Италия, Рим. Пантеон (Рantheon) — храм всех богов. Пантеон бетон


Пантеон - Рим

23 Мая 2015

Взойдя на трон, Адриан, тринадцатый по счету правитель Римской империи, организовал, как бы мы сегодня сказали, кампанию по формированию общественного мнения. По установившейся в Риме традиции новый император простил кое-кого из должников и устроил грандиозное и, как это было принято, жестокое развлекательное шоу в Колизее.

Но для Адриана этого было недостаточно, он хотел гораздо большего — увековечить свое имя в памяти потомков. Зная толк в архитектуре, он понимал, какой властью над людьми обладают величественные здания. К тому же ни один из императоров не откажется от божественных союзников за пределами земных владений. Поэтому лучшим решением было построить новый Пантеон — храм всех богов, который заменил бы старый Пантеон Агриппы, к тому времени изрядно обветшавший. Под руководством Адриана архитекторы спроектировали здание Пантеона, по сей день стоящее в Риме.

Пантеон (Рим, Италия, 118-125 гг.)

Величественный портик с огромными колоннами и треугольным фронтоном служил парадным входом в храм. Сразу за портиком находился просторный круглый зал, перекрытый куполом. Стоя под его сводами, вошедшие в Пантеон люди испытывали настоящее потрясение. Совершенно свободное пространство, ограниченное только стенами, под рукотворным бетонным куполом создавало чувство единения, связи с небесами. Их постоянное присутствие ощущалось благодаря окулюсу — отверстию диаметром 8 метров, расположенному в центре полусферы купола. Пантеон был поистине великолепен. По замыслу его авторов, оценить по достоинству труды императора могли теперь не только подданные Римской империи, но и сами боги. Очевидно, что человек, построивший такое сооружение, должен был пользоваться их особой милостью.

Купол Пантеона был на тот момент самым большим бетонным куполом в мире и стал настоящим чудом архитектуры. Возвести его могли лишь римские строители, для которых работа с подобными конструкциями и материалом была хорошо знакома.

купол пантеона

Купол — сложное сводчатое перекрытие, «дальний потомок» арки. Независимо от того, к какому типу принадлежит купол — полусферическому, эллиптическому, или он плоский, как блюдце, — в любом случае строители при его возведении будут руководствоваться основополагающими правилами распределения нагрузки в здании. Чтобы понять, как работают силы сжатия и растяжения в купольных перекрытиях, взгляните на рисунок внизу. На куполе, как на глобусе, намечена сетка из меридианов (вертикали) и параллелей (горизонтали). У вершины купола меридианы сходятся к центру и «сжимают» параллели. У основания же купола меридианы, наоборот, расходятся и «растягивают» параллели.

Где-то между этими двумя крайностями есть участок свода купола, который не подвергается растяжению и сжатию. Он отмечен пунктирной линией. Чтобы купол не обрушился, при строительстве очень важно найти баланс сил растяжения и сжатия.

Для того чтобы сбалансировать и удержать огромный купол Пантеона, инженеры разработали для здания сложную конструктивную систему. Сначала был построен облицованный кирпичом цилиндр массивных стен. Своего рода каркасом в стенах было кольцо из мощных опор- пилонов, соединенных между собой разгрузочными арками. Затем этот «каркас» залили бетоном, возведя толстые, крепкие стены. Внутренние арки были нужны, чтобы снять нагрузку с оконных проемов, проходов и ниш, передав ее на опорные пилоны в стенах и на фундамент здания.

И все же прочных стен было недостаточно, чтобы удержать вес бетонного купола. Очень важно было укрепить соединение стен и свода. Именно здесь горизонтальный распор — сила, «расталкивающая» стены в разные стороны, — особенно разрушителен. Для этого в основании купола строители выложили несколько дополнительных слоев бетона — так называемых ступенчатых колец. Они придали основанию купола дополнительный вес и накрепко соединили стены и свод. Сам купол устроен так, чтобы стены могли удержать его. В толще бетонного свода инженеры заложили систему разгрузочных арок. К тому же толщина бетонного слоя купола изменяется от вершины к основанию. Наверху толщина свода всего полтора метра, в то время как около стен, за счет ступенчатых колец, она достигает 5 метров!

Но это еще не все. При возведении храма строители последовательно изменяли состав бетона, тем самым облегчая конструкцию. Бетон изготовляют, смешивая цемент, воду и заполнитель, например мелкие камни и песок. В бетоне, из которого построен Пантеон, использовались разные заполнители: для опорных стен и фундамента — тяжелый базальт, а у вершины купола — пемза, легкая вулканическая порода.

пантеон в разрезе

Несмотря на то что Пантеон почти полностью отлит из бетона, при его строительстве огромную роль сыграло дерево. Чтобы возвести стены и купол храма, все протранст- во внутри него заполнили лесами. Они поддерживали полусферическую деревянную форму, поверх которой строители отливали бетонный купол, и одновременно образовывали множество платформ, где могли трудиться рабочие.

На внутренней поверхности купола предполагалось сделать пять рядов небольших ступенчатых квадратных углублений — кессонов. Для этого по всей поверхности деревянной полусферы, на которую отливали купол, строители смонтировали специальные формы из деревянных досок. Поверх этой своеобразной опалубки заливали бетон, и он застывал в форме кессона. Кессоны не только эффектно смотрелись, благодаря им уменьшался общий вес купола.

Самая, пожалуй, примечательная особенность купола Пантеона — это окулюс, отверстие в его вершине. Здесь, в месте, где сила сжатия достигает своего максимального значения, строители выложили кирпичное кольцо толщиной 1,5 метра. Как и в случае с туннелями, сила сжатия равномерно распределяется по внешней стороне кольца и оставляет свободным внутреннее пространство. Только в случае с Пантеоном такое кольцо пропускает через себя не машины или поезда, а дневной свет и капли дождя.

Людям, находящимся внутри Пантеона, купол кажется абсолютно идеальной полусферой. Его диаметр — около 44 метров. Точно такое же расстояние — от окулюса в вершине купола до пола зала. А если добавить к этой безукоризненной геометрии ежедневное движение пятна солнечного света внутри здания и окошко в звездное небо ночью, то Пантеон видится нам уже не просто очередным, пусть и величественным, зданием. Он становится храмом неба на Земле — в Риме, сердце великой империи.

Дэвид МаколиКак это построено: от мостов до небоскребов. Иллюстрированная энциклопедия.

istoriirossii.ru

Римский Пантеон - шедевр архитектуры и неразгаданная загадка.

Пантеон (Рantheon) — знаменитый храм всех богов в Риме, один из знаковых памятников Вечного города, имеющий всемирное значение, и одно из самых загадочных сооружений на нашей Планете. Это наилучшим образом сохранившееся архитектурное творение Древнего Рима, символ величия Римской империи.

Точно неизвестно, когда и как был построен Пантеон. Принято считать, что его строительство было закончено к 126 году н.э. Такой вывод был сделан на основании изучения сохранившихся документов путем логических рассуждений. Точных дат в документах нет. 2 век нашей эры считается периодом расцвета архитектуры Древнего Рима, а Пантеон — венцом творения архитекторов того времени.

Рим, Пантеон

До начала VII века Пантеон являлся языческим храмом Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Нептуна, Сатурна и Меркурия. То есть, был посвящен все-таки не всем богам, а только 7 избранным. В 608 году языческий храм спасло от уничтожения его превращение в христианский. Церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires) была освящена папой Бонифацием. Название храм получил в честь мощей христианских мучеников, которые были перенесены сюда из катакомб Рима. Иногда Пантеон называют ротондой Святой Марии (Santa Maria Rotonda).

Римский Пантеон

Храм сооружен во время правления императора Адриана на месте разрушившегося первого Пантеона. Первый храм был построен в 27–25 годах до нашей эры при императоре Марке Випсании Агриппе и неоднократно страдал при пожарах, возникавших от ударов молнии. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму.

Строители нового Пантеона сохранили имя основателя на фронтоне здания. Латинская надпись гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это).

Нынешний Пантеон ориентирован на север, а его размеры значительно превосходят существовавший до него храм. Первоначально сооружение стояло на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Но за множество веков существования храма уровень грунта вокруг повысился, в результате в наши дни храм расположен в неглубокой впадине. Вдобавок, Пантеон стоит в самой низкой точке Рима, которая периодически подтопляется, но даже это не уменьшило прочности конструкции сооружения…

Римский Пантеон

В 202 году, во времена правления Септимия Севера и его сына Каракаллы, римский Пантеон был отреставрирован. На архитраве была высечена надпись: «Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс Аравийский, Адиабенский, Парфянский, величайший, Великий понтифик, 10 раз трибун, 11 раз император, 3 раза консул, Отец отечества, проконсул, и Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, 5 раз трибун, консул, проконсул, Пантеон, повреждённый временем, со всем тщанием восстановили».

Вход в Римский Пантеон

Конструкция Пантеона уникальна. Купол со стенами кирпично-бетонной ротонды образует единую оболочку. Центрическая форма здания характерна для языческих храмов древней Италии. Стены ротонды имеют толщину более 6 метров и установлены на массивном фундаменте. Размеры диаметра купола и высоты ротонды одинаковы, поэтому внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу — идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. Бетонный полусферический купол Пантеона имеет диаметр 43,5 метра и весит около 5000 тонн. Купол покрыт пластинами из позолоченной бронзы.

Римский Пантеон

Римский Пантеон

Доподлинно имя архитектора, построившего Пантеон, неизвестно. Предположительно в строительстве храма принимал участие Аполлодор из Дамаска — инженер, архитектор, конструктор и скульптор II века н.э.

Конструкция ПантеонаСекрет бетона, из которого сделан купол Пантеона, утерян. Купол состоит из окружностей, которые хорошо просматриваются на кессонированном потолке. Ранее потолок был позолочен. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом — Солнцем.

Еще один невероятный факт о Пантеоне — его купол неармирован!!! А толщина купола составляет 1,2 метра!

Состав бетона разнится на разных уровнях. На нижних поясах наполнителем является травертиновая крошка, а на верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Однако, бетон переменной твёрдости и плотности в начале нашей эры? Находятся исследователи, считающие, что купол отливали инопланетяне, а сам Пантеон — не иначе, как мощнейший супермагнетрон. А римляне рассказывают, что купол храма отливали на огромной куче мусора, насыпанного внутри строящегося здания. Затем, мусор мгновенно растащили убрали жители города, ведь для скорости уборки в него подмешали золотые монеты.

Современная наука заявляет, что срок жизни бетона максимум 600 лет, а кирпичной кладки — и того меньше. Нет никакого разумного объяснения тому, как Пантеон стоит уже 2000 лет. Немало исследователей считают, что Пантеону намного меньше лет, так как сведения в сохранившихся документах отрывочны, не прослеживается четкая линия существования этого памятника в веках…

В центре купола находится «Глаз Пантеона» (окулюс) — круглое отверстие диаметром 9 метров. Через окулюс в храм проникает дневной свет. Легенда гласит, что отверстие (Oculus) образовалось, когда в храме началась церковная месса. Злые силы не выдержали звуков божественной литургии и срочно покинули Священное место, разрушив верхнюю часть купола. Вообще, о легендах, которые окутывают Пантеон, можно написать не одну статью! А если учесть, сколько легенд придумано римлянами для привлечения туристов, то хватит и на книгу.

Есть предположение, что храм Пантеон являлся солнечными часами и одновременно астрономической обсерваторией. Каждый год в день летнего солнцестояния 21 июня в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Между прочим, в древних летописях применительно к Пантеону никогда не использовалось слово «aedes» (храм), а только просто «Пантеум». Также ориентация здания на север крайне необычна для храма. Был ли Пантеон храмом на самом деле?

В Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система для отвода дождевой воды. Пол сделан слегка выпуклым под окулюсом, вода стекает в сточные отверстия, и далее уходит в систему подземных стоков.

Купол Римского Пантеона

Вход в Пантеон оформлен массивным портиком, украшенным двумя рядами высоких коринфских колонн. Высота колонн 14 м, диаметр 1,5 метра, вес каждой — 60 тонн. Колонны и фронтон Пантеона сложены из крупных каменных блоков, которые вырубили в карьерах Египта. Доставка таких колонн к месту строительства даже сегодня, при наличии мощнейшей техники — невероятно сложная задача.

 

Фронтон Пантеона ранее был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно работы Диогена Афинского. В 17 веке все бронзовые украшения с фасада были сняты и использованы архитектором Бернини при строительстве базилики Святого Петра по приказу Папы Урбана VIII. Был демонтирован даже бронзовый кессонный потолок портика, который затем переплавили.

Ослиные уши Бернини. Колокольни Пантеона

В то же время Бернини по указу Папы, чтобы придать храму более христианский вид, построил наверху две несуразные колокольни, прозванные римлянами «ослиные уши Бернини». Уши Колокольни уродовали украшали Пантеон 200 лет, потом их снесли. Ранее, в 1270 году предпринималась попытка пристроить небольшую колокольню слева над портиком, но она позже тоже была разрушена. Не терпит Пантеон дополнительных украшений…

Римский Пантеон

В пространстве под треугольным фронтоном можно заметить отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился символ власти — бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, с дубовым венком в клюве.

Римский Пантеон

Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась. Пол и облицовка стен ротонды выполнены разноцветным мрамором. Невозможно поверить, что это оригинальная отделка… Многие исследователи и не верят!

Римский Пантеон

Прямо под отверстием купола располагался алтарь, на котором жертвенных животных предавали огню. Едкий дым выходил через отверстие в куполе.

В Римском Пантеоне

В Римском Пантеоне

Семь больших ниш, поочередно трапециевидных и закругленных, были посвящены пяти планетам, известным древним римлянам, а также светилам — Солнцу и Луне.

В Римском Пантеоне

Ниши отделены от центрального зала коринфскими колоннами.

В Римском Пантеоне

Ранее в Пантеоне находились статуи семи самых почитаемых богов римской мифологии. После превращения языческого храма в христианскую церковь все предметы, связанные с язычеством, уничтожили.

В Римском Пантеоне

Сегодня в Пантеоне установлены статуи Святого Анастасио, Святой Агнес, Мадонны дель Какко, Святого Эрасио, Святого Николая, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура Святой Анны и Пресвятой Богородицы. По приказу папы Климента XI в Пантеоне были сооружены алтарь и апсида. В 1840 году добавили хор, спроектированный Луиджи Полетти. В 1926 году во время реставрационных работ Пантеон получил орган. Его установили за статуей Святого Разия, слева от главного алтаря.

В Римском Пантеоне

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками.

В Римском Пантеоне

В эпоху Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения известных людей. Здесь в том числе находится могила гения Возрождения Рафаэля Санти. На его гробнице установлена статуя Мадонны и высечена надпись: «Природа позаботилась о том, чтобы забрать его из жизни, поскольку боялась, что он превзойдет ее своим искусством». Рядом с могилой Рафаэля — захоронена его невеста Мария Биббиена.

В Римском Пантеоне

В Римском Пантеоне

В Римском Пантеоне

Пантеон стал первым древнеримским храмом, внутрь которого могли входить не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

В Римском Пантеоне

Шпритц около ПантеонаХрам Пантеон расположен в самом центре Рима на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza-della-Rotonda). На противоположной стороне площади когда-то находился Храм Нептуна. Размеры площади Пьяцца-делла-Ротонда составляют около 60 метров с севера на юг и 40 метров с запада на восток. Здесь всегда многолюдно, по периметру площади расположены уютные (и дорогущие) ресторанчики.

В центре площади Пьяцца-делла-Ротонда находится фонтан Пантеона и египетский обелиск из розового мрамора, покрытый иероглифами. Это один из двух обелисков, созданных при фараоне Рамзесе II для храма бога Ра в Гелиополе. Вершину обелиска украшает бронзовая звезда – один из символов гербового щита Папы Климента XI.

Рим. Площадь около ПантеонаФонтан Пантеона красив и имеет очень длинную историю изменений по указам различных Пап. Я обязательно напишу об этом и подробней сфотографирую детали фонтана в следующий раз.

На протяжении всего своего существования Пантеон никогда не закрывался и всегда выполнял функции храма. Посещение было бесплатным 2000 лет, но с декабря этого года планируется введение входной платы в размере 3 евро.

Римский Пантеон

По образу и подобию Римского Пантеона было построено несколько храмов в разных местах мира. Одна из таких копий находится на Мальте в городе Моста. Храм Ротонда Моста (Mosta Dome) — один из самых больших соборов мира.

vicamilleri.com

Археология и история. Римский бетон.. Древний Рим. Военно-исторический клуб "Legio V Macedonica". Реконструкция античности и римского легиона I-II в. н.э.

Пантеон Богов. Сложности строительства Пантеона

Римский бетон (лат. opus caementicium). Слово Caementum означало «бутовый камень», «тёсанный камень» и также каменные составляющие для наполнения полостей несущих стен. Камень являлся связующим элементом, который смешивался с песком и известью и после затвердевания превращался в конгломератную массу, похожую на сегодняшний бетон.

Бетон изготавливался из песка без примесей земли для большей прочности, извести, воды, с более или менее грубыми дополнениями, например путеоланская земля, осколки глиняных изделий, пеперин. Смесь приготавливалась в соотношении: 3 части песка к одной части извести, при применении морского песка: 2 части песка и 1 часть извести.

Смесь заливалась в полость между двумя стенами из обожженного кирпича и бутового камня, также применялась для заливки полов и для отделки стен. Существовал также способ постройки — opera caementicia, при котором цемент заливался между деревянных стен, которые после того как цемент затвердевал, удалялись, так что оставалась лишь цементная стена. Современные попытки повторить изготовление римского бетона показали, что римский бетон обладал высокой прочностью. Однако при его приготовлении могли возникнуть множество серьёзных нарушений, например, при применении морского песка, не полностью погашенной извести, слишком небольшом времени для отвердевания. Пантеон — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda). По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский. Световой поток в куполе храма Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы.

Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет. Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма. 13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV. День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых.

В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых. В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I. Одна из особенностей Пантеона — световое отверстие в куполе (окулюс). В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг).

Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым. Проблемы с куполом При строительстве купола Пантеона использовали бетон, но дело в том что бетон был слишком тяжелым и купол просто напросто обвалился бы. После ряда попыток построить купол другими способами архитектору пришла мысль заливать купол бетоном слоями при этом в каждый слой начали добавлять легкие материалы вместо тех которые первоначально использовались в обычном бетоне что бы облегчить бетон в него добавляли камень который образовывался после извержения вулкана, этот минерал настолько легкий что не тонет в воде.

 

Древний Рим

 

 

 

римские легионеры

 

 

Римская империя

 

legvmac.ru

Почему древнеримский бетон сохраняется веками? Секрет раскрыт

Современный бетон, который широко используется при строительстве дорог, мостов и зданий, может разрушиться в течение как минимум 50 лет. Но этого нельзя сказать о бетонных сооружениях (например, причалов и волноломов), оставшихся после Римской империи. Им насчитывается не одна тысяча лет, а они до сих пор выдерживают удары морских волн.

Теперь же международная команда исследователей наконец-то решила загадку столь длительного сохранения: оказывается, во время химической реакции между бетоном и морской водой формируется редкий минерал, который и укрепляет материал. Именно это и заставляет бетон со временем становиться лишь крепче.

Специалисты начали своё исследование с изучения описания древнего рецепта для создания цементного строительного раствора, который был придуман древнеримским инженером Марком Витрувием ещё в 30 годы до нашей эры.

Римляне делали бетон, смешивая вулканический пепел с известью и морской водой, а затем добавляли в него куски вулканического камня. Они "размазывали" полученную смесь на деревянные формы, которые затем погружались в морскую воду. Примечательно, что этот тип бетона использовался для строительства многих известных сооружений, включая Пантеон и рынок Траяна в Риме, а также для огромных морских сооружений для защиты гаваней.

В истории осталось много упоминаний о прочности древнеримского бетона, включая загадочную запись от 79 года до нашей эры. В ней описывается, что бетон, погружённый в морскую воду становится "единым массивом камня, неприступным для волн и укреплявшимся день ото дня".

Современным специалистам не терпелось понять, что же это значит на деле. И чтобы это выяснить, учёные изучили керны, полученные со дна древнеримской гавани в заливе города-порта Поццуоли близ Неаполя (Италия). Большинство итальянцев знают его как родину кинозвезды Софи Лорен, однако во времена Римской империи он был одним из крупнейших торговых портов Средиземного моря и звался Путеолы.

При анализе выяснилось, что морская вода растворила компоненты вулканического пепла, что позволило вырастать новым связующим материалам.

В течение десятилетия очень редкий гидротермальный минерал под названием алюминий-тоберморит (aluminum tobermorite; Al-tobermorite) образовался в бетоне. Кстати, исследователям уже было давно известно, что Al-tobermorite придавал древнеримскому бетону большую прочность, но как именно он там появлялся оставалось загадкой.

К слову, этот минерал можно получить и в лабораторных условиях, но его очень трудно внедрить в сам бетон.

"Никто никогда не производил тоберморит при 20 градусов по Цельсию. Кроме римлян", — говорит ведущий автор исследования, геолог из Университета Юты Мари Джексон (Marie Jackson).

 

Теперь специалисты обнаружили следующее: когда морская вода просачивается сквозь цементный раствор, она реагирует с вулканическим пеплом и кристаллами, образовывая Al-tobermorite и пористый минерал филлипсит.

По мнению Джексон, современные инженеры могли бы использовать эти знания для создания прочного бетона. Правда, говорят исследователи, обоим минералам необходимы столетия, чтобы по-настоящему укрепить бетон. Так что специалисты в настоящий момент работают над тем, что пытаются воссоздать современную версию древнеримского бетона.

"Рецепт точного изготовления этого бетона был потерян, и никому никогда не удавалось его восстановить. Римлянам повезло, что у них был подходящий минеральный пример того, как работает этот бетон. Они наблюдали за тем, как вулканический пепел попадал в море и превращался в пемзу. Нам придётся подобрать их аналоги, так как и морская вода, и пепел есть далеко не везде", — заключает Джексон.

Результаты исследования древнеримского бетона опубликованы в научном издании American Mineralogist.

Источник

 

dostoyanieplaneti.ru

От псевдобетона до пантеона |

От псевдобетона до пантеона

Римляне не были изобретателями бетона, так же, как не они первые обнаружили вяжущие свойства извести, не они придумали арку, свод, большинство строительных машин и оборудования. Они переняли все это у этрусков, греков и других народов. Однако массовое применение, или как говорят сегодня — внедрение, все это получило именно в Древнем Риме. Только там широкое применение получил и бетон. Только римляне сумели полностью использовать такие его свойства, как прочность, водонепроницаемость и экономичность, а с I в. н. э. бетон превратился в один из основных конструкционных строительных материалов.

Первые бетонные постройки Древнего Рима датируются II в. до н. э. Однако, несомненно, этот материал применялся в римском государстве намного раньше. Подтверждением служат многие работы археологов, в частности американского археолога Е. Ван Деман.

Бетон того далекого времени т. е. IV—III вв. до н. э., мало походил в качественном отношении на последующий римский, хотя принципиальное сходство между ними сохранилось. Недаром до наших дней почти не дошло ни одного сооружения из «старого» раннеримскою бетона. Е. Ван Деман, посвятившая большую часть жизни изучению древнеримской архитектуры и строительства, назвала такой материал псевдо- или квази (якобы) бетоном.

В качестве вяжущего в псевдобетоне использовалась воздушная известь, а заполнителем служили песок и камень с большим количеством грунта. Камни крупного заполнителя часто были размером более 40—60 см.

Археологические раскопки стен Помпеи показали, что римский псевдобетон представлял собой материал, напоминающий современную бутовую кладку, где в качестве сердечника, т. е. ядра кладки, выступали крупные битые камни или валуны, скрепленные известковым раствором, а в качестве облицовки — две параллельные стены из крупных естественных камней, также связанных раствором из песка и извести.

Подобную кладку в то время называли «опус инцертум» (оpus incertum) или просто «инцерт», т. е. кладка камней, образующая на фасаде сооружения неправильный, нерегулярный рисунок. Бетон в ней был очень непрочен, и устойчивость таких стен достигалась не столько за счет связующей силы раствора, сколько за счет внутреннего давления, создаваемого массой заполнителя, и трения между камнями. Определенную роль играла здесь и облицовочная стенка, которая одновременно выполняла роль опалубки, хотя уже в то время были известны случаи возведения бетонных сооружений с разборной деревянной опалубкой.

Начиная со II в. до н. э. бетон употребляется при строительстве фундаментов и стен жилых домов, храмов и сооружений утилитарного значения, в частности дорог. Известно, что строительству дорог римляне придавали очень большое значение, так как это связано с их военной политикой и освоением захваченных территорий.

Одним из первых наиболее крупных бетонных сооружений в Риме, по дошедшим до нас сведениям, явился огромный продовольственный склад рода Эмилиев. Он был построен во II в. до н. э. из массивных бетонных стен, вытянутых на 500 м вдоль Тибра.

Примерно с первой четверти I в. до н. э. состав бетона меняется. Улучшается качество заполнителей за счет более разнообразного зернового состава, уменьшается наибольшая крупность камней до величины с «кулак», резко сокращается количество грунта в заполнителях. В связи с этим растет и прочность бетона. Постепенно на смену «инцерту» приходит «ретикулат» (opus reticulatum): возведение опорной стенки из камней, имеющих правильный сетчатый рисунок.

На юге Италии, особенно в районе Путеол, вместо обычно применявшегося песка для раствора и бетона местные жители использовали залегающие здесь пуццоланы, сначала даже не подозревая, какими превосходными качествами эти добавки обладают. Подобные свойства имели и вулканические породы в окрестностях Рима. Отличались они от неаполитанских (путеоланских) только цветом, но строители Рима не знали этого и ввозили такие добавки до середины I в. до н. э. с юга страны. После того, как было обнаружено, что местные добавки обладают такими же свойствами, как и добавки из района Путеол, их стали повсеместно использовать в бетоне, на что указывает красноватый оттенок бетонных сооружений в Риме и его окрестностях.

Впоследствии все добавки подобного типа стали называть “Уццоланами”.

В 1 в. до н. э. во времена Юлия Цезаря, пуццоланы в бетонах все чаще используются непосредственно по своему назначению.

Примерами могут служить ранние гидротехнические сооружения;

некоторые из них сохранились до наших дней. Есть сведения, что подобные добавки использовались на Крите за много веков до римской цивилизации.

«Опус инцертум» все больше уступает место «опусу ретикулату». Появляется тенденция в качестве крупного заполнителя использовать обломки старых разрушенных зданий. Размеры камня в бетонных основаниях теперь всегда начинают превышать размеры его в бетонных стенах. Становится очевидным, что древние мастера уже обратили внимание на то, что качество бетона зависит от качества заполнителя. В это же время все большее распространение получает технология возведения бетонных сводов и куполов. Бетонные своды к тому времени уже достигают пролета 20—22 м, хотя и строятся преимущественно из тесаного камня или кирпича.

В правлении римского императора Августа начинается расцвет бетонного строительства — второй его период. В это время в Риме возводится ряд крупных общественных зданий. Грандиозное строительство было неотъемлемой частью политической программы новой монархии. Рим как столица, центр империи, должен был быть хорошо украшен. Кроме того, он должен был вместить огромные массы людей.

В I в. н. э. население Рима составляло более одного миллиона человек. Для такого огромного города необходим был целый ряд мер по благоустройству, проведению водопроводов, дорог, жилых и общественных зданий. Это требовало, с одной стороны, достаточно высокого уровня практических и теоретических строительных знаний, а с другой — прочного и долговечного материала. Всем этим требованиям лучше всего отвечал бетон.

В конце I в. до н. э. возводятся первые крупные общественные постройки с монолитными бетонными стенами и фундаментами — театры в Помпеях и Риме (в частности, известный театр Марцелла — 17 г. до н. э.). Есть сведения, что основания отдельных мостов, которые довольно интенсивно строились в тот период, также были бетонными.

К этому времени в основном стандартизируется состав бетонной смеси и технологии его приготовления. Так, крупный заполнитель уже представлял собой камни размером до 100 мм, песок просеивался и для различных работ строго подразделялся по происхождению. Нередко в качестве крупного заполнителя использовали битую черепицу, называя в этом случае бетонную массу «структура цистациа» (structure cistacea).

Впоследствии бетон почти полностью вытеснил дерево и каменную кладку из прямоугольного камня, используемую при возведении арок и сводов, и лишь при строительстве наиболее ответственных сооружений, например мостов, по-прежнему использовалась каменная кладка, так как полного доверия к бетону пока не было.

Примерно с середины 60-х годов I в. н. э. в правление Нерона архитекторами Севером и Целером в Риме сооружается громадный по размерам «золотой дом Нерона», где бетон с большим успехом используется при возведении стен, сводов и куполов.

В 90-х годах I в. н. э. был открыт Колизей, построены термы, триумфальная арка в честь побед Тита, где мощный пятиметровый фундамент был выполнен из трамбованного бетона.

В то же время архитектором Рабирием воздвигнут грандиозный дворец на Палатине, своды которого представляли собой кирпичный каркас, заполненный бетоном. К концу I в. н. э. бетон занял в строительстве лидирующее положение среди основных конструкционных строительных материалов.

Со II в. н. э., начиная с правления Траяна и позднее Адриана, расширяется строительство инженерных сооружений из бетона. Однако особое место бетону, как и прежде, отводится при возведении общественных и жилых зданий, особенно при постройке так называемых инсул — многоэтажных домов. Среди них особое место занимает показательное строительство жилого комплекса с типовыми трех-четырех этажными инсулами в Остии.

Облицовка из плоского кирпича и черепицы в то время почти полностью вытесняет «ретикулат». Так выполнены термы Траяны, Торговые ряды Траяна в Риме и Вилла Адриана. Часть набережной Тибра в период правления этого императора также была изготовлена из бетона с облицовкой методом «ретикулат» и чередующимися рядами кирпича.

В 123 г. заканчивается в Риме строительство Пантеона, размер бетонного купола которого диаметром 43 м до XIX в. оставался рекордным для данного типа бетонных конструкций. Основные строительные работы по Пантеону были выполнены при императоре Адриане. Именно при нем строительство из бетона достигает своего наивысшего расцвета, начинается третий период его развития.

В Британии, Северной Африке, Германии, Испании — во всех римских провинциях прокладываются дороги, строятся многочисленные оборонительные сооружения, жилые и общественные здания. Бетонные своды этих построек имели несколько другое конструктивное решение, чем прежде. Они выполнялись не в виде кирпичных арок, заполненных бетоном, а в виде сплошного каркаса из кирпича, уложенного плашмя по деревянным доскам, на который поверху набрасывался бетон.

После смерти Адриана намечается постепенный спад бетонного строительства. Это было закономерно и связано с начавшимся политическим и экономическим кризисами, которые на протяжении последующих 2,5—3 столетий сотрясают древнеримское рабовладельческое государство.

На общем фоне упадка, несомненно, были отдельные периоды подъема строительного дела. В это время построены термы харакаллы и Домициана, где бетон был применен в стенах, сводах и бассейнах для купания. В 268 г. был закончен большой храм Минервы Врачевательницы (Minerva Medica). В последующий период строительство из бетона практически прекращается.

midas-beton.ru


Смотрите также