Корабли из бетона? Не может быть! Суда из бетона


Железобетонные суда

Спросите кого-нибудь, хотел бы он поплавать на яхте, изготовленной из железобетона, и с большой вероятностью услышите в ответ: «Это шутка какая-то?». Никакой шутки здесь нет. Суда из железобетона строятся и ходят по рекам, озерам и даже морям. Для такого бетона даже специальное название придумали – армоцемент. Но суть от этого не меняется. Это бетон, армированный металлической сеткой в несколько слоев.

Суда из железобетона

А почему бы не строить суда из бетона? Удельный вес самых тяжелых из них сопоставим с весом алюминия (2,7 т/куб.м) и значительно легче стали. А ведь ходят стальные корабли по воде и никого это не удивляет. Во влажной среде бетон становится только прочнее год от года, что выгодно отличает его от стали и, тем более, от дерева. Из бетона обычно строят небольшие суда, водоизмещением до 100т и длиной до 30м. Как видим, для яхты вполне достаточно. И совершенно не нужно быть Абрамовичем, чтобы изготовить болванку из какого-нибудь пенопласта и нанести на нее несколько слоев армоцемента. Вы представляете сколько нужно мастерства и знаний, чтобы изготовить аналогичное деревянное судно? Или сколько нужно денег для такого же судна из стеклопластика? Раз в 30 больше, а может и в 50. А в результате? Срок службы деревянных судов составляет 8…12 лет, а стальных 18..25. Расходы на их эксплуатацию превышают первоначальную стоимость. Срок службы железобетона значительно выше, а расходы на эксплуатацию – ниже. Судите сами, его даже не нужно вытаскивать на сушу, армоцементные корпуса могут находиться на воде круглый год без ущерба для себя. В результате замораживания и оттаивания они становятся еще прочнее.

Впервые судно из армоцемента было построено в 1850 году. Это был прогулочный челн, который до самого конца XIX века катал парижан по прудам в парках. Построил его француз Ламбо. В середине XX века армоцемент широко использовался для строительства судов в Италии.

Более современным бетоном, пригодным для судостроения является стеклоцемент. Делается также из бетонного раствора, но армируется стекловолокном. В результате удается снизить удельный вес до 1,4…1,8 т/куб.м, что уже в 5 раз легче стали! Необычайная прочность стеклоцемента позволяет делать обшивку туристских и спортивных судов в 3..10 мм. Деревянным конструкциям такое не снилось. Поэтому, деревянные суда в итоге оказываются тяжелее своих стеклоцементных собратьев. Практика показывает, что для строительства небольшого катера из стекло- или армоцемента достаточно 24 человеко-часа. То есть, один человек может построить себе катер за одни сутки, затратив совсем небольшую сумму денег.

Тут следует оговориться. Армирование незащищенным стекловолокном для портландцемента не подходит. В портландцементе стекловолокно разрушается. Проблема решается несколькими путями:1. Использовать стекловолокно, защищенное пластиком.2. Использовать глиноземистый цемент.3. Использовать стальную арматуру.

Для улучшения товарного вида, придания глянца и защиты от обрастания водорослями, бетонные суда иногда снаружи покрывают тонким слоем стеклопластика на эпоксидной основе. Такие суда называют стеклопластоцементными.

Технология изготовления корпуса судна из стеклоцемента проста. Форма последовательно обклеивается пластами стеклосетки с помощью цементного клея. Состав цементного клея: цемент+вода. Или улучшенная формула: цемент+вода+пластификатор. Водоцементное соотношение 0,45…0,5. Иногда в состав клея добавляют латекс. Добавление латекса делает бетон более проницаемым для воздуха. Из такого материала делаются, как правило, надпалубные постройки. Для подводных частей цементно-латексный состав менее пригоден, поскольку его прочность на 20…25% ниже и при длительном нахождении в воде латекс размягчается. При высыхании, свойства латексного стеклоцемента вновь восстанавливаются. Поэтому для мелких посудин, находящихся на воде периодически, этот материал вполне пригоден.

Затвердевание стеклоцемента должно происходить во влажной среде. Поэтому, особенно в первые 7…10 дней после нанесения стеклоцемента, корпус будущего судна нужно интенсивно увлажнять и защищать от высыхания. Например, его можно накрыть влажной рогожей и потом пленкой. Рогожу периодически поливать водой.

Стеклоцемент легко обрабатывается ножовкой по металлу, сверлом и напильником. Латексный стеклоцемент пилится ножовкой по дереву, строгается рубанком и шлифуется. Имеет красивую фактуру.

Семь футов Вам под килем.

neruds.ru

Бетонные корабли. - Персональный блог Маргариты Горских

Поиск дешевого и прочного материала для создания кораблей никогда не прекращался. В 50ых годах 19 века появились первые лодки из проволоки, которую обмазывали железобетоном, эти лодки создал инженер Ламбо. Считается, что именно тогда появился железобетон. Почему-то это изобретение не приняли массы. А в 1867 году французский садовник Монье запатентовал изобретение. Сначала он делал железобетонные кадки для цветов. Садовник назвал арматуру, находящуюся в ж/б – железом Монье.

Уже через восемь лет в Париже на Всемирной выставке была представлена весельная лодка, которую сделали из ж/б. Автор этого творения – француз Джозеф-Луис Ламборт. Затем уже и американцы, и европейцы создавали парусные яхты и лодки, но в небольшом количестве.

Но настоящую революцию совершил норвежский инженер Николай Фегнер. Он в 1917 году создал самоходное морское судно из железобетона. Затем американцы создали похожий пароход-сухогруз. Во время 2ой Мировой войны в США создали 24 железобетонных корабля и 80 барж.

Оказалось, что прочность таких кораблей значительно выше, чем у металлических, и пробоины в них чинить легче. Армоцемент долговечней дерева или любого металла и зимой ему не страшен лёд.

В период Первой Мировой войны многих судна были построены из железобетона. Ещё один плюс таких кораблей – работы по их изготовлению могли делать неквалифицированные рабочие, люди далёкие от судостроения.

Но в конечном итоге эти суда не могли конкурировать со стальными в частных, коммерческих перевозках грузов. В конечном счёте, ж/б применяют при строительстве плавучих нефтехранилищ и буровых платформ. В 1975 году был создан железобетонный танкер для хранения сжиженного газа, имеющий грузоподъёмность 60000 тонн. До сих пор этот танкер эксплуатируется в Яванском море.

В современном мире есть энтузиасты, которые делаю яхты из этого нестандартного материала. Киевский яхт-клуб имеет несколько таких судов.

SS Atlantus на мели в 1926 г.

S. S. AtlаntusS. S. Atlаntus - вероятно самое знаменитое бетонное судно. Оно было построено "Liberty Ship Building Company" в Brunswick, штат Джорджиа. Спущено на воду 5 декабря 1918 года. Судно было вторым в мире по счету бетонным судном, построенным во время Экстренной Подготовки к І Мировой Войне (в дальнейшем - ЭПМВ).Война закончилась месяцем раньше раньше, однако Atlаntus использовался для перевозки Американских солдат из Европы домой, а также для перевозки угля в Новую Англию. В 1920 году, судно было списано, и оставлено в порту Вирджинии.

В 1926, Atlаntus был приобретен полковником Джесси Розенфельдом. Он собирался построить док для всех бетонных кораблей, дабы в случае опасности иметь возможность быстро активизировать силы, а также для удобства.В марте 1926, Atlаntus был восстановим и буксирован к мысу Cape May. Однако, 8 июня налетел шторм, и судно было разбито на расстоянии 150 метров от берега Сансет-Бич. Были попытки достать судно для ремонта,однако они не увенчались успехом.

С того времени Atlаntus стал туристическим аттракционом. Люди ныряли с его палубы в воду, пока один молодой человек не погиб. После этого был поставлен предупреждающий знак на берегу. В конце 50-х, судно раскололось на 2 части.

МестоположениеS. S. Atlаntus находится в 150 футах от пляжной линии Sunset Beach, мыс May, NJ.Характеристики судна:Длина: 250 футовВес: 2,500 тонн

В годы Второй Мировой Войны сталь была дефицитным материалом и у нас, поэтому российские специалисты тоже делали суда из железобетона. Один из свидетелей военных лет, сделанный из железобетона, стоит сейчас на причале в рижском порту Волери. Сохранился он достаточно хорошо, внешний вид почти не изменился, находится на плаву, правда, отсутствуют палубочные надстройки. Кое-где даже заметны гнезда для крепления зениток или подъемного крана.

Суда типa: «Свобода» (Liberty) — суда с железобетонными корпусами, строилиcь в США в течение обеих мировых войн из-за дефицита стали.

Суда предназначались для кратковременного использования (прежде, чем быть уничтоженными немецкими субмаринами), однако вследствие того, что железобетон не подвержен ржавению, некоторые из этих судов до сих пор (восемьдесят лет спустя!) используются, например как плавающий пирс-волнорез в Канаде.

В течение Первой мировой войны, президент Томас Вудро Вильсон одобрил строительство 24 железобетонных судов. Из 24 было построено только 12, общей стоимостью 50 миллионов долларов. К моменту спуска на воду война уже закончилась.В 1942 году, «Морская Комиссия Соединенных Штатов» заключила контракт с фирмой, «McCloskey и Компания Филадельфии, Штат Пенсильвания», чтобы построить новый флот из 24 железобетонных судов. За три десятилетия усовершенствовались технологии производства железобетона и суда нового флота были более легкими и крепкими чем их предшественники времен Первой мировой войны. Суда были построены в Тампе, Штат Флорида, к июлю 1943 года.

Строительство велось очень быстрыми темпами — одно судно в месяц. Два судна во время высадки союзников в Нормандии были затоплены в качестве заграждений. Семь — все ещё на плаву в гигантском волнорезе на реке Пауэлл в Канаде.Подробнее есть Статья из Технической Энциклопедии 1927-34 г.г.: http://samlib.ru/t/tonina_o_i/te_suda_beton.shtmlЕсть и специальный сайт посвященный железобетонным судам http://armotsement.ru/

S. S. PoliasСудно S. S. Polias было построено первым во время ЭПМВ, хоть судно S. S. Atlantus и было спущено на воду месяцем раньше. Оно было построено компанией "Fougner Shipbuilding", NY в 1918 году. С тех пор, как война закончилась, судно использовалось для перевозки угля в Новую Англию.

В 1920 году судно попало в шторм и было выброшено на рифы возле береговой линии города Maine. Паникующие члены команды (11 человек), не слушавшиеся указаний капитана Richard T. Coghlan'а, пытались выбраться с корабля на спасательной лодке, однако утонули. Остальная часть команды были спасены следующим утром.Несколько попыток освободить судно были тщетными, и вскоре, летом 1924 года, на корабль налетел ураган, разбивший его на 2 части.

А это - кормовая часть судна SS Polias, так редко показывающаяся из-под воды

Месторасположение:Судно покоится примерно в 30-ти метрах от порта Clyde Maine. При отливе, незначительная часть корабля становится видимой на некоторое время.Характеристики судна:Вес: 250 футовДлина: 2,500 тонн

Одним из бетонных кораблей является легендарный  «Ouartz»  бортовой номер IX-150, участвовавший в операции «Перекресток», когда на атолле Bikini испытывалась атомная бомба в 1946 году. Американское правительство поместило несколько кораблей в эпицентр взрыва, чтобы оценить повреждения, наносимые этим ужасным оружием.

На многих кораблях из бетона еще сохранилась краска, ведь это памятники изобретательства военного времени.

S. S. DinsmoreS. S. Dinsmore был нефтяным танкером, построенным компанией "A. Bentley & Sons" в Джэксонвилле, Флорида (Jacksonville, Florida), и был спущен на воду 30 июня, 1920 в 2:25 дня.Dinsmore использовался в качестве нефтяного танкера, и был списан в апреле 1932 в связи с неработоспособностью.

МестоположениеDinsmore вероятно утонул в Техасе. Точное местоположение неизвестно.Характеристики судна:Вес: 3,696 тоннДлина: 420 футов

S. S. MoffitСудно S. S. Moffit было нефтяным танкером, сконструированным компанией "A. Bentley & Sons" в Джэксонвилле, Флорида (Jacksonville, Florida) и был спущен на воду 28 сентября 1920 года.

Последнее упоминание о "S. S. Moffit" датируется 1925 годом. Затем оно, скорее всего, было переделано в нефтяную баржу в Новом Орлеане.Характеристики судна:Вес: 3,696 тоннДлина: 420 футов

S. S. CuyamacaСудно S. S. Cuyamaca было нефтяным танкером, построенным в 1920 году компанией "Pacific Marine Construction Company" в Сан-Диего, Калифорния (San Diego, California).Несколько лет, судно было собственностью Канадо-Французской нефтяной компании "Нью-Йорк", и служило для перевозки нефти между городами Tampico, Baton Rouge и Новым Орлеаном. Наконец, в 1924 оно было переоснащено в нефтяную баржу, работающую в окрестностях Нового Орлеана.В 1926 году - списано за непригодностью.Далее судьба судна остается неизвестным: оно могло утонуть, или быть переделанным.

Характеристики судна:Вес: 4,082 тоннДлина: 434 фута

S. S. San PasqualСудно S. S. San Pasqual было построено, как нефтяной танкер компанией "Pacific Marine Construction" в Сан-Диего, Калифорния (San Diego, California), и спущено на воду 28 июня 1920 года.В марте 1921 года, судно было повреждено во время шторма, и было отдано на ремонт на долгие три года.В 1924 году оно было приобретено кубинской торговой компанией "Old Times Molasses", и использовалось в роли склада.

В годы войны, судно использовалось как наблюдательный пункт за немецкими субмаринами, было неоднократно обстреляно, как из пулеметов, так и из пушек.Во время кубинской революции Эрнесто Че Гевара использовал судно как тюрьму для пленных солдат-противников.С тех пор судно служило разным целям, от спортивного до рыболовного клуба.Наконец, в 1990 году, оно было окончательно переделано в комфортабельный отель.

Местонахождение:Судно стоит на якоре вот уже почти 20 лет возле побережья Cayo Las Brujas, что на Кубе.Характеристики судна:Вес: 4,082 тонныДлина: 434 фута.

S. S. Cape FearS. S. Cape Fear был грузовым судном, построенным "Liberty Ship Building Company" в Уилмингтоне, Северная Каролина (Wilmington, North Carolina). Спущен на воду в 1919 году.30 октября, 1920 оно столкнулось с другим судном, City of Atlanta, и стремительно ушло под воду; за те три минуты еще 19 членов экипажа отправились вслед за ним.

МестоположениеОстатки S. S. Cape Fear покоятся на глубине 170 футов, на выходе из мыса Narragansett, Rhode Island.Характеристики судна:Вес: 2,795 тоннДлина: 86 метров

S. S. SaponaS. S. Sаponа был грузовым пароходом, построенным "Liberty Ship Building Company" в Уилмингтоне, Северная Каролина (Wilmington, North Carolina). Спущен на воду в январе 1920 года.Sаponа был приобретен Карлом Фишером в Майями, штат Флорида, который использовал судно как хранилище для нефти.В апреле 1924, Sаponа была продана Брюсу Бэттелу, живущему на Багамах. Он использовал судно как хранилище для рома и виски, при том, что в те времена спиртное было запрещено.В 1926, судно было выброшено на риф сильным штормом. Все попытки починить его были безуспешными. Сам же Бэттелл, потерявший весь бизнес, умер в нищете в 1950 году.

Во время II Мировой Войны, судно использовалось как мишень для стрельбы авиации и флота. 5 декабря 1945 года, после бомбежки судна Воздушным Эскадроном 19, все самолеты пропали в районе бермудского треугольника. Это сочли предупреждающим знаком, и после этого любые манипуляции с судном были запрещены.Но к тому времени от судна осталась лишь его бетонная основа.

МестоположениеS. S. Sаponа лежит в 4 милях к югу от Острова Bimini на Багамах.Характеристики судна:Вес: 1,993 ТоннДлина: 86 метров

S. S. LathamS. S. Lаthаm был нефтяным танкером, сконструированным компанией "F. F. Ley & Company", в городе Mobile, Алабама. Судно было приобретено компанией "American Fuel Oil and Transport", и спущено на воду 6 мая 1920 года.Однако, уже во время своего первого путешествия судно столкнулось с меньшим судном, и чуть не утонуло. Все таки, добравшись до порта, оно стало на ремонт, и только в 1926 году было переделано в плавучее хранилище нефти в Новом Орлеане. Далее информация отсутствует.

Характеристики судна:Вес: 4,225 тоннДлина: 125 метров

S. S. SelmaСудно S. S. Selma было нефтяным танкером, произведенным компанией "F. F. Ley & Company" в городе Mobile, Alabama, и было спущено на воду 28 июня 1919 года.11 мая 1920 года, судно столкнулось с причалом в Tampico, Florida и было повреждено. Оно было приведено в порядок и транспортировано в Galveston, Texas для дальнейшего ремонта. К сожалению, ремонтники в Техасе не имели опыта работы с бетонными кораблями, и тогда правительство решило его списать. Местом последнего пристанища корабля была выбрана бухта недалеко от острова Pelican, Texas, и 9 марта 1922 года судно было поставлено на якорь.В 1992 году, судно было признано историческим достоянием, и теперь его останки тщательно охраняются.

Характеристики судна:Вес: 4,225 тоннДлина: 125 метров.

Затонувшее  более 100 лет назад вблизи Даугавгрива железобетонное судно

Бетон, это лучший материал для стоячных судов (суда которые большую часть времени стоят). металлические нужно вытаскивать, красить и прочее.. А этот вот сколько лет стоит и как новый. Все пристани для круизных пароходиков и водных такси с Санкт-Петербурге сделаны их бетона. Катера были эксперементальные, но не пошли.

Выборге там на берегу недалеко от замка лежит бетонный катер... На викимапии его нет но если в яндексе вести корды Координаты: Долгота: 28°43′31.56″ в. д. (28.725433) Широта: 60°42′50.48″ с. ш. (60.714021) И в этом месте включить панораму то его будет очень хорошо видно. Если кто то знает об его истории напишете.

В Калининградской обл. в г. Мамоново на берегу залива стоят две немецкие баржи из бетона

На реке Луга сохранился замечательный образец судостроения - корабль из железобетона. Похож на немецкий лихтер проекта 20-х годов.

Яхта Нефертити — парусно-моторная крейсерская яхта, построенная из армированного цемента в начале 70-х годов прошлого века. Базируется на территории центрального яхт клуба г. Нижнего Новгорода. В настоящее время это единственное сохранившееся парусное судно в бассейне р. Волга, с корпусом, построенным из армированного цемента.Идея строительства судов из этого материала принадлежит изобретателю армацемента, итальянскому инженеру Нерви, Пьеру Луиджи.

Благодаря устойчивости корпуса яхты к различного рода деформациям, «Нефертити» используется в качестве учебно-тренировочного и вспомогательного судна. Большая обитаемость (до 16 человек) позволяет уходить в автономное плавание на длительный срок.

Технические характеристикиводоизмещение яхты 11 тонн,длина от транца до бушприта 12.5 м,ширина по миделю 3.6 м,высота мачты 9 мпарусное вооружение типа кэч площадью 65м2.Корпус яхты типа компромисс минимальной осадкой 1.1 м и максимальной 2.1 м.Максимальная скорость под парусом 15км/ч.Максимальная скорость под дизелем 10км/м

Задолго до Первой мировой войны, в 1848 году, Джозеф-Луи Ламбот, изобретатель железобетона, попытался и успешно смастерил маленькую лодку из ферроцемента. Вскоре баржи, изготовленные из ферроцемента  стали регулярно курсировать по каналам Европы, и так же, как век подходит к концу, итальянский инженер все-таки сделал из подобного бетона первый настоящий  корабль.

Корабль СС Пало-Альто на Сиклифф Штат Бич, штат Калифорния.

Как и предполагалось, бетон не был самым идеальным материалом для строительства кораблей. Основная проблема таких бетонных судов заключалась в том, что им требовался очень толстый корпус, чтобы быть таким же прочным, как у судов, изготовленных из металла. Это сделало бетонные корабли очень тяжелыми и, следовательно, они сжигали больше топлива, чтобы передвигаться.

А если корпус оказывался пробитым, то они тонули вследствие их веса. Моряки Первой мировой войны часто называли их “плавающие” надгробия и опасались служить на них.

Тем не менее, ферроцементные корабли продолжали строиться и их размеры постепенно увеличивались. Крупнейшим из них был 130 метровый  нефтяной танкер СС Сельма, спущенный на воду в  1919 году. Сегодня, его обломки остаются частично затопленными в заливе Галвестон в Техасе на побережье Мексиканского залива и видны с судоходного канала Хьюстон.

После того, как Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, президент США Вудро Вильсон одобрил строительство 24 кораблей поддержки для военно-морского флота. Тем не менее, ни один из них не был завершен в срок и сдан в эксплуатацию. К тому времени, когда корабли были готовы – война уже закончилась. Суда были проданы частным компаниям, которые использовали их для торговли или как склады.

Корабль СС Сельма в Сивольф парке в городе Галвестон.

Аналогичная нехватка стали повторилась во время Второй мировой войны, и еще 24 бетонных судов, а также баржи для транспортировки материалов были введены в эксплуатацию. На этот раз, все корабли были завершены в срок и за счет инноваций в совершенствовании материалов и изобретения  автобетоносмесителей, второй флот был намного сильнее, чем предыдущий. Бетонные корабли играли важную роль во время войны, особенно во время высадки десанта в Нормандии, где они были использованы для перевозки  топлива и боеприпасов, а также в качестве плавучих понтонов. Некоторые из них были оснащены двигателями и использовались в качестве мобильных столовых и бронетранспортеров.

Кипторек Мол в заливе Чесапик, штат Вирджиния.

Когда война закончилась, сталь вновь стала более доступной для кораблестроителей и производство бетонных кораблей было прекращено. Оставшиеся бетонные корабли были выведены из эксплуатации и отбуксированы в различные порты, где были затоплены и служили в качестве волноломов. Самая большая коллекция их находится в Пауэлл Ривер, Британская Колумбия, где десять из них были установлены в виде дуге и функционировали как волнорез. Еще девять были потоплены на мелководье в заливе Чесапик в штате Вирджиния, чтобы создать волнорез для местных паромов.

Корабль Сан Паскуаль, у побережья Санта-Мария, Куба.

Нефтеналивной танкер SS Пало-Альто был отбуксирован в Сиклифф Штат Бич в Эптос, штат Калифорния, и был переоборудован в парк аттракционов со всеми удобствами, в том числе здесь был устроен танцпол, бассейн и кафе. Парк закрыли два года спустя, когда компания обанкротилась.

Мол, созданный из бетонных судов на Пауэлл-Ривер, Британская Колумбия.

Остатки корабля СС Сельма в Сивольф парке в городе Галвестон.

Остатки корабля СС Сельма в Галвестон Бэй на побережье Мексиканского залива Техаса.

Бетонный корабль СС Пало-Альто в 20-е годы.

Бетонный корабль СС Сельма в 20-е годы XX века.

Останки бетонного корабля.

А этот кораблик стоит в Корее. Для моря он не планировался :-)

mirmonolita.ruobana.at.uakiev-beton.org.ualiveinternet.rumahrov.4bb.rukorabley.net

источник

www.mgorskikh.com

Корабли из бетона? Не может быть!

Почему бетонные корабли плавают?

Древний человек, строивший первые плавучие средства, не особенно задумывался над теоретическими основами судостроения. Для него ответ на вопрос, из чего строить лодку или плот, был предельно прост: из того, что плавает! Первые лодки люди мастерили из легкой древесины, а там, где древесины мало, из нее делали только каркас, который обтягивали кожей. В Древнем Египте строили папирусные лодки. На деревянных кораблях люди плавали не одно столетие и отлично знали недостатки древесины: она не очень-то прочна и хорошо горит. Однако заменить ее более подходящим материалом долгое время не удавалось.

После открытия закона Архимеда стало ясно, что действующая на судно выталкивающая сила зависит только от объема вытесненной корпусом воды. При этом совершенно не важно, как устроено внутри плавучее средство и из какого материала оно состоит. Важно только одно: средняя плотность корабля должна быть меньше плотности воды.

Освоив в XIX веке промышленное производство листовой стали, люди стали строить металлические суда. Сталь значительно прочнее дерева и не горит, что особенно важно для боевого корабля. Практически все корпуса плавучих средств сейчас делают из стали или легких сплавов алюминия и титана.

А теперь вернемся к железобетону и сравним его плотность с плотностью стали. Кубический метр стали имеет массу около 7800 кг. Средняя плотность железобетона 2500 кг/м³, т. е. в 3 раза меньше, чем у стали. Так почему не построить корпус корабля из железобетона?

История

Садовник Жозеф Монье, живший во Франции в XIX веке, пытался создать новый материал для кадок, в которых росли пальмы. Деревянные бочки гнили и выдерживали недолго. Кадки из обожженной глины не гнили, но под давлением корней растущего дерева легко трескались. В обоих случаях через 2–3 года приходилось пальму пересаживать.  

Монье вставил маленькую бочку в большую, залил пространство между ними раствором цемента и погрузил в этот раствор конструкцию из сплетенной стальной проволоки. Посудина получилась удивительно прочной, поэтому в 1867 году Монье решил запатентовать свое изобретение. Позже он запатентовал еще несколько железобетонных изделий, но эти изобретения далеко не сразу нашли широкое применение.

Независимо от Монье идея залить цементным раствором железную сетку пришла в голову инженеру Жану Луи Ламбо. Именно он додумался первым построить железобетонную лодку, которую продемонстрировал на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Идея привлекла внимание судостроителей, поэтому Ламбо решил запатентовать проект своей лодки. По данному проекту было построено три судна, одно из которых прослужило полсотни лет. Сначала по этой технологии строили только лодки и яхты. Первое бетонное судно с двигателем создал норвежец Николай Фегнер в 1917 году. Затем такой корабль построили в Америке.

С началом эксплуатации бетонных судов выявились их преимущества:

  1. Прочность на сжатие выше, чем у металлических и деревянных. Особенно это важно, когда корпус затирает лед. Металлические листы в таких условиях гнутся, а затем рвутся заклепки или расходятся сварные швы. Железобетон, в отличие от стали и дерева, отлично выдерживает нагрузку на сжатие.
  2. Если образуется пробоина в корпусе, устранить ее гораздо проще. Достаточно сделать опалубку и залить дефект бетоном. С этим справляются строительные рабочие.
  3. Строительство корпуса обходится значительно дешевле и не требует от рабочих высокой квалификации.
  4. Бетон не ржавеет и в морской воде служит дольше стали.
  5. В отличие от металла, на каменной поверхности в трюме не образуется конденсат. Это важно для перевозки грузов, чувствительных к влаге.

С началом Первой мировой войны для изготовления оружия и боевой техники понадобилось огромное количество металла. Даже металлургическая промышленность развитых стран не смогла полностью удовлетворить эту потребность. Дефицит стали потребовал быстрой замены другими материалами. Президент США В. Вильсон подписал постановление о строительстве 24 судов из железобетона. Однако до конца войны удалось построить только половину этого количества. Поскольку война уже закончилась, на этих кораблях американские солдаты возвращались домой.

Вторая мировая война тоже вызвала дефицит металла. На этот раз строительство бетонных судов в Америке началось без промедления. Всего было построено 24 корабля и около восьми десятков барж. Технология времен Первой мировой была усовершенствована. Новые суда были легче и прочнее, а строились в рекордные сроки — всего за месяц. Использовали их для перевозки грузов и личного состава войск.

Почему их больше не используют?

По сравнению со стальными, железобетонные корабли имеют существенные недостатки:

  1. Для придания бетонным корпусам прочности, сравнимой со сталью, приходится увеличивать их толщину. С ростом толщины стенок вес конструкции также возрастает. А это требует большей мощности двигателя и повышенного расхода топлива, что снижает рентабельность перевозок.
  2. Бетон устойчив при статических нагрузках, но сильных ударов он не выдерживает. По этой причине боевые корабли делают только из металла.

Основными причинами строительства железобетонных судов были:

- небольшой расход стали на корпус;- низкая стоимость;- быстрота строительства.

Во время войны эти факторы играли определяющую роль. В мирное время гораздо важнее рентабельность перевозок, поэтому для транспортировки выгоднее металлические суда. Бетонные суда имеет смысл использовать как стояночные плавсредства: танкеры для сжиженного газа, нефтехранилища, плавучие буровые платформы, гостиницы и рестораны на воде.

Но все же и в транспортном судостроении есть в наши дни ценители ретро-технологий. Например, на просторах Волги близ г. Тольятти можно увидеть бетонную яхту, построенную в 1959 г. Семейная реликвия до сих пор на плаву и активно используется.

Источник

lipbeton.ru

Корабли из бетона. Фразы

namsenfijord

NamsenfijordВо всем мире для изготовления кораблей, лодок и прочих плавательных средств испокон веков использовалось дерево. Естественно, дерево легче воды, и довольно податливый материал. Довольно хрупкий, но... приходится чем-то жертвовать. Однако поиски дешевого и достаточно прочного материала для создания кораблей не прекращалось.

Так, в 50-х годах 19 века инженер Ламбо создал лодки из проволоки, обмазанной раствором. Считается, что именно так появился железобетон.

Почему-то это изобретение не пошло "в народ", или сам Ламбо вовремя не подсуетился - доподлинно не известно. В 1867 году французский Садовник Монье ухватился за это изобретение и запатентовал его. Поначалу он делал ж/б кадки для цветов и назвал арматуру, находящуюся в ж/б - железом Монье.

затонувшее более 100 лет назад вблизи даугавгрива, железобетонное судно. фото: roman vaiculevich

Затонувшее более 100 лет назад вблизи Даугавгрива, железобетонное судно.

Фото: Roman VaiculevichЧерез восемь лет на Всемирной выставке в Париже публике была продемонстрирована весельная лодка, изготовленная из железобетона. Автором этого изобретения стал француз Джозеф-Луис Ламбот. В последующие годы из железобетона европейцы и американцы строили парусные яхты и гребные лодки, правда, в небольшом количестве. Настоящую революцию в этом отношении устроил норвежский инженер Николай Фегнер, который в 1917 году создал первое самоходное морское судно из железобетона.

Назвал он его "Namsenfijord". Американцы построили подобный пароход-сухогруз "Faith" годом позже.

выброшенное на берег железобетонное судно в выборге. фото: bw-muscat

Выброшенное на берег железобетонное судно в Выборге. Фото: bw-muscat Кстати, в годы II Мировой войны в США были построены 24 железобетонных судна и 80 барж.

Оказывается, такой борт прочнее металлического и пробоины в нем ремонтировать проще. С другой - армоцемент долговечней дерева или металла, зимой ему не страшен лед.

железобетонное судно на причале порта волери, рига.

Железобетонное судно на причале порта Волери, Рига. Во время Первой мировой войны, очень много бортов были построены из железобетона.

Еще одно немаловажное достоинство таких кораблей, помимо дешевизны, выявилось как раз в военное время - работа по постройке таких судов могла вестись неспециалистами, людьми крайне далекими от классического судостроения. Однако в конечном счете такие суда не смогли конкурировать со стальными при коммерческих перевозках грузов.

В конечном итоге железобетон получил применение главным образом при строительстве буровых платформ и плавучих нефтехранилищ. Так, в 1975 году для хранения сжиженного газа был построен железобетонный танкер "Andjuna Sakti" полной грузоподъемностью 60000 тонн.

затопленая железобетонная баржа в аргентине

Затопленая железобетонная баржа в АргентинеЭксплуатируется он до сих пор в Яванском море. Хотя, в настоящее время есть энтузиасты, которые собирают легкие яхты из этого, непривычного на первый взгляд, материала. Так, например Киевский крейсерский яхт-клуб на Днепровской набережной имеет у себя несколько судов.

Первые "цементные суда" Константина Бирюковича "Норд" и "Риф" и сегодня ходят по Днепру, обслуживая всевозможные корпоративные вечеринки.

Вы прочитали материал на тему: Корабли из бетона

www.cka3ku.com

Корабли из бетона - sozero

Во всем мире для изготовления кораблей, лодок и прочих плавательных средств испокон веков использовалось дерево. Естественно, дерево легче воды, и довольно податливый материал. Довольно хрупкий, но… приходится чем-то жертвовать.

Однако поиски дешевого и достаточно прочного материала для создания кораблей не прекращалось. Так, в 50-х годах 19 века инженер Ламбо создал лодки из проволоки, обмазанной раствором. Считается, что именно так появился железобетон. Почему-то это изобретение не пошло «в народ», или сам Ламбо вовремя не подсуетился — доподлинно не известно. В 1867 году французский садовник Монье ухватился за это изобретение и запатентовал его. Поначалу он делал ж/б кадки для цветов и назвал арматуру, находящуюся в ж/б — железом Монье.

Namsenfijord

Через восемь лет на Всемирной выставке в Париже публике была продемонстрирована весельная лодка, изготовленная из железобетона. Автором этого изобретения стал француз Джозеф-Луис Ламбот. В последующие годы из железобетона европейцы и американцы строили парусные яхты и гребные лодки, правда, в небольшом количестве.

Затонувшее более 100 лет назад вблизи Даугавгрива, железобетонное судно

Настоящую революцию в этом отношении устроил норвежский инженер Николай Фегнер, который в 1917 году создал первое самоходное морское судно из железобетона. Назвал он его «Namsenfijord». Американцы построили подобный пароход-сухогруз «Faith» годом позже.

Выброшенное на берег железобетонное судно в Выборге

Кстати, в годы II Мировой войны в США были построены 24 железобетонных судна и 80 барж.

Оказывается, такой борт прочнее металлического и пробоины в нем ремонтировать проще. С другой — армоцемент долговечней дерева или металла, зимой ему не страшен лед.

Железобетонное судно на причале порта Волери, Рига

Во время Первой мировой войны, очень много бортов были построены из железобетона. Еще одно немаловажное достоинство таких кораблей, помимо дешевизны, выявилось как раз в военное время — работа по постройке таких судов могла вестись неспециалистами, людьми крайне далекими от классического судостроения.

Однако в конечном счете такие суда не смогли конкурировать со стальными при коммерческих перевозках грузов. В конечном итоге железобетон получил применение главным образом при строительстве буровых платформ и плавучих нефтехранилищ. Так, в 1975 году для хранения сжиженного газа был построен железобетонный танкер «Andjuna Sakti» полной грузоподъемностью 60000 тонн.

Затопленная железобетонная баржа в Аргентине

Эксплуатируется он до сих пор в Яванском море.

Хотя, в настоящее время есть энтузиасты, которые собирают легкие яхты из этого, непривычного на первый взгляд, материала. Так, например Киевский крейсерский яхт-клуб на Днепровской набережной имеет у себя несколько судов. Первые «цементные суда» Константина Бирюковича «Норд» и «Риф» и сегодня ходят по Днепру, обслуживая всевозможные корпоративные вечеринки.

Ссылка.

sozero.livejournal.com

Корабли из бетона 1 - 7 Августа 2017

Дерево как строительный материал для лодок и кораблей верой и правдой служило человечеству многие столетия. И замечательно служило! Однако при всех его достоинствах, у дерева как кораблестроительного материала, хватает и недостатков: это и относительно малая прочность, подверженность гниению, пожароопасность, трудоёмкость постройки... 

А порой и сложности с заготовкой строевого корабельного леса. С распространением паровых двигателей и ростом размеров и грузоподъёмности кораблей дерево перестало удовлетворять судостроителей. Стремительно рос грузопоток по водным маршрутам. В XIX веке начинаются активные поиски альтернативы. Корабли со стальными корпусами стали прекрасной заменой, но были дороги и трудоёмки в постройке. Нужен был дешёвый и технологичный материал.

В 1867 г. Жозеф Монье, которого часто считают "автором" железобетона, получил патент на кадки из армоцемента. (Как всегда: "кто с бумажкой - тот и прав". Хотя задолго до ушлого француза "его" "изобретение" уже вовсю использовалось в строительстве - например, в 1802 г. при строительстве Царскосельского дворца российские зодчие использовали металлические стержни для армирования перекрытия, выполненного из известкового бетона. В 1829 г. английский инженер Фокс реализовал армированное металлом бетонное перекрытие. В 1854 г. Уилкинсон в Англии получил патент на огнестойкое железобетонное перекрытие. В 1861 г. во Франции Куанье опубликовал книгу о 10-летнем опыте применения железобетона. Он же в 1864 г. построил церковь из железобетона. В 1865 г. Уилкинсон построил дом из железобетона.)

Но ещё в 1849 г. во Франции Ламбо построил лодку из армоцемента. Армоцемент отличается от железобетона рядом ценных качеств. При равномерном распределении стали по сечению конструкции и при относительно высоком ее содержании получается прочный трещиноустойчивый материал. Идея выглядела весьма заманчивой: дёшево, быстро, требует минимум квалифицированных мастеров, технологично.

Через восемь лет его земляк Жозе-Луи Ламбот представил на Всемирной выставке в Париже вёсельную лодку, сделанную из железобетона. Затем уже и американцы, и европейцы создавали подобные парусные яхты и лодки, но в небольшом количестве.

В 1917 году норвежский инженер Николай Фегнер представил публике самоходное судно из железобетона под названием "Namsenfijord". Затем американцы через год построили сухогруз "Faith". Во время Второй Мировой войны в США создали 24 железобетонных корабля и 80 барж.

Оказалось, что прочность таких кораблей значительно выше, чем у металлических, и пробоины в них чинить легче. Армоцемент долговечнее дерева и металла и зимой ему не страшен лёд.

В период Первой Мировой войны было построено немало судов из железобетона. До 1915 года образцы железобетонных судов были построены почти во всех странах, включая Турцию и Китай. В 1915 году, вследствие огромной нужды в тоннаже, недостатка стали и возможности быстрой постройки, все страны начали лихорадочно их строить и развивали это судостроение до начала 1919 года. Эти работы проводились в Америке, Англии, Италии, Германии, Франции, Норвегии, Швеции, Дании и Голландии.

S. S. Atlаntus

S. S. Atlаntus - вероятно самое знаменитое бетонное судно. Оно было построено "Liberty Ship Building Company" в Брансвике, штат Джорджия. Спущено на воду 5 декабря 1918 года. Судно было вторым в мире по счету бетонным судном, построенным во время Экстренной Подготовки к Первой Мировой Войне.

Война закончилась месяцем раньше раньше, однако "Atlаntus" использовался для перевозки американских солдат из Европы домой, а также для перевозки угля в Новую Англию. В 1920 году судно было списано и оставлено в порту Вирджинии.

SS Atlantus на мели в 1926 г.

В 1926 "Atlаntus" был приобретен полковником Джесси Розенфельдом. Он собирался построить док для всех бетонных кораблей, дабы в случае опасности иметь возможность быстро активизировать силы, а также для удобства.

В марте 1926 "Atlаntus" был восстановлен и отбуксирован к мысу Cape May. Однако 8 июня налетел шторм, и судно было разбито на расстоянии 150 метров от берега Сансет-Бич. Были попытки достать судно для ремонта, однако они не увенчались успехом.

С того времени "Atlаntus" стал туристическим аттракционом. Люди ныряли с его палубы в воду, пока один молодой человек не погиб. После этого был поставлен предупреждающий знак на берегу. В конце 50-х судно раскололось на две части.

Местоположение

S. S. Atlаntus находится в 150 футах от пляжной линии Sunset Beach, мыс May, NJ.

Характеристики судна

Длина: 250 футов

Вес: 2,500 тонн

В годы Второй Мировой Войны сталь была дефицитным материалом и у нас, поэтому советские специалисты тоже создавали суда из железобетона. В Риге, на причале порта Волери стоит именно такой корабль - из бетона. Абсолютно целый и на плаву, правда без палубных надстроек. Сохранность - превосходная, учитывая почтенный возраст сего чуда инженерной мысли. На корме остались основания надстроек. Некоторые помещения были выложены плиткой (скорее всего корабельные гальюн и камбуз). На палубе сохранились основания каких-то сооружений (возможно гнёзда крепления зениток или подъёмного крана). Судно обладает собственной рулевой системой и гребными механизмами; для якорей в носу есть клюзы. Это больше похоже на сухогруз, чем на баржу.

Много железобетонных судов было построено в Германии во время Второй Мировой Войны: танкеры грузоподъемностью 3000 и 3400 т, лихтеры грузоподъемностью 700 и 1000 т, сухогрузные суда грузоподъемностью 3700 и 4200 т, а также рыболовные траулеры. Все эти суда показали хорошие эксплуатационные качества. Суда были построены монолитным или сборно-монолитным методом.

Транспорты типa "Либерти" с железобетонными корпусами (помимо массовых "Либерти" со стальными корпусами) строилиcь в США в течение обеих мировых войн из-за дефицита стали.

Суда предназначались для кратковременного использования, однако вследствие того, что железобетон, в отличие от стали, не подвержен коррозии, некоторые из этих судов до сих пор (восемьдесят лет спустя!) используются, например как плавучий пирс-волнорез в Канаде.

Бетонные корабли сейчас представляют собой огромный волнорез, защищающий лесопильный завод в провинции Пауэлл Ривер, Канада.

"Quartz" (слева) и "S.S. P. M. Anderson" (в центре)

"S.S. P. M. Anderson"

В течение Первой мировой войны президент Вудро Вильсон одобрил строительство 24 железобетонных судов. Из 24 запланированных было построено только 12, общей стоимостью 50 миллионов долларов. К моменту спуска их на воду война уже закончилась.

В СССР первый серьезный опыт был проделан Ленинградским судотрестом; с 1925 года за три года им построено: самоходный паром на 20 вагонов, две баржи, понтон для больших паровых копров, грязеотвозная шаланда, четыре дебаркадера и две секции трёхсекционного дока (общей грузоподъемностью в 6000 т). Итоги трехлетней работы привели к заключению о целесообразности постройки железобетонных судов и возможности понизить вес железобетонных судов против заграничных.

В 1942 году Морская Комиссия Соединенных Штатов заключила контракт с фирмой "McCloskey & Co." Филадельфия, Штат Пенсильвания, на постройку 24 железобетонных судов. За три десятилетия усовершенствовались технологии производства железобетона и суда нового флота были более легкими и прочными, чем их предшественники времен Первой Мировой Войны. Суда были построены в Тампе, Штат Флорида, к июлю 1943 года.

Строительство велось очень быстрыми темпами - одно судно в месяц. Два судна во время высадки союзников в Нормандии были затоплены в качестве заграждений. Семь все ещё на плаву в гигантском волнорезе на реке Пауэлл в Канаде.

/800/600/http/i014.radikal.ru/1105/2f/cf3297d6af60.jpg

Судно S. S. Polias было построено первым во время ПМВ, хоть судно S. S. Atlantus и было спущено на воду месяцем раньше. Оно было построено компанией "Fougner Shipbuilding", NY в 1918 году. С тех пор, как война закончилась, судно использовалось для перевозки угля в Новую Англию.

В 1920 году судно попало в шторм и было выброшено на рифы возле береговой линии города Maine. Паникующие члены команды (11 человек), не слушая указаний капитана Richard T. Coghlan'а, пытались выбраться с корабля на спасательной шлюпке, однако утонули. Остальная часть команды была спасена следующим утром.

Несколько попыток освободить судно оказались тщетными, и вскоре, летом 1924 года, на корабль налетел ураган, разбивший его на две части.

 (699x394, 12Kb)

Кормовая часть судна SS Polias, так редко показывающаяся из-под воды

Месторасположение

Судно покоится примерно в 30-ти метрах от порта Clyde Maine. При отливе незначительная часть корабля становится видимой на некоторое время.

Характеристики судна

Вес: 250 футов

Длина: 2,500 тонн

Одним из бетонных кораблей является легендарный  «Quartz»  бортовой номер IX-150, участвовавший в операции «Перекресток», когда на атолле Бикини испытывалась атомная бомба в 1946 году. Американское правительство поместило несколько кораблей в эпицентр взрыва, чтобы оценить повреждения, наносимые этим ужасным оружием.

S.S. Armand Considere

Спущен на воду в мае 1944, через четыре месяца передан армии. В 1948 году приобретен Powell River Company и используется как мол-волнолом.

Местоположение

Ещё на плаву как часть волнолома на реке Пауэлл в Британской Колумбии, Канада.

S. S. Dinsmore

S. S. Dinsmore был нефтяным танкером, построенным компанией "A. Bentley & Sons" в Джэксонвилле, Флорида (Jacksonville, Florida), и был спущен на воду 30 июня 1920 года в 14:25.

Dinsmore использовался в качестве нефтяного танкера, и был списан в апреле 1932 в связи с неработоспособностью.

Местоположение

Dinsmore, вероятно, затонул в Техасе. Точное местоположение неизвестно.

Характеристики судна

Вес: 3,696 тонн

Длина: 420 футов

S. S. Moffit

Судно S. S. Moffit было нефтяным танкером, сконструированным компанией "A. Bentley & Sons" в Джексонвилле, Флорида (Jacksonville, Florida) и было спущено на воду 28 сентября 1920 года.

Последнее упоминание о "S. S. Moffit" датируется 1925 годом. Затем оно, скорее всего, было переделано в нефтяную баржу в Новом Орлеане.

Характеристики судна

Вес: 3,696 тонн

Длина: 420 футов

S. S. Cuyamaca

Судно S. S. Cuyamaca было нефтяным танкером, построенным в 1920 году компанией "Pacific Marine Construction Company" в Сан-Диего, Калифорния (San Diego, California).

Несколько лет судно было собственностью Канадо-Французской нефтяной компании "Нью-Йорк", и служило для перевозки нефти между городами Тампико, Батон Руж и Новым Орлеаном. Наконец, в 1924 оно было переоснащено в нефтяную баржу, работающую в окрестностях Нового Орлеана.

В 1926 году - списано за непригодностью.

Дальнейшая судьба судна остается неизвестной: оно могло утонуть или было переделано.

Характеристики судна

Вес: 4,082 тонн

Длина: 434 фута

S. S. San Pasqual

Судно S. S. San Pasqual было построено как нефтяной танкер компанией "Pacific Marine Construction" в Сан-Диего, Калифорния (San Diego, California), и спущено на воду 28 июня 1920 года.

В марте 1921 года судно было повреждено во время шторма, и было поставлено на ремонт на долгие три года.

В 1924 году оно было приобретено кубинской торговой компанией "Old Times Molasses", и использовалось в роли склада. 

В годы войны судно использовалось как наблюдательный пункт за немецкими субмаринами, было неоднократно обстреляно, как из пулеметов, так и из пушек.

Во время кубинской революции Эрнесто Че Гевара использовал судно как тюрьму для пленных солдат-противников.

С тех пор судно служило разным целям - от спортивного до рыболовного клуба.

Наконец, в 1990 году, оно было окончательно переделано в комфортабельный отель.

Местонахождение:

Судно стоит на якоре вот уже почти 20 лет возле побережья Cayo Las pujas, Куба.

Характеристики судна

Вес: 4,082 тонны

Длина: 434 фута.

 (570x408, 32Kb)

 (507x375, 26Kb)

 (640x480, 41Kb)

 (640x480, 39Kb)

S. S. Cape Fear

S. S. Cape Fear был грузовым судном, построенным "Liberty Ship Building Company" в Уилмингтоне, Северная Каролина (Wilmington, North Carolina). Спущено на воду в 1919 году.

Оцените материал: ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.

nashaplaneta.su

Бетонные корабли - МирМонолита

Добрый день, друзья!

Что только не делают из бетона: дома, мебель, ювелирные изделия и предметы интерьера. Но то, что из бетона делают корабли, многим не приходит в голову. Хотя в истории уже есть такие примеры.

Впервые о железобетоне узнали в 1848 году, когда садовник-изобретатель Джозеф Монье зарегистрировал патент на материал. Кстати, автор изобрел железобетон для придания прочности садовым кадкам, и только спустя годы его стали широко применяться в строительстве.

Через восемь лет его земляк Джозеф-Луис Ламбот представил на Всемирной выставке в Париже первую весельную лодку из железобетона. Надо сказать, что примеры использования материала в корабельном строительстве есть и в Европе, и в Америке, и в России.

Шумная история произошла в далеком 1917 году. Норвежский инженер Николай Фегнер представил публике самоходное судно из железобетона под названием «Namsenfijord». Выгладит вполне себе презентабельно, неправда ли?

Американцы тоже решили не отставать и через год построили сухогруз «Faith». А в годы Второй мировой войны спустили на воду 24 железобетонных корабля и 80 барж.

В годы Второй Мировой Войны сталь была дефицитным материалом и у нас, поэтому российские специалисты тоже делали суда из железобетона. Один из свидетелей военных лет, сделанный из железобетона, стоит сейчас на причале в рижском порту Волери. Сохранился он достаточно хорошо, внешний вид почти не изменился, находится на плаву, правда, отсутствуют палубочные надстройки. Кое-где даже заметны гнезда для крепления зениток или подъемного крана.

Примером судна из железобетона более поздних лет можно назвать танкер «Andjuna Sakti». Его построили в 1975 году для хранения сжиженного газа. Судно эксплуатировалось в Яванском море, что в Тихом океане.

Современные «цементные» яхты курсируют нынче по туристическим маршрутам Днепра. Создателем судов «Норд» и «РИФ» стал Константин Львович Бирюков, соавтор книги «Мелкие суда из стеклоцемента и армоцемента».

Не знаю, отправились бы вы в плавание на железобетонном судне или цементной яхте, но некоторые из нас сформированное отношение об использовании строительных материалов только в промышленно-гражданском строительстве уже пересмотрели.

mirmonolita.ru