Усиление по расчету, восстановление защитного слоя
7 Нормальные трещины в изгибаемых конструкциях и в растянутых элементах конструкций шириной раскрытия для стали класса: А240 - более 0,5 мм; А300, А400, А500, А600 - более 0,4 мм; в остальных случаях - более о,3 мм Перегрузка конструкций. Смещение растянутой арматуры. Для преднапряженных конструкций - малая величина натяжения арматуры при изготовлении.Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности и жесткости элементов.Разгрузка и усиление по расчету
8 То же, что в п.7, но имеются трещины с разветвленными концами Перегрузка конструкций в результате снижения прочности бетона илинарушения сцепления арматуры с бетоном.Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние аварийное.Немедленная разгрузка и усиление по расчету
9 Наклонные трещины со смещением участков балки относительно друг друга и наклонные трещины, пересекающие арматуру Перегрузка конструкций. Нарушение анкеровки арматуры.Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние аварийное.Немедленная разгрузка и усиление по расчету
10 Относительные прогибы, превышающие предельно допустимые по нормам проектирования Перегрузка конструкций.Метод выявления - инструментальный Степень опасности определяется в зависимости от наличия других дефектов. Например, наличие этого дефекты и по п.7 - состояние аварийное.Разгрузка и усиление по расчету
11 Повреждения арматуры и закладных деталей (надрезы, вырывы) Механические воздействия, коррозия арматуры.Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности.Усиление по расчету
12 Выпучивание сжатой арматуры, продольные трещины в сжатой зоне, шелушение бетона сжатой зоны Перегрузка конструкций.Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние аварийное.Разгрузка и усиление по расчету
13 Уменьшение площадок опирания против проектных Ошибки при изготовлении и монтаже.Метод выявления - инструментальный Возможно снижение несущей способности.Усиление по расчету
14 Разрывы или смещения поперечной арматуры в зоне наклонных трещин Перегрузка конструкций.Метод выявления - инструментальный Состояние аварийное.Разгрузка и усиление по расчету
15 Отрыв анкеров от пластин закладных деталей, деформация соединительных элементов, расхождение стыков Наличие воздействий, не предусмотренных при проектировании.Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние аварийное.Разгрузка и усиление по расчету
16 Трещины, вывалы и оголение арматуры в зоне проходы коммуникаций через стены, перекрытия и покрытия Механические повреждения при пробивке отверстий и проемов с оголением и вырезкой арматуры, вибрация.Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности.Усиление по расчету
17 Трещины, выбоины, раскалывание фундаментов под оборудование, вырыв анкерных болтов Вибрации, снижение прочности бетона, промасливание.Метод выявления - визуально-инструментальный Состояние предаварийное.Устранение вибрации. Восстановление фундаментов с усилением
18 Высолы на поверхности бетона Воздействие агрессивной среды, неправильное применение химдобавок.Метод выявления - визуально-инструментальный, лабораторный Снижение несущей способности за счет коррозии арматуры и бетона.Восстановление защитных покрытий. В необходимых случаях - усиление по расчету
19 Наличие следов сажи и копоти, шелушение отдельных слоев поверхности бетона, небольшие сколы бетона Воздействие очагового пожара.Метод выявления - визуальный Снижение несущей способности.Конструкции требуют восстановления поврежденных поверхностей
20 Полное покрытие поверхности сажей и копотью, сколы и обнажение арматуры по углам, обнажение арматурной сетки плоских элементов до 10%, отделение бетона без обрушения (глухой звук при простукивании), трещины до 0,5 мм Среднее воздействие пожара.Метод выявления - визуально-инструментальный Снижение несущей способности и жесткости элементов.Конструкции требуют усиления по расчету с увеличением сечений
21 Цвет бетона - желтый, сколы до 30%, обнажение арматуры до 50%, трещины до 1,0 мм Сильное воздействие пожара.Метод выявления - визуально-инструментальный Аварийное состояние.Конструкции требуют усиления по расчету с увеличением сечений бетона и арматуры и устройством дополнительных опор

Дефекты бетонного пола и причины их возникновения

Все дефекты бетонного пола условно объединяют в следующие группы:

  • механические повреждения;
  • эксплуатационные повреждения;
  • повреждения, возникшие в результате химического и климатического воздействия.

Механические повреждения

механические повреждения

механические повреждения

Этот вид повреждений является наиболее распространенным. Механические повреждения возникают вследствие самых разных факторов и условно делятся на внутренние и наружные. Последние можно обнаружить на поверхности пола самостоятельно, а для нахождения внутренних понадобится специальный прибор – дефектоскоп по бетону.

Самые распространенные механические повреждения и причины их возникновения:

  • сколы. Образуются в результате механического воздействия на участки пола, под которыми находятся зоны пониженной плотности. Причиной появления сколов может быть нарушение соотношения воды и цемента в бетонном растворе при заливке, отсутствие температурно-усадочных швов, недостаточное армирование, подвижки в основании;
  • выбоины. Обычно возникают вследствие ударных нагрузок. Выбоины могут также образовываться в результате воздействия большой массы, например, в местах расположения тяжелого оборудования;
  • отслоение верхнего слоя бетона. Возникает чаще всего вследствие некачественного просушивания бетонной поверхности и выполнения ее отделки до полной гидратации раствора;
  • вздутия. Появляются в том случае, когда поверхностный слой бетона был уплотнен до полного удаления воздушных пузырей из массы раствора. Вздутия появляются и после обработки пропитками или красками непросушенной бетонной поверхности;
  • трещины. Со временем они могут расширяться и соединяться друг с другом, что может стать причиной образования крупных выбоин.

Как видим, появления некоторых дефектов можно было бы и избежать. Но сколы, выбоины и трещины образуются в ходе эксплуатации бетонного пола, поэтому их необходимо периодически ремонтировать.

Профилактика механических дефектов

Чтобы минимизировать возможность появления механических повреждений, необходимо, прежде всего, соблюдать технологию обустройства бетонного пола.

При обустройстве бетонного пола необходимо соблюдать следующие правила:

  • класс бетона обязательно должен соответствовать расчетным нагрузкам. Экономия на материалах может стать причиной того, что срок службы пола сократится в разы и придется намного чаще тратить средства и силы на его ремонт;
  • нельзя нарушать технологию заливки бетонного раствора и его дальнейшей сушки. Бетон требует качественного уплотнения, а при гидратации он не должен испытывать недостаток влаги;
  • следует обращать внимание на сроки. Если для заливки стяжки использовался бетон без специальных добавок-модификаторов, то приступать к отделке поверхности можно не ранее, чем через месяц после монтажных работ;
  • бетонный пол в ходе эксплуатации следует оберегать от излишне интенсивных воздействий. Нагрузки, конечно, будут присутствовать, но можно уменьшить вред от них. Например, простое ограничение скорости передвижения транспорта по промышленному полу приводит к тому, что повреждение покрытия возникает намного реже.

Эксплуатационные повреждения

пыление пола

Все нижеперечисленные дефекты возникают либо вследствие неправильной эксплуатации бетонного пола, либо вследствие нарушения технологии его обустройства.

К эксплуатационным повреждениям относят:

  • деформацию стяжки. Данный дефект выражается изменением уровня бетонного пола. Покрытие чаще всего просаживается по центру и приподнимается по краям. Причиной может быть неравномерная плотность бетона при заливке вследствие недостаточной трамбовки, а также недостаточная толщина армирования и разная влажность нижнего и верхнего слоев бетона;
  • растрескивание стяжки. Трещины могут возникать как при механических воздействиях на пол, так и при его деформации, которая может быть спровоцирована или температурными расширениями, или излишними нагрузками, существенно превышающими расчетные;
  • шелушение. На бетонной поверхности наблюдается отслаивание небольших чешуек. Начинается оно обычно с появления сеточки небольших трещи. Причиной данного дефекта является слишком быстрое испарение влаги из верхнего слоя бетона;
  • пыление бетонной поверхности. Выражается в появлении мелкой цементной пыли на поверхности пола. Может быть связано с несколькими причинами. Это и недостаток цемента в растворе, и избыток влаги при заливке пола, и воздействие различных абразивов на бетон.
 Эксплуатационные повреждения устраняются несколько сложнее, чем механические.

Чтобы минимизировать риск возникновения дефектов во время эксплуатации бетонного пола, необходимо учесть следующие рекомендации:

  • раствор следует обрабатывать и заливать по всем правилам технологии, не допуская его шелушения и расслоения при высушивании;
  • чтобы предотвратить растрескивание бетона, необходимо по периметру помещения уложить демпферную ленту, компенсирующую деформации. На стяжках большой площади обязательно выполняются деформационные швы с полимерным заполнением;
  • необходимо также качественно подготовить основание под стяжку: чем плотнее будет утрамбован грунт, тем меньше вероятность просадки, деформации и растрескивания бетонной конструкции;
  • во избежание появления поверхностных повреждений на бетонную поверхность следует нанести укрепляющую пропитку на полимерной основе или выполнить «железнение» бетона.

Климатическое и химическое воздействие

высолы на бетоне

Отдельную группу составляют дефекты, возникшие в результате реакции на какое-либо химическое вещество или климатическое воздействие.

Сюда можно отнести:

  • появление на поверхности бетонного пола светлых пятен и разводов, так называемых высолов. Причина образования солевого налета – нарушение влажностного режима или попадание хлоридов кальция и щелочей в состав бетонного раствора. Именно по этой причине специалисты рекомендуют в районах с сильнокарбонатными почвами использовать для приготовления бетонной смеси привозную воду;
  • разрушение поверхности бетонного пола под воздействием низких температур. Вода, попавшая в поры верхнего слоя бетона, при замерзании увеличивается в объеме на 10-15%. Поэтому микроскопические поры постепенно расширяются. Чем чаще происходит процесс замораживания/оттаивания, тем интенсивнее разрушается бетон. Для борьбы с данным явлением применяют специальные антиморозные пропитки или составы, снижающие пористость материала;
  • к этой группе повреждений относят и коррозию арматуры. Металлические закладные покрываются ржавчиной в местах их обнажения. Это приводит к уменьшению прочности арматуры и всей бетонной конструкции. Чтобы предотвратить этот процесс, арматуру обязательно надо обрабатывать противокоррозионным составом.

Все дефекты, описанные выше, могут проявляться в самой разной форме. Первые признаки многих из них могут выглядеть вполне безобидно, но все же при их обнаружении следует принимать соответствующие меры. В противном случае ситуация со временем может резко ухудшиться.

Об основных технологиях устранений дефектов рассказано в этой статье , а о ремонте с помощью эпоксидной мастики в данной статье.

xn--h1afble3az.xn--p1ai

механические, эксплуатационные и климатические. Профилактика и ремонт

В процессе эксплуатации могут возникать самые разные дефекты железобетонных конструкций. При этом очень важно вовремя выявлять проблемные участки, локализовывать и устранять повреждения, поскольку значительная их часть склонна к расширению и усугублению ситуации.

Ниже мы рассмотрим классификацию основных дефектов бетонного покрытия, а также приведем ряд советов по его ремонту.

В ходе эксплуатации железобетонных изделий на них появляются различные повреждения

Факторы, которые оказывают влияние на прочность

Прежде чем анализировать распространенные дефекты бетонных конструкций, необходимо понять, что может являться их причиной.

Здесь ключевым фактором будет прочность застывшего бетонного раствора, которая определяется такими параметрами:

Чем ближе состав раствора к оптимальному, тем меньше проблем будет в эксплуатации конструкции

  • Состав бетона. Чем выше марка входящего в раствор цемента, и чем прочнее гравий, который использовался в качестве наполнителя, тем более стойким будет покрытие или монолитная конструкция. Естественно, при использовании высокомарочных бетонов возрастает цена материала, потому в любом случае нам необходимо искать компромисс между экономией и надежностью.

Обратите внимание!Излишне прочные составы очень сложно обрабатывать: например, для выполнения простейших операций может потребоваться дорогостоящая резка железобетона алмазными кругами.Вот почему переусердствовать с подбором материалов не стоит!

  • Качество армирования. Наряду с высокой механической прочностью для бетона характерна низкая эластичность, потому при воздействии определенных нагрузок (изгиб, сжатие) он может растрескиваться. Чтобы избежать этого, внутрь конструкции помещают стальную арматуру. От ее конфигурации и диаметра зависит, насколько стойкой будет вся система.

Для достаточно прочных составов обязательно применяется алмазное бурение отверстий в бетоне: обычная дрель «не возьмет»!

  • Проницаемость поверхности. Если для материала характерно большое количество пор, то рано или поздно в них проникнет влага, которая является одним из наиболее разрушительных факторов. Особенно пагубно сказываются на состоянии бетонного покрытия перепады температуры, при которых жидкость замерзает, разрушая поры за счет увеличения объема.

В принципе, именно перечисленные факторы являются решающими для обеспечения прочности цемента. Впрочем, даже в идеальной ситуации рано или поздно покрытие повреждается, и нам приходится его восстанавливать. Что при этом может произойти, и как нам нужно действовать – расскажем ниже.

Механические повреждения

Сколы и трещины

Выявление глубинных повреждений дефектоскопом

Наиболее распространенными дефектами являются механические повреждения. Они могут возникать вследствие различных факторов, и условно подразделяются на наружные и внутренние. И если для определения внутренних используется специальное устройство — дефектоскоп по бетону, то проблемы на поверхности можно увидеть самостоятельно.

Здесь главное – определить причину, по которой неисправность возникла, и оперативно ее устранить. Примеры наиболее часто встречающихся повреждений для удобства анализа мы структурировали в виде таблицы:

Дефект Характеристики и возможная причина возникновения Выбоины на поверхности Чаще всего возникают вследствие ударных нагрузок. Также возможно образование выбоин в местах длительного воздействия значительной массы. Сколы Образуются при механическом влиянии на участки, под которыми располагаются зоны пониженной плотности. По конфигурации практически идентичны выбоинам, но обычно имеют меньшую глубину. Отслоение Представляет собой отделение поверхностного слоя материала от основной массы. Чаще всего возникает вследствие некачественного просушивания материала и выполнения отделки до полной гидратации раствора. Механические трещины Возникают при длительном и интенсивном воздействии на большую площадь. Со временем расширяются и соединяются друг с другом, что может привести к образованию крупных выбоин. Вздутия Образуются в том случае, если поверхностный слой уплотняется до полного удаления воздуха из массы раствора. Также поверхность вздувается при обработке краской или пропитками (силингами) непросушенного цемента.

 

Фото глубокой трещины

Как видно из анализа причин, появления части перечисленных дефектов можно было бы избежать. А вот механические трещины, сколы и выбоины образуются вследствие эксплуатации покрытия, так что их просто нужно периодически ремонтировать. Инструкция по профилактике и ремонту приводится в следующем разделе.

Профилактика и ремонт дефектов

Чтобы минимизировать риск появления механических повреждений, в первую очередь нужно соблюдать технологию обустройства конструкций из бетона.

Конечно, этот вопрос имеет множество нюансов, потому мы приведем лишь наиболее важные правила:

  • Во-первых, класс бетона должен соответствовать расчетным нагрузкам. В противном случае экономия на материалах приведет к тому, что срок службы сократится в разы, а на ремонт придется тратить силы и средства куда чаще.
  • Во-вторых, нужно соблюдать технологию заливки и сушки. Раствор требует качественного уплотнения бетона, а при гидратации цемент не должен испытывать недостаток влаги.
  • Также стоит обратить внимание на сроки: без использования специальных модификаторов отделывать поверхности раньше, чем через 28-30 дней после заливки, нельзя.
  • В-третьих, следует оберегать покрытие от излишне интенсивных воздействий. Конечно, нагрузки будут влиять на состояние бетона, но в наших силах снизить вред от них.

Виброуплотнение в разы повышает прочность

Обратите внимание!Даже простое ограничение скорости движения транспорта на проблемных участках приводит к тому, что дефекты асфальтобетонного покрытия возникают куда реже.

Также важным фактором является своевременность выполнения ремонта и соблюдение его методики.

Здесь нужно действовать по единому алгоритму:

  • Поврежденный участок очищаем от фрагментов раствора, отколовшихся от основной массы. Для небольших дефектов можно использовать щетки, а вот масштабные сколы и трещины обычно чистят сжатым воздухом либо пескоструйным аппаратом.
  • Используя пилу по бетону или перфоратор, расшиваем повреждение, углубляя его до прочного слоя. Если речь идет о трещине, то ее нужно не только углубить, но и расширить, чтобы облегчить заполнение ремонтным составом.
  • Готовим смесь для восстановления, используя либо полимерный комплекс на основе полиуретана, либо безусадочный цемент. При ликвидации крупных дефектов используются так называемые тиксотропные составы, а мелкие трещины лучше заделывать литьевым средством.

Заполнение расшитых трещин тиксотропными герметиками

  • Наносим ремонтную смесь на повреждение, после чего выравниваем поверхность и защищаем ее от нагрузок до тех пор, пока средство полностью не полимеризуется.

В принципе, данные работы легко выполняются своими руками, потому на привлечении мастеров мы можем сэкономить.

Эксплуатационные повреждения

Просадки, пыление и другие неисправности

Трещины на проседающей стяжке

В отдельную группу специалисты выделяют так называемые эксплуатационные дефекты . К ним относят следующие:

Дефект Характеристики и возможная причина возникновения Деформация стяжки Выражается в изменении уровня залитого бетонного пола (чаще всего покрытие просаживается в центре и приподнимается по краям). Может быть вызвана несколькими факторами:·         Неравномерная плотность основания вследствие недостаточной трамбовки.·         Дефекты в уплотнении раствора.

·         Различие во влажности верхнего и нижнего слоя цемента.

·         Недостаточная толщина армирования. Растрескивание В большинстве случаев трещины возникают не при механическом воздействии, а при деформации конструкции в целом. Она может быть спровоцирована как излишними нагрузками, превышающими расчетные, так и температурным расширением. Шелушение Отслаивание небольших чешуек на поверхности обычно начинается с появления сеточки микроскопических трещин. При этом причиной шелушения чаще всего является ускоренное испарение влаги из наружного слоя раствора, что приводит к недостаточной гидратации цемента. Пыление поверхности Выражается в постоянном образовании на бетоне мелкой цементной пыли. Может быть вызвано:·         Недостатком цемента в растворе.·         Избытком влаги при заливке.

·         Попаданием воды на поверхность при затирке.

·         Недостаточно качественной очисткой гравия от пылевидной фракции.

·         Излишним абразивным воздействием на бетон.

 

Шелушение поверхности

Все вышеперечисленные недостатки возникают либо вследствие нарушения технологии, либо при неправильной эксплуатации бетонной конструкции. Впрочем, устранять их несколько сложнее, чем механические дефекты.

Советы по обустройству и восстановлению

Как и в предыдущем случае, основной рекомендацией будет строгое соблюдение технологии обустройства бетонной конструкции:

  • Во-первых, раствор нужно заливать и обрабатывать по всем правилам, не допуская его расслоения и шелушения при высушивании.
  • Во-вторых, не менее качественно нужно готовить и основание. Чем плотнее мы утрамбуем грунт под бетонной конструкцией, тем меньше будет вероятность ее просадки, деформации и растрескивания.
  • Чтобы залитый бетон не растрескивался, по периметру помещения обычно монтируется демпферная лента, компенсирующая деформации. С этой же целью на стяжках большой площади обустраиваются швы с полимерным заполнением.
  • Также избежать появления поверхностных повреждений можно путем нанесения на поверхность материала укрепляющих пропиток на полимерной основе или «железнения» бетона текучим раствором.

Поверхность, обработанная защитным составом

Химическое и климатическое воздействие

Отдельную группу повреждений составляют дефекты, возникшие как результат климатического воздействия либо реакции на химические вещества.

Сюда можно отнести:

  • Появление на поверхности разводов и светлых пятен – так называемых высолов. Обычно причиной образования солевого налета является нарушение влажностного режима, а также попадание щелочей и хлоридов кальция в состав раствора.

Высолы, образовавшиеся вследствие избытка влаги и кальция

Обратите внимание!Именно по этой причине в районах с сильнокарбонатными почвами специалисты рекомендуют использовать для приготовления раствора привозную воду.В противном случае белесый налет будет появляться уже через несколько месяцев после заливки.

  • Разрушение поверхности под воздействием низких температур. При попадании влаги в пористый бетон микроскопические каналы в непосредственной близости от поверхности постепенно расширяются, поскольку при замерзании вода увеличивается в объеме примерно на 10-15%. Чем чаще происходит замораживание/оттаивание, тем интенсивнее будет разрушаться раствор.
  • Для борьбы с этим используют специальные антиморозные пропитки, а также покрывают поверхность составами, снижающими пористость.

Перед ремонтом арматуру нужно зачистить и обработать

  • Наконец, к этой группе дефектов также можно отнести и коррозию арматуры. Металлические закладные начинают ржаветь в местах их обнажения, что приводит к снижению прочности материала. Чтобы остановить этот процесс, перед заполнением повреждения ремонтным составом арматурные прутки обязательно зачищаем от окислов, после чего обрабатываем противокоррозионным составом.

Вывод

Описанные выше дефекты бетонных и железобетонных конструкций могут проявляться в самой разной форме. Несмотря на то, что многие из них выглядят вполне безобидно, при обнаружении первых признаков повреждения стоит принимать соответствующие меры, иначе со временем ситуация может резко ухудшиться.

Ну, а наилучшим способом избежать подобных ситуаций является строгое соблюдение технологии обустройства бетонных конструкций. Информация, изложенная на видео в этой статье, является еще одним подтверждением данного тезиса.

загрузка…

rusbetonplus.ru

Ремонт бетона — как правильно исправить дефекты.

Уважаемые коллеги!

«Теория без практики — мертва, а практика без теории — слепа», верный афоризм, мы с Вами попытаемся объединить эти две «ипостаси» в этой статье.

 Сегодня мы с Вами обсудим тему ремонт бетона, то есть как исправить, с минимальными затратами, дефекты допущенные ранее и как не допустить разрушение бетона, она продолжает серию статей «Производство бетонных работ». 

 

Она следующая в этой серии, первые три были опубликованы ранее, напомню Вам как они назывались:1 Приготовление бетонной смеси  – подбор состава бетона по программе.2 Укладка бетона  – как правильно произвести бетонные работы.3 Уход за бетоном  – как правильно ухаживать за свежеуложенным бетоном.4 Ремонт бетона  – как правильно исправить дефекты. Это статья, которую Вы читаете.5 Трещины в бетоне – причины и как не допустить их образования.6 Трещины в бетоне – обследование объектов для выявления трещин и дефектов. 7 Трещины в бетоне – как их заделать и не допустить разрушение бетона. Этот пост завершающий этот цикл статей будет опубликован в самое ближайшее время, так что следите. 

Пишу эту серию статей по многочисленным просьбам моих коллег и  посетителей моего сайта, скажу откровенно пишу очень долго и трудно, потому что «объять необъятное»  невозможно, тем более учитывая ограниченный формат страницы сайта, а уж написать просто и доступно о сложном еще трудней. Ну что же, что сделано, то сделано и судить об этом Вам.

Сразу хочу еще раз предупредить, эта серия не для супер профессионалов, она скорее для «основного большинства» не совсем искушенных в вопросах бетоноведения  и я постарался дать в одном месте целостную картину основных технологических процессов от начала и до конца.

Прежде чем писать эту серию статей, я естественно зашел в сеть и посмотрел, что пишут по этим, выше перечисленным запросам и нашел десятки тысяч  публикаций, есть неплохие (их немного), есть чисто рекламные (их большинство), а остальное просто скопированные друг у друга статьи и совершенно не конкретные. И естественно у меня появилась  потребность высказать свое мнение по этой проблеме.

 Итак, дефекты и брак в бетонных конструкциях и их виды от самых «безобидных» до существенных, которые угрожают целостности конструкции. Все начинается с самого первого шага: а) приготовление бетонной смеси; б) укладка бетона; в) уход за бетоном и если это сделано с нарушениями появляются трещины в бетоне или другие дефекты, возникает необходимость производить ремонт бетона, чтобы в дальнейшем не произошло разрушение бетона, давайте рассмотрим далее какими бывают дефекты и брак в бетонных конструкциях:  Закончив бетонирование конструкций и сняв через определенное время опалубку нужно произвести визуальный осмотр открытых поверхностей совместно с представителем лаборатории,  возьмите молоток и простучите поверхность бетона, при появлении «глухого» звука необходимо проверить «сомнительные» места с помощью ультразвукового или другого дефектоскопа, желательно осмотр производить совместно с представителем строительной лаборатории.

 

 Более детально о том как производить обследование можно скачав этот файл МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Даны буквально пошаговые инструкции по обследований объектов и самое главное как документально это все оформить.  Еще хочу порекомендовать Вам скачать и почитать уникальную в своем роде книгу о дефектах бетона и способах их устранения — И.А.Физдель-Дефекты в бетоне и методы их устранения в конструкциях и сооружениях, скачать можно по этой ссылке (ссылку открывать в новой вкладке).  Хотя книга написана еще в 70 годы прошлого столетия, она актуальна и сейчас, ведь за это время дефекты не изменились.

Книга написана очень просто и доступно, читайте.Вообще дефекты в бетоне условно принято разделять на две на две большие основные группы — к первой группе относят как бы это сказать «несущественные дефекты», которые не влияют на прочностные характеристики конструкций и не оказывают влияние на их несущие способности и не требуют разработки специальных мероприятий, устраняются довольно просто без особых затрат труда и материальных средств. Вот мы их сейчас с Вами и рассмотрим:

1 Обычные неровности на поверхности бетона, этот вид дефекта еще называют «гравелистая» поверхность бетона, появляется из за некачественной опалубки, когда осуществляется производство бетонных работ, выхода наружу граней щебня.  Этот наиболее часто встречающийся вид брака, он снижает качество внутренней и наружной отделки помещений.

Устраняется этот вид дефекта следующим образом, сначала очищают металлическими щетками, затем промывают струей воды, и затем просто «косметический» ремонт, то есть оштукатуривают обычным цементным раствором обычного состава.

 2 Каверны и поры на поверхности бетона, образуются обычно из за вовлечения пузырьков воздуха в бетон или раствор, дефектов опалубки, выхода на поверхность конструкции «цементного молочка» при излишне вибрировании или наоборот из за недостаточного уплотнения бетонной смеси, все это возможно когда укладка бетона производится с нарушениями. Этот брак устраняется тем же способом, что и в предыдущем случае.

3 Небольшие углубления в бетоне, так называемые «изъяны», недостаточный защитный слой, обнажение арматуры, которые вызывают на поверхности бетона ржавые пятна и потеки на фасадах; различные механические повреждения, возникающие при изготовлении, транспортировании или монтаже конструкций.

 4 Раковины поверхностные –  этот вид дефекта встречается, к сожалению, сравнительно часто. Появление раковин происходит в основном из за нарушений технологий всего цикла:

а) неправильное приготовление бетонной смеси б) расслоение ее при длительном транспортировании

в) укладка бетона и его уплотнение производилась с нарушениями

г) конструкция насыщена большим количеством арматуры и это не учитывалось когда производилась укладка бетона и его уплотнение.

Неглубокие раковины расчищают от неплотного бетона зубилом и металлической щеткой, промывают водой и заделывают обычным цементным раствором раствором, «вбивают» как бы трамбуют уплотняя или зачеканивают жестким раствором.

5 Необработанные рабочие швы и наплывы образуются как правило  довольно часто, когда производится укладка бетона в монолитные железобетонные конструкции. Их нужно удалять по свежему бетону сразу после снятия опалубки.

6 Сколы в бетоне, они образуются как правило от механических повреждений при распалубке еще не «схватившегося» бетона, перевозке железобетонных конструкций, их складировании и монтаже. Сколы могут образовываться и при  эксплуатации промышленных сооружениях при креплении к изделиям оборудования, систем коммуникаций и т д.

Как заделывать сколы? Однозначный ответ дать сложно, нужно исходить из реалий и делать это нужно по свежему бетону, если небольшой скол, просто ограничиваются восстановлением с помощью цементного раствора повышенной марки и тщательного ухода за ним.

Если скол рузрушил защитный слой и проглядывает арматура, нужно углубить поврежденный участок до ребра арматуры, очистить края скола, наложить опалубку и забетонировать участок бетоном на одну марку превышающую существующий и обеспечить должный уход за «залеченным» участком. 

Это все о «несущественных» дефектах, сразу хочу предупредить, все это нужно делать немедленно после снятия опалубки, во первых легче удалить все неровности и «наплывы» на бетоне, пока он не «схватился» и заделывать не глубокие раковины и углубления проще по свежему бетону, когда еще есть шанс, что эти «заделки» свяжутся в монолит со «старым» бетоном».Ниже по тексту Вы можете скачать более подробную информацию по теме ремонт бетона в конструкциях.

Переходим ко второй группе дефектов, я бы их назвал «существенные», которые уже могут влиять на прочностные и несущие характеристики бетонных конструкций. К этой группе следует отнести глубокие и сквозные раковины, пустоты, трещины, отклонения конструкций от проектных размеров и другие подобные им дефекты.

Этот брак устраняется после особо тщательного осмотра конструктива (выше есть ссылка для скачивания подробной инструкции, как это нужно делать) и обязательно, после согласования способов устранения дефектов с проектной организацией.

Я предлагаю сделать так, сначала обозначим вид «существенных» дефектов, затем обозначим общие причины их возникновения (потому что причины в общем то у них схожие), а затем расскажу Вам о способах их устранения, потому что методика и ремонт бетона с такими дефектами тоже большей частью однотипные, они разработаны проектными институтами и обозначены в соответствующих нормативных документах, но я расскажу Вам об этом просто и доступно для понимания. Договорились? Итак: 1 Раковины глубинные и сквозные– это уже более серьезный вид дефекта и встречается, к сожалению, довольно часто или  раковины единичные, но их целое «семейство» рядом расположенных. Эти раковины в бетоне образуются как участки плохо сцементированного щебня или песка, они разобщены между собой при отсутствии раствора в местах контакта.

Такие раковины могут образовываться из за сбрасывания бетона в опалубку с большой высоты, как результат недостаточного уплотнения бетонной смеси или применения повышенной жесткости бетона, как результат длительного транспортировки, во время которого бетонная смесь расслоилась и начала схватываться.

Большей частью подобные раковины образуются в местах большого количества арматуры, в труднодоступных и неудобных местах для укладки и уплотнения бетона. Все это необходимо учесть когда осуществляется производство бетонных работ.

Как заделывают сквозные раковины можно посмотреть, скачав небольшой, специально подобранный мною файл —   Методы устранения дефектов бетонных и железобетонных конструкций.

  2 Рыхловатость структуры бетона. Обнаружить такой дефект сравнительно просто, если конечно есть опыт, при простукивании молотком в этих местах звук получается более «глухой». В основном это происходит, когда укладка бетона производится зимой.

Такую структуру мы получим при замораживании бетона на ранних сроках твердения.  В результате в бетоне не проходит нормальная стадия гидратация цемента в начальный период твердения, он при оттепелях  впитывает  воду, что при многократном повторение этих процессов оттаивания и замораживания бетона и раствора приводит к полному или частичному разрушению структуры материала.

Большей частью признаком такого дефекта, является «лицевое шелушение бетона», сопровождается отделением поверхностного слоя до глубины 4 — 7 см и арматура обнажается, через определенный время эксплуатации рыхловатость структуры может распространяться на глубину 10 — 30 см. В тонкостенных конструкциях бетон разрушается на полную толщину.

Обнаружив такой дефект, нужно сразу бить тревогу и принимать неотложные меры с участием представителя строительной лаборатории. Однозначных рекомендаций здесь трудно дать, это зависит от многих факторов. Иногда просто можно покрыть участок гидрофобизирующими составами, а иногда и полностью удалять бракованный участок и проводить повторное бетонирование, если это конечно позволяет технология строительства.

Как производить ремонт бетона в данном случае можно посмотреть в следующем пункте, там же можно скачать более подробную информацию об этом.

 3  Пустоты в бетонных конструкциях. Это пожалуй один из самых серьезных дефектов, среди возможных, когда осуществляется производство бетонных работ и как ни странно  допускается по «головотяпству», это как правило неуплотненные участки бетона, другой причины я и подобрать не могу.

Конечно можно и по «умному» подобрать определение и причину, например, что «Пустоты часто возникают в конструкциях, насыщенных  арматурой, в местах скопления и пересечения закладных деталей, при бетонировании тонкостенных конструкций, обетонировании колонн с жесткой арматурой, при недостаточном уплотнении, зависании бетона в конструкциях, а также при сложном примыканий элементов друг к другу».

И все равно это «разгильдяйство», другой причины здесь нет. Раньше за такой брак мастера бетонных работ «запросто» переводили на 3 месяца в бетонщики, да еще и лишали премиальных. Ну да ладно не буду «ворчать».

Чаще всего, такие дефекты встречаются в нижних частях колонн, балок  на участках различной длины с обнажением арматуры в узлах примыкания изделий, в сопряжениях монолитных железобетонных стен с днищами.

А вообще это ЧП, нужно составить акт, согласовать способы устранения с проектировщиками, они естественно будут перестраховываться.

Скачайте файл и прочитайте как нужно устранять такие дефекты —  Рекомендации по ремонту ж.б. опор и фундаментов с применением цемсодержащих составов.

Если же это не несущая конструкция, делается довольно просто (любой более менее опытный мастер бетонных работ это знает).

Делать нужно сразу после снятия опалубки и «лишние» свидетели Вам здесь не нужны. Расчищается «пустота», удаляются «слабые» и «неокрепшие» слои бетона, все это промывается водой, изготавливается опалубка на пустотный участок и через раструб (если участок длиннее делается 2 или 3 раструба) заливается такая же бетонная смесь подвижностью П5 (если поставляемая смесь жестче добавьте примерное 15% цемента с водой из пропорции 60/40).

Эту бетонную смесь хорошо перемешать, залить через раструб, проштыковать, слегка обстучать молоточком по опалубке с разных сторон (это как бы вместо вибратора, только недолго 10 секунд не более, а то может произойти расслоение смеси). После снятия этой опалубки «будьте любезны» обеспечить тщательный уход за этой «вставкой». Проверено на собственном опыте, метод работает, проверяли ультразвуком на прочность, показатели даже выше чем в «обычных» местах.

Более подробно и детально ознакомиться о том как проводить ремонт бетона и с проведением ремонтных работ по устранению дефектов, можно скачав файл—  Руководство по ремонту бетонных конструкций.— И еще один файл -  СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения.  Выбоины и углубления в бетоне. Эти дефекты наверное можно было и не выделять в отдельный вид, но я решил это сделать, потому что они ну просто «достали» нас всех на наших дорогах. И хотя мы и не будем рассматривать дорожные ямы, но причины их возникновения однотипные, а уж о последствиях я и не говорю. Извините это был просто «крик души», но к сожалению он зачастую остается как «глас вопиющего а пустыне».

Но давайте, как говорят «вернемся к нашим баранам» то бишь к выбоинам в обычном бетоне. Причина их возникновения, в большинстве случаев, это результат того, что производство бетонных работ было выполнено с нарушениями технологии строительства, или проще говоря брак и к сожалению — довольно распространенное явление. Детально не буду описывать все детали, почитайте чуть выше раздел рыхловатость структуры бетона, это пожалуй одна из главных причин возникновения выбоин, а уж дальше мороз усугубит этот, к сожалению, необратимый процесс.

Конечно же выбоины нужно немедленно устранять. (но уж не так как это делают наши «горе дорожники»). А Вы знаете, у меня давно сложилось мнение, что они и не заинтересованы их «лечить» как надо, это же их «дойная корова», ну ладно все, ни слова больше о дорожниках.

Как же нужно заделывать выбоины в бетоне, описываю все по порядку:

1 Выбоину обрезаем со всех сторон с помощью любого доступного Вам инструмента (алмазного диска, перфоратора или отбойного молотка), на глубину примерное 50 мм).2 Вынимаем поврежденное покрытие.3 Вскрытую полость нужно обеспылить, затем увлажнить или еще лучше обработать грунтовкой для минеральных смесей (их великое множество на любом строительном рынке).

Полость заполняется специальным ремонтным составом типа Консолит-Барс или или другими подобными, порекомендовал бы Вам использовать для этих целей цемпесчаную смесь с использованием напрягающего цемента НЦ20 (соотношение НЦ20 и песок 40/60), это тоже вполне доступный цемент, везде есть в продаже.

4 Смесь разравнивается  правилом, далее нужно накрыть пленкой, а через сутки влажными опилками, песком или мешковиной (да любой тряпкой, что есть под рукой.

5 Через 7 суток «заплатку» можно шлифовать заподлицо с полом.

Более детально и подробнее можно прочитать о бетонировании полов и других горизонтальных поверхностей скачав файлы:

Все от укладки до ухода и обработки - Инструкция для бетонирования плиты.

И еще один —  Все виды ремонта бетонных полов  

Есть еще один самый серьезный вид дефекта – деформация бетонных конструкций и повреждения, которые «могут привести к отказу в работе отдельных железобетонных конструкций» (вот как «умно» и обтекаемо сказал). Но я об этом говорить ничего не буду, надеюсь у Вас этого не произойдет. Это уже настолько серьезно, что без полной замены деформированных изделий, к сожалению не обойтись.Желающие подробнее ознакомиться могут скачать и почитать  этот файл —  Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности — там все подробно описано.

 Ну и напоследок еще один очень важный совет из собственного опыта. Берегите арматуру – да Вы верно прочитали – Берегите арматуру (я конечно имею в виду ту, которая уложена в бетоне и сделала его железобетоном), потому что арматура, это главное, что обеспечивает целостность ж.б.конструктива. Беречь, я имею в виду не допускать проникновения влаги внутрь бетона, иначе Вы получите то, что изображено на картинке.

Проржавевшая арматура, кроме того, что она снижает прочность изделия, ржавчина сама по себе разрушает бетон изнутри. Мне не раз приходилось на своем опыте видеть, что лет через 20, при вскрытии бетона, от арматуры не оставалось и следа, вернее следы оставались но только в виде «ржавых остатков». И если Вас интересует и беспокоит, что будет с вашим бетоном лет через 20, принимайте меры сегодня, когда Вы осуществляете производство бетонных работ на объекте:

1 Как ни банально это будет звучать, будьте любезны исполнять все то, что написано в предыдущих статьях, общей тематики «Производство бетонных работ», да как ни «тривиально» это звучит, нужно просто качественно делать весь комплекс работ, ну или по крайней мере самые важные составляющие, а я об этом как раз и писал.

2 Применяйте, КОМПОЗИТНУЮ АРМАТУРУ, прочтите еще раз и поймите, что сегодня Вы можете избежать многих проблем с армированием бетонных конструкций, особенно эксплуатирующихся в зоне повышенной влажности (и особенно это касается заглубленных фундаментов).

3 Там где невозможно применить композитную арматуру и применяется обычная стальная или бетонирование было произведено ранее, нужно тщательно следить и предотвращать проникновение влаги внутрь бетона. Это значит, что нужно покрывать конструкции гидрофобизирующими составами.

Можете скачать и почитать файлы ниже о составах проникающего действия, лучших на мой взгляд на сегодня.Рекомендации по ремонту ж.б.мостов составом КАЛЬМАТРОНРекомендации по применению материала КАЛЬМАФЛЕКС для ремонтно-строительных работ Гидроизоляционные материалы «КАЛЬМАФЛЕКС» и «КАЛЬМАТРОН» — это составы проникающего действия для защиты бетона от агрессивных сред, на сегодня это пожалуй лучшие гидроизоляциоггые материалы.

Эти составы широко применяют для защиты мостовых сооружений и объектов энергетики, ну и безусловно для восстановления гидроизоляции подвалов, гидроизоляции бассейнов, гидроизоляции промышленных зданий и т д. В общем рекомендую, но Вы можете найти и другие материалы для гидроизоляции на любом строительном рынке.

Ну вот пожалуй на этом можно закончить обзор по этой теме. Как!!!!! это уже все, спросят многие, а где же про трещины в бетоне, и будут конечно правы. Сначала я хотел в этом обзоре рассказать и об этом тоже, но потом решил посвятить этой проблеме отдельную запись и она, эта тема того вполне «заслуживает», читайте об этом в следующе посте общей тематики «Производство бетонных работ».

Рекомендую Вам также познакомиться с очень интересными материалами  уникальных технологий производства строительных материалов по ссылкам ниже:

1  Грунтоблоки, уникальная технология и оборудование для их производства.

2 Вспученный вермикулит и перлит — сегодня, это новые возможности для производства и бизнеса.

3 Серобетон и сероасфальт – уникальные технологии и оборудование для их производства.

4  Ячеистый бетон — что лучше? Выбираем оптимальный вариант. Лучший и недорогой вариант технологии и оборудования для производства строительных блоков из неавтоклавного газобетона.

5 Полистиролбетонные негорючие блоки для строительства методом без опалубочного строительства.

6 Сухие строительные смеси – простой и недорогой способ приготовления.

Уважаемые коллеги! Убедительно советую Вам посетить мой сайт www.helpbeton.ru , Вы там сможете скачать много полезной информации не только по этой теме, но и подругим интересным материалам по многим видам бетонов и другим уникальныи технологиям производства строительных материалов.  

На этом все, кликните по этой ссылке, чтобы посмотреть другие интересные и полезные материалы моего сайта. 

Желаю Вам успехов. 

Творите, дерзайте и побеждайте! 

С уважением, Николай Пастухов.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Методы устранения дефектов бетонных и железобетонных конструкций

После снятия опалубки с железобетонных конструкций нередко обнаруживаются дефекты бетонирования. Они возникают вследствие применения некачественных материалов, изношенной опалубки, нарушения технологии производства бетонных работ или недостатков конструктивных решений. Так, применение опалубки, которая в процессе многократной оборачиваемости постепенно изнашивалась и своевременно не ремонтировалась, приводит к тому, что в процессе бетонирования через ее щели и неплотности при интенсивной вибрации вытекает цементное молоко, в результате чего конструкции могут иметь гравелистую поверхность и раковины. Сразу после распалубливания производитель работ и работник строительной лаборатории должны тщательно осмотреть состояние открытых поверхностей бетонных и железобетонных конструкций, проверить конструкции на наличие скрытых дефектов путем простукивания обычным молотком, а в сомнительных местах – с помощью ультразвукового или другого дефектоскопа. Выявленные дефекты устраняют. Дефекты в бетоне конструкций могут быть разделены на две основные группы. К первой группе относятся: гравелистая поверхность бетона в отдельных местах, неглубокие раковины, незначительные неровности и наплывы. Исправление этих дефектов не требует разработки специальных мероприятий, не связано оно и со значительными затратами труда и материальных средств. Ко второй группе относятся глубокие и сквозные раковины, пустоты, трещины, отклонения конструкций от проектных размеров и др. Эти дефекты исправляют только после тщательного осмотра конструкции и, как правило, после согласования методов устранения дефектов с проектной организацией. Гравелистую поверхность бетона очищают металлическими щетками, промывают струей воды, а затем оштукатуривают цементно-песчаным раствором состава 1:2 (по объему) на портландцементе марки 400–500. Неглубокие раковины расчищают от неплотного бетона зубилом и металлической щеткой, промывают водой и заделывают раствором, торкретируют или зачеканивают жестким раствором. Наплывы на бетонной поверхности удаляют вслед за распалубливанием, когда бетон еще не набрал проектной прочности, для чего применяют кельмы, молотки-кирочки, зубила и отбойные молотки. К наиболее распространенным дефектам железобетонных конструкций относятся раковины, которые образуются в результате сбрасывания бетона в опалубку с большой высоты, из-за недостаточного уплотнения, применения жесткой бетонной смеси, в результате длительного транспортирования, во время которого бетонная смесь расслоилась и начала схватываться. Чаще всего раковины появляются в местах наибольшей насыщенности арматурой, труднодоступных и неудобных для укладки и уплотнения бетона. При назначении метода устранения раковин необходимо учитывать их число и размеры. В сильно загруженных колоннах раковины последовательно расчищают, удаляя уплотненный бетон с каждой стороны колонны, затем их промывают водой и подготовленные полоски бетонируют. Для заделки раковин применяют раствор или бетон с крупностью зерен заполнителя до 20 мм. В качестве вяжущего используют портландцемент марок 400-500. Раствор или бетон готовят небольшими порциями вблизи места производства ремонтных работ. Чтобы обеспечить сцепление нового бетона со старым и с арматурой и получить повышенную прочность на ослабленном участке в раннем возрасте, рекомендуется применять бетон, марка которого на одну ступень выше марки бетона ремонтируемой конструкции. Если при проверке обнаружены сквозные раковины, расчистка которых вызовет значительное снижение несущей способности нагруженных колонн, устраивают железобетонные обоймы или накладки с последующим нагнетанием в пустоты цементно-песчаного раствора через установленные заранее трубки. На месте каждого дефекта рекомендуется устанавливать не менее двух трубок с последующим нагнетанием в пустоты цементно-песчаного раствора. Довольно распространенным и опасным для несущей способности железобетонных конструкций видом дефектов являются пустоты. Они часто встречаются и появляются, как правило, вследствие непрохождения бетона на данном участке. Пустоты иногда достигают таких размеров, что полностью оголяется арматура, образуются сквозные разрывы в конструкциях и нарушается их монолитность. Устранение такого рода дефектов сводится к следующему. Поверхность стыков очищают от рыхлого старого бетона, после чего стыки тщательно промывают водой. У мест бетонирования устраивают навесную опалубку с карманами, несколько возвышающимися над верхним стыком. Заделывают пустоты бетоном на мелком щебне. Производитель работ вместе с лаборантом проверяют правильность приготовления бетонной смеси и тщательность ее уплотнения штыкованием или вибрированием. Для ускорения твердения бетона в местах заделок рекомендуется применять паро- и электропрогрев. Зимой для обогрева полостей в конструкциях перед укладкой бетона и для последующего его твердения могут быть использованы лампы инфракрасного излучения. Если обнаружены трещины, являющиеся результатами усадки, температурных напряжений или различных деформаций, создают комиссию с участием представителя проектной организации. В случае необходимости к участию в работе комиссии приглашают работников центральных лабораторий и научно-исследовательских институтов. В процессе обследования комиссия должна выявить причины появления трещин, обозначить их на конструкции, измерить величину раскрытия трещин и установить наблюдение за их состоянием. Величину раскрытия трещин измеряют лупой с делениями на стекле, устанавливаемой вплотную к плоскости конструкции. Такая лупа дает увеличение в 10 раз при цене одного деления и погрешности отсчета 0,1 мм. Место установки окуляра лупы (прилегающего к плоскости конструкции) обводят цветным карандашом и нумеруют, чтобы в дальнейшем трещину измерять в одном и том же месте. При следующем измерении лупу ставят в створ ранее сделанных отметок. Простейший метод контроля раскрытия трещин – установка на расчищенную поверхность с обеих сторон трещины гипсовых маяков. Стабилизировавшиеся трещины в зависимости от величины их раскрытия заделывают с поверхности цементным раствором набрызгом или под давлением. Если же в процессе проверки установлено, что раскрытие трещин продолжается, что может явиться причиной деформации несущих и ограждающих конструкций зданий, проектная организация должна срочно разработать проект усиления конструкций, а строительная организация – выполнить эти работы. Все выполненные работы по исправлению дефектов в бетонных и железобетонных конструкциях оформляются специальным актом.

По материалам справочника " Универсальный справочник прораба" НТЦ «Стройинформ»

Назад в раздел

stroyinform.ru

Дефекты конструкций и приемы устранения дефектов

Дефекты конструкций в процессе строительства и современные приемы их устранения

В статье дается анализ основных дефектов, возникающих при строительно-монтажных работах, а также проявляющихся в ходе эксплуатации зданий и сооружений.

Лаборатории ГУП «НИИМосстрой» осуществляют обследования на строящихся строительных объектах и довольно часто выявляют целый ряд нарушений и дефектов. Дефекты зачастую приводят к значительным экономическим и материальным потерям в виде затрат на переделку и исправления. Есть случаи, когда дефекты могут привести к аварии с обрушением отдельных элементов конструкций или всего сооружения.

Анализ причин аварий на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях показал, что их причинами в 60-80% являются низкое качество выполнения строительно-монтажных работ.

Для улучшения качества строительства большое значение имеет изучение дефектов, допускаемых при строительстве (вклад ученых В.Г. Гвоздева, В.Л. Клевцова, М.Н. Лашенко, И.А. Физделя и др.)

Скол бетона с оголением и коррозией рабочей арматурыСкол бетона с оголением и коррозией рабочей арматурыРисунок 1а. Скол бетона с оголением и коррозией рабочей арматуры Скол бетона с оголением и коррозией рабочей арматурыСкол бетона с оголением и коррозией рабочей арматурыРисунок 1б. Скол бетона с оголением и коррозией рабочей арматуры Непровибрированные участки с образованием каверн под металлической балкойНепровибрированные участки с образованием каверн под металлической балкойРисунок 2а. Непровибрированные участки с образованием каверн под металлической балкой Непровибрированные участки с образованием каверн под металлической балкойНепровибрированные участки с образованием каверн под металлической балкойРисунок 2б. Непровибрированные участки с образованием каверн под металлической балкой Рисунок 3. Пористая структура бетонаРисунок 3. Пористая структура бетонаРисунок 3а. Пористая структура бетона Пористая структура бетонаПористая структура бетонаРисунок 3б. Пористая структура бетона Пористая структура бетонаПористая структура бетонаРисунок 3в. Пористая структура бетона Пористая структура бетонаПористая структура бетонаРисунок 3г. Пористая структура бетона

При выполнении строительно-монтажных работ часто наблюдаются отклонения от проектных величин в размерах, прочности и физических свойствах материалов.

Статистика аварий, вызванных дефектам и строительномонтажных работ, подтверждает вышесказанное:

  • устройство оснований и фундаментов — 11%;
  • монтажно-сварочные работы — 31%;
  • монолитные бетонные работы — 3%;
  • кровельные работы — 2%.

Дефекты возникают в основном за счет:

  • непроектного выполнения конструкций;
  • нарушений технологии производства;
  • применения материалов, изделий, конструкций с дефектами;
  • некачественного уплотнения бетонной смеси;
  • неудовлетворительного ухода за бетоном в процессе твердения;
  • применения бетонной смеси с прочностными показателями ниже проектных;
  • применения арматуры с явлением коррозии, что также вызывает снижение прочности, образование трещин, снижение долговечности и эксплуатационных свойств.
Таблица 1. Основные дефекты при возведении монолитных железобетонных конструкций и их влияние на качество
Возможные отклонения (нарушения)Дефекты
1. Несоответствие параметров прочности, морозостойкости, плотности, водонепроницаемости бетона проекту и нормамСнижение прочности и долговечности
2. Несоответствие арматуры по прочности и химическому составуСнижение прочности
3. Положение рабочих стержней не соответствует проектуСнижение прочности
4. Нарушение требований проекта и норм в расположении рабочих швов при бетонированииСнижение прочности
5. Нарушение правил зимнего бетонированияСнижение прочности
6. Невыполнение правил по уходу за бетономСнижение прочности
7. Загружение конструкций до проектной прочностиВозможно разрушение конструкции
8. Отклонение в толщине защитного слоя, превышающего нормуСнижение прочности
9. Бетонная поверхность имеет поры, раковины, обнажение арматурыСнижение долговечности
Косослой бетона, дефектный холодный шовКосослой бетона, дефектный холодный шовРисунок 4а. Косослой бетона, дефектный холодный шов Косослой бетона, дефектный холодный шовКосослой бетона, дефектный холодный шовРисунок 4б. Косослой бетона, дефектный холодный шов Оголение арматуры, отсутствие защитного слоя бетонаОголение арматуры, отсутствие защитного слоя бетонаРисунок 5а. Оголение арматуры, отсутствие защитного слоя бетона Оголение арматуры, отсутствие защитного слоя бетонаОголение арматуры, отсутствие защитного слоя бетонаРисунок 5б. Оголение арматуры, отсутствие защитного слоя бетона

Таким образом, следует, что для обеспечения качества возводимых монолитных конструкций необходимо в обязательном порядке организовать постоянный контроль всех строительно-монтажных работ на объекте квалифицированными кадрами.

Значительное количество дефектов наблюдается при устройстве оснований и фундаментов:

  • за счет нарушения производства земляных работ;
  • рыхлая песчаная подсыпка вызывает неравномерную осадку фундаментов и появление трещин;
  • повреждения сооружений могут быть также вследствие пучения грунта при его промораживании.

Некачественное выполнение гидроизоляции фундаментов повышает влажность стен, что может привести к разрушению фундамента.

При несоблюдении толщины защитного слоя бетона арматурные стержни либо выходят на поверхность, либо закрыты тонким слоем цементного раствора, что приводит к коррозии арматуры, снижению сцепления арматуры с бетоном.

При понижении температуры наружного воздуха ниже 0°С процессы твердения бетона, уложенного в этот период, значительно снижаются. Понижение прочности монолитного бетона может привести к обрушению конструкций.При применении при зимнем бетонировании добавок — ускорителей твердения бетона следует иметь в виду, что введение добавок, содержащих хлористые соли, вызывает коррозию арматуры.

Влияние дефектов, допущенных в ходе строительства, может оцениваться с позиций обеспечения надежности и безаварийности сооружений или с экономических позиций.

Существует целый ряд приемов и технологий, за счет которых возможно не допустить дефекты конструкций.

  1. Расчет на прочность является определяющим, и при его невыполнении может произойти разрушение конструкции.
  2. В расчетах по оценке несущей способности следует принимать наихудший вариант, т.е. максимально выявленную величину дефекта в конструкции, так как наибольший дефект приводит к разрушению.

Таким образом, дефекты в конструкциях должны рассматриваться с позиций надежности сооружения. Оценку можно определять по методике, разработанной Добромыс-ловым А.Н. «Оценка надежности зданий и сооружений по внешним признакам» (М.: Издательство АС В, 2004 г.).

Методика дает возможность:

  • в короткие сроки оценить надежность и техническое состояние строительных конструкций;
  • учитывать влияние повреждений на надежность конструкций, что позволит вовремя выполнить ремонт и усиление и тем самым обеспечить их надежность при эксплуатации.

Также надежность сооружения косвенно может быть оценена в виде коэффициента запаса прочности сооружения, категорий его технического состояния.

Наплывы бетона с нарушением геометрии конструкцииНаплывы бетона с нарушением геометрии конструкцииРисунок 6. Наплывы бетона с нарушением геометрии конструкции

Большое значение также имеет материал книги Добромыслова А.Н. «Диагностика повреждений зданий и сооружений» для проведения обследований качества строительства: рассмотрены признаки аварийного состояния строительных конструкций и сооружений, прогнозирования деформаций сооружений, представлен полный анализ повреждений конструкций.

Целый ряд дефектов могут снизить прочность и устойчивость конструкции.

Например, дефект, снижающий прочность конструкции на 25% и более, является критическим, представляющим опасность на стадии монтажа и при эксплуатации сооружения.

Дефект, снижающий несущую способность конструкции более чем на 35%, свидетельствует об аварийном состоянии конструкции.

Физико-механические свойства бетона определяются характером процесса гидратации цемента и внутренним напряженным состоянием. Это связано с условиями выдерживания бетона — температурой и влажностью среды. Температура и влажность среды влияют на термические напряжения в массивных конструкциях за счет тепловыделения цемента.

Залогом роста прочности является поддержание влажности бетона, т.е. влажность среды оказывает влияние на твердение и на содержание воды в цементах.

При полном насыщении влагой гидратация цемента проходит полно и длительное время, что улучшает показатели водонепроницаемости и морозостойкости бетона.

Увлажнение бетона после его обезвоживания частично только восстанавливает его влагосодержание.

Особенно отрицательно сказывается на свойствах бетона испарение воды вскоре после уплотнения бетонной смеси.

Раннее обезвоживание бетона отрицательно влияет на его прочность и сцепление с арматурой.

В результате пластической усадки появляются поверхностные трещины с раскрытием до нескольких миллиметров.

Температура твердения бетона, также как и влажность, влияет на процессы гидратации цемента.

Нормальные условия выдерживания бетона приняты следующие:

  • температура (20±2)°С;
  • относительная влажность >90%.
Пустоты глубиной более толщины защитного слоя бетона, оголение арматуры, мусор в бетонеПустоты глубиной более толщины защитного слоя бетона, оголение арматуры, мусор в бетонеРисунок 7а. Пустоты глубиной более толщины защитного слоя бетона, оголение арматуры, мусор в бетоне Пустоты глубиной более толщины защитного слоя бетона, оголение арматуры, мусор в бетонеПустоты глубиной более толщины защитного слоя бетона, оголение арматуры, мусор в бетонеРисунок 7б. Пустоты глубиной более толщины защитного слоя бетона, оголение арматуры, мусор в бетоне

Структура бетона, набравшего 30-40% марочной прочности, достаточно прочная.

Для получения качественной продукции важно выполнять мероприятия по уходу за бетоном, т.е. создать необходимые условия для твердения (необходимая влажность и благоприятная температура).

Влагу в бетоне можно сохранить следующими способами:

  • задержкой распалубки, распылением воды;
  • применением влагоудерживающих ковров;
  • при помощи защитного слоя, который наносится на бетон в жидком виде и при затвердевании образует тонкую пленку.

Необходимо предохранять поверхности от высыхания и в промежутках между распылением воды, т.к. процесс попеременного увлажнения и высыхания свежеуложенного бетона приводит к образованию волосяных трещин и даже к растрескиванию поверхности.

Поэтому часто применяется непрерывное разбрызгивание воды, которое обеспечивает более постоянный приток влаги, чем обильная поливка водой.

Продолжительность ухода за бетоном до достижения прочности 50-70% устанавливается проектом.Следует соблюдать правила по уходу за бетоном при зимнем бетонировании.

Методы ухода за бетоном при зимнем бетонировании должны обеспечить твердение бетона в теплой и влажной среде в течение срока до набора бетоном необходимой прочности, характеризующее сохранение структуры бетона за счет выполнения следующих мероприятий:

  1. Использование внутреннего запаса теплоты бетона, которое обеспечивается:а) применением высокопрочного и быстротвердеющего портландцемента;б) ускорителей твердения бетона;в) уменьшением количества воды в бетонной смеси.

Внутренний запас тепла в бетоне создают путем подогрева материалов бетонной смеси и воды до температуры 50°С. Бетонная смесь при выходе из бетоносмесителя должна иметь температуру не выше 30-40°С. Применяется также «способ термоса» при зимнем бетонировании: подогретая бетонная смесь твердеет в условиях теплоизоляции. Это считается рациональным способом при сохранении тепла в течение 5-7 суток. Но этот метод возможен только в массивных конструкциях.

  1. а) применение дополнительной подачи бетону теплоты извне методом электроподогрева, пропуская через бетон электрический переменный ток;б) при зимнем бетонировании применяется также обогрев окружающего воздуха;в) возможно обеспечить твердение бетона в тепляках из фанеры, а также под брезентовыми навесами, где устанавливаются временные печи, специальные газовые горелки или используется воздушное отопление;
  2. введение в состав бетона химических добавок.

На рисунках представлены основные дефекты конструкций на строящихся объектах в городе Москве.

Похожее

vectornk.ru


Смотрите также