Во что Беларуси обошелся собственный цемент. Где производят цемент в беларуси


Во что Беларуси обошелся собственный цемент

Итоги модернизации цементной отрасли Беларуси: цемента теперь слишком много, его цена слишком высока, рынки сбыта сузились, а предприятия загибаются под гнетом долгов. Как заводы намерены выходить из этой ситуации?

 Пять лет назад, во время строительного бума, Беларусь страдала от недостатка цемента. Тогда было решено модернизировать существующие заводы, построив новые мощные линии. Под это взяли связанный кредит у китайцев. Однако, как это обычно бывает, сроки сдачи новых линий срывались несколько раз, цена строительства росла. В итоге на «Белорусском цементном заводе» и «Красносельскстройматериалах» новые линии были запущены лишь в 2012 году.

После их запуска объемы производимого в Беларуси цемента выросли. Проблема в том, что теперь уже столько цемента стране не нужно – строительный бум закончился. Закончился он и в России, куда мы планировали продавать излишки.

В 2013-м – еще больше цемента

Несмотря на сложности с продажами уже имеющегося объема, впереди отрасль ждал пуск очередной лини - самой проблемной, сроки сдачи которой переносились дольше всего. Новый филиал «Кричевцементношифера» должен был увеличить объем производимого в стране цемента еще на 1,8 млн тонн в год.

Торжественное, с участием президента, открытие новой линии в августе нынешнего года. Тогда, еще будучи министром архитектуры, Анатолий Ничкасов доложил президенту, что за 2008-2013 годы в модернизацию цементной отрасли было вложено 1,2 млрд долларов. Благодаря этому к концу текущего года в стране будет произведено 6 млн тонн цемента. (Куда девать произведенное богатство и что делать с огромными долгами убыточных предприятий, сказано не было).

Вскоре после торжественного открытия новой линии за финансовые махинации был арестован генеральный директор «Кричевцементношифера» Леонид Скоцкий. Еще через некоторое время, по случайному совпадению, освободил свой пост министр архитектуры Анатолий Ничкасов.

Слишком дорогой цемент

Как чувствуют себя цементные заводы сегодня, «Ежедневник» узнал от анонимного источника на «Белорусском цементном заводе». По его словам, об улучшении финансовых показателей предприятия говорить не приходится. Проблему усугубляет то, что отечественный цемент получается довольно дорогим. Себестоимость его производства выше, чем российского из-за разницы в цене энергоносителей. Но так как белорусский рынок перенасыщен, предприятия все же вынуждены продавать цемент в Россию – практически по себестоимости. «Это не продажи, это сбыт», - жалуется представитель БЦЗ.

Наличие такой проблемы «Ежедневнику» подтвердил и.о. директора «Кричевцементношифер» Александр Боровиков. По его словам, сейчас на экспорт поставляется только 15-16% производимого заводом цемента. “Эта цифра небольшая. Она могла бы быть больше, если бы мы были более конкурентоспособными сегодня”.

Чтобы исправить ситуацию, правительство поставило перед предприятиями задачу значительно снизить себестоимость цемента. Делать это решено преимущественно за счет энергетической составляющей: уменьшить долю импортных газа и угля, заменив их местными видами топлива.

Однако сделать это не так просто, отмечает руководитель «Кричевцементношифера».. К примеру, один из альтернативных источников энергии – нефтекокс – появится в Беларуси только к 2016 году на модернизирующемся нынче “Нафтане”. Есть и другие варинаты. Например, на Западе цемнетные заводы сжигают твердые бытовые отходы. Однако сбор отходов, подходящих для этих целей, в Беларуси не налажен.

Еще одна составляющая высокой цены белорусского цемента - импортное сырье. Заменить его на местное пока не представляется возможным. «У нас нет металлургических заводов, которые в виде отходов оставляли бы шлак, - объясняет специалист. - Они есть в Украине и России – именно оттуда мы вынуждены завозить шлак”.

Над тем, как удешевить белорусский цемент, ломают голову и на предприятиях, и в ведомствах, и в правительстве. “Работа ведется, - говорит Александр Боровиков, - Она, може быть, и запоздалая. Мы говорили об этом и на своих внутренних совещаниях. Когда мы проектировали эти заводы, нам нужно было изначально заложить использование других видов топлива. К сожалению, этого не было сделано и сегодня мы это догоняем”.

Информация по делу

Сегодня в Беларуси работает 4 цементных завода. Все они убыточны. «Красносельскстройматериалы», по версии Минфина, находится на 2-м месте по убыткам среди всех белорусских акционерных обществ. За первое полугодие 2013 года его убытки составили 10 млн долларов. Модернизированный в нынешнем году «Кричевцементношифер» - на 11 месте по убыточности (4,4 млн долларов).

Анастасия Гурина

maxpark.com

Беларусь снова ставит на цемент

Президент и правительство в очередной раз озаботились развитием в стране собственного производства цемента. Теперь, правда, к цементу в фокусе внимания высокого начальства добавился и собственный бетон – его, как выяснилось, строителям тоже хронически не хватает. К модернизации белорусских цементных заводов вновь планируется привлекать китайцев – несмотря на имеющийся негативный опыт подобного сотрудничества.

Президент и правительство в очередной раз озаботились развитием в стране собственного производства цемента. Теперь, правда, к цементу в фокусе внимания высокого начальства добавился и собственный бетон – его, как выяснилось, строителям тоже хронически не хватает. К модернизации белорусских цементных заводов вновь планируется привлекать китайцев – несмотря на имеющийся негативный опыт подобного сотрудничества.

Заводы прирастают цементом

В Беларуси цементная промышленность представлена тремя заводами, на которых в общей сложности работают порядка 6 тыс. человек. При этом белорусской стройиндустрии хронически не хватает цемента, который приходится импортировать. Любопытно, что при этом и экспорт тоже пытались наладить.

В 2011 году на белорусских предприятиях было выпущено около 4,6 млн т цемента, четверть от этого объема – на Белорусском цементном заводе. Основная часть произведенного цемента поступила на внутренний рынок. И только полмиллиона тонн на сумму $41,2 млн было экспортировано, в основном, в соседние Россию и Польшу.

В первом полугодии 2012 года на трех предприятиях страны уже произведено 2,2 млн т (104% к такому же периоду минувшего года), в том числе на Белорусском цементном заводе – 0,52 млн т.

В первой половине 2000-х дефицит цемента был еще более значительным, а его закупки за валюту значительно повышали себестоимость строительства. Определенный перелом в этой сфере произошел после совещания у президента в июле 2007 года. Тогда было решено привлечь китайские кредиты и инвестиции, а значит – и китайских поставщиков производственного оборудования. (Не секрет, что китайское правительство предпочитает выдавать связанные кредиты, стараясь простимулировать собственных производителей.)

В результате примерно год спустя на всех трех цементных предприятиях началась реализация инвестиционных проектов с участием Китая. Эти проекты предусматривали создание новых технологических линий по производству цемента «сухим» способом мощностью 1,8 млн т каждая с переводом действующих линий клинкера с природного газа на уголь. Именно такая линия нынешней весной была сдана на «Красносельскстройматериалах». А к 1 июля сооружение подобной линии фактически завершено в Костюковичах.

Посещая Белорусский цементный завод 10 августа, белорусский президент ознакомился с технологическим процессом и образцами выпускаемой продукции, а также символически запустил новую производственную линию – также созданную с привлечением китайских инвестиций.

По сути, строительная отрасль Беларуси получила новое предприятие мощностью порядка 2 млн т цемента в год. Рентабельность выпускаемой продукции составляет около 26%. Новая линия позволит увеличить ежегодное производство цемента в Костюковичах приблизительно до 3 млн т. Это поможет решить проблему дефицита цемента на внутреннем рынке, а также увеличить его экспорт. Тем более что и внутренний спрос на цемент падает из-за снижения объемов жилищного строительства.

По итогам 2012 года с учетом ввода в эксплуатацию новых мощностей в «Красносельскстройматериалах» и на Белорусском цементном заводе планируется произвести 5,5 млн т цемента. При этом его потребление на внутреннем рынке прогнозируется в объеме около 4 млн т. Соответственно, поставки на экспорт, как надеются правительственные эксперты, составят 1,5 млн т.

По тем же планам в 2013 году выпуск цемента до превысит 8 млн т, а в 2014 году достигнет 10 млн т. Руководители строительной отрасли, также присутствовавшие на заводе в Костюковичах, заверили президента, что срок окупаемости новой технологической линии не превысит 8 лет, что является хорошим показателем для подобного рода проектов. Кроме того, новая технологическая линия позволит существенно экономить электроэнергию.

Говорилось и о дальнейшем развитии Белорусского цементного завода. Лукашенко предложил Китаю (опять Китаю!) создать производство железобетонных изделий на базе пустующих площадей рядом с Белорусским цементным заводом.

По словам руководителей завода, китайская корпорация CITIC, которая помогала модернизировать белорусские цементные предприятия, реализует в некоторых европейских странах проекты, железобетонные изделия для которых привозятся из Китая.

Министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов подтвердил, что в структуре экспорта белорусских стройматериалов существенную долю составляют именно железобетонные конструкции. В 2012 году от общего объема экспорта стройматериалов доля железобетонных изделий должна составить примерно 45%.

Учитывая высокой спрос на железобетонные изделия как за рубежом, так и внутри страны, глава Беларуси поручил правительству просчитать возможность реализации этого проекта и белорусской стороной – самостоятельно. «Цель – не просто занять площадку, а производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Новое производство даст толчок развитию города, региона. До конца этого года должен быть готов бизнес-план – наш или совместный с Китаем – по производству железобетонных изделий», – заявил Александр Лукашенко.

«Китайская» проблема

Если в Красносельске и Костюковичах новые технологические линии уже запущены, то в Кричеве сроки по ряду причин не удалось выдержать. В результате пришлось продлить срок ввода новой линии до 1 мая 2013 года.

Проблемы «Кричевцементношифера» прямо связаны с китайскими поставщиками оборудования. Те же проблемы, к слову, были и у двух других белорусских цементных предприятий.

Все началось в июле 2008-го – тогда Минстройархитектуры Беларуси и CITIC согласовали планы строительства новых линий по производству цемента на базе Белорусского цементного завода и «Кричевцементношифера». Однако тогда в ходе переговоров в Пекине не удалось прийти к общему мнению относительно проектов на «Красносельскстройматериалы».

Тогда выяснилось, что CITIC, специализирующаяся в области машиностроения, не имеет опыта создания оборудования для производства цемента. Также обнаружились трудности с обеспечением экологической безопасности проектов – в Китае этому моменту традиционно вообще не уделяют внимания. Кроме того, компания CITIC настаивала на том, чтобы ей предоставили возможность не нести ответственность за проектные работы. Кроме того, по мнению CITIC, белорусская сторона должна была отвечать за аттестацию оборудования, предоставляемого ей, или должна приобрести право освобождения от такой аттестации.

Также стороны разошлись во мнениях по вопросу условий монтажа оборудования: основным требованием белорусских заводов было то, чтобы вся техника поступала на стройплощадки в максимально собранном виде. По признанию китайского партнера, это невозможно, также как и предоставление спецификаций оборудования с указанием стоимости каждой его единицы.

Ну и, наконец, белорусские цементные заводы требовали наличия в проектах линий упаковки цемента в термоусадочную пленку. Однако у китайцев подобное не было предусмотрено.

Все это вынудило белорусское правительство привлечь для консалтингового сопровождения проекта австрийскую компанию ATEC. Ее гонорар составил 3,5% от стоимости контракта с китайцами.

Ровно два года спустя, в июле 2010-го, проблема китайского оборудования по производству цемента вновь обсуждалась на высшем правительственном уровне. На заседании президиума Совмина тогдашний премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский потребовал усилить контроль за качеством китайского оборудования при создании новых технологических линий по производству цемента сухим способом. «Пошло первое оборудование, оно пришло некачественное, нечищеное, меня это настораживает. Нам нужно сделать так, чтобы этот первый блин комом не повторялся», – сказал Сидорский.

В свою очередь, тогдашний министр архитектуры и строительства Александр Селезнев на том же заседании признал, что некачественное оборудование поставила китайская компания CITIC на все три белорусских цементных завода. Контракт с китайцами вступил в силу с 1 июля 2009 года; тогда же первый кредит Экспортно-импортного банка КНР в размере $220 млн был направлен на проектирование и производство необходимого оборудования.

144 единицы этого оборудования поступили на Белорусский цементный завод 15 мая 2010-го, и при приемке в них были выявлены многочисленные дефекты. По условиям контракта был составлен дефектный акт и подписано соглашение об устранении выявленных недостатков белорусскими специалистами за счет китайского поставщика.

Позднее с той же проблемой столкнулся уже Михаил Мясникович – опять пришлось разбираться с некачественным китайским оборудованием для выпуска цемента. И теперь, получается, мы хотим снова наступить на те же грабли? С той же CITIC, только уже в производстве бетона?

Интересно? Поделитесь с друзьями!

bel.biz

Во что Беларуси обошелся собственный цемент

Итоги модернизации цементной отрасли Беларуси: цемента теперь слишком много, его цена слишком высока, рынки сбыта сузились, а предприятия загибаются под гнетом долгов. Как заводы намерены выходить из этой ситуации?

 Пять лет назад, во время строительного бума, Беларусь страдала от недостатка цемента. Тогда было решено модернизировать существующие заводы, построив новые мощные линии. Под это взяли связанный кредит у китайцев. Однако, как это обычно бывает, сроки сдачи новых линий срывались несколько раз, цена строительства росла. В итоге на «Белорусском цементном заводе» и «Красносельскстройматериалах» новые линии были запущены лишь в 2012 году.

После их запуска объемы производимого в Беларуси цемента выросли в разы. Проблема в том, что теперь уже столько цемента стране не нужно – строительный бум закончился. Закончился он и в России, куда мы планировали продавать излишки.

В 2013-м – еще больше цемента

Несмотря на сложности с продажами уже имеющегося объема, впереди отрасль ждал пуск очередной лини - самой проблемной, сроки сдачи которой переносились дольше всего. Новый филиал «Кричевцементношифера» должен был увеличить объем производимого в стране цемента еще на 1,8 млн тонн в год.

Торжественный, с участием президента, пуск состоялся в августе нынешнего года. Тогда, еще будучи министром архитектуры, Анатолий Ничкасов доложил президенту, что за 2008-2013 годы в модернизацию цементной отрасли было вложено 1,2 млрд долларов. Благодаря этому к концу текущего года в стране будет произведено 6 млн тонн цемента. (Куда девать произведенное богатство и что делать с огромными долгами убыточных предприятий, сказано не было).

Вскоре после торжественного открытия новой линии за финансовые махинации был арестован генеральный директор «Кричевцементношифера» Леонид Скоцкий. Еще через некоторое время, по случайному совпадению, освободил свой пост министр архитектуры Анатолий Ничкасов.

Слишком дорогой цемент

Как чувствуют себя цементные заводы сегодня, «Ежедневник» узнал от анонимного источника на «Белорусском цементном заводе». По его словам, об улучшении финансовых показателей предприятия говорить не приходится. Проблему усугубляет то, что отечественный цемент получается довольно дорогим. Себестоимость его производства выше, чем российского из-за разницы в цене энергоносителей. Но так как белорусский рынок перенасыщен, предприятия все же вынуждены продавать цемент в Россию – практически по себестоимости. «Это не продажи, это сбыт», - жалуется представитель БЦЗ.

Наличие такой проблемы «Ежедневнику» подтвердил и.о. директора «Кричевцементношифер» Александр Боровиков. По его словам, сейчас на экспорт поставляется только 15-16% от общего производимого заводом цемента. “Эта цифра небольшая. Она могла бы быть больше, если бы мы были более конкурентоспособными сегодня”.

Чтобы исправить ситуацию, правительство поставило перед предприятиями задачу значительно снизить себестоимость цемента. Делать это решено преимущественно за счет энергетической составляющей: уменьшить долю импортных газа и угля, заменив их местными видами топлива.

Однако сделать это не так просто, отмечает руководитель «Кричевцементношифера».. К примеру, один из альтернативных источников энергии – нефтекокс – появится в Беларуси только к 2016 году в качестве отходов модернизирующегося нынче “Нафтана”. Есть и другие варинаты. Например, на Западе цемнетные заводы сжигают твердые бытовые отходы. Однако сбор отходов, подходящих для этих целей, в Беларуси не налажен.

Еще одна составляющая высокой цены белорусского цемента - импортное сырье. Заменить его на местное пока не представляется возможным. «У нас нет металлургических заводов, которые в виде отходов оставляли бы шлак, - объясняет специалист. - Они есть в Украине и России – именно оттуда мы вынуждены завозить шлак”.

Над тем, как удешевить белорусский цемент, ломают голову и на предприятиях, и в ведомствах, и в правительстве. “Работа ведется, - говорит Александр Боровиков, - Она, може быть, и запоздалая. Мы говорили об этом и на своих внутренних совещаниях. Когда мы проектировали эти заводы, нам нужно было изначально заложить использование других видов топлива. К сожалению, этого не было сделано и сегодня мы это догоняем”.

Информация по делу

Сегодня в Беларуси работает 4 цементных завода. Все они убыточны. «Красносельскстройматериалы», по версии Минфина, находится на 2-м месте по убыткам среди всех белорусских акционерных обществ. За первое полугодие 2013 года его убытки составили 10 млн долларов. Модернизированный в нынешнем году «Кричевцементношифер» - на 11 месте по убыточности (4,4 млн долларов).

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ex-press.by

Беларуси очень дорого обошелся собственный цемент — Газета Слонімская

Итоги модернизации цементной отрасли Беларуси: цемента теперь слишком много, его цена слишком высока, рынки сбыта сузились, а предприятия загибаются под гнетом долгов.

Беларуси очень дорого обошелся собственный цемент

Пять лет назад, во время строительного бума, Беларусь страдала от недостатка цемента. Тогда было решено модернизировать существующие заводы, построив новые мощные линии. Под это взяли связанный кредит у китайцев. Однако, как это обычно бывает, сроки сдачи новых линий срывались несколько раз, цена строительства росла. В итоге на «Белорусском цементном заводе» и «Красносельскстройматериалах» новые линии были запущены лишь в 2012 году.

После их запуска объемы производимого в Беларуси цемента выросли в разы. Проблема в том, что теперь уже столько цемента стране не нужно – строительный бум закончился. Закончился он и в России, куда мы планировали продавать излишки.

В 2013-м – еще больше цемента

Несмотря на сложности с продажами уже имеющегося объема, впереди отрасль ждал пуск очередной лини — самой проблемной, сроки сдачи которой переносились дольше всего. Новый филиал «Кричевцементношифера» должен был увеличить объем производимого в стране цемента еще на 1,8 млн тонн в год.

Торжественный, с участием президента, пуск состоялся в августе нынешнего года. Тогда, еще будучи министром архитектуры, Анатолий Ничкасов доложил президенту, что за 2008-2013 годы в модернизацию цементной отрасли было вложено 1,2 млрд долларов. Благодаря этому к концу текущего года в стране будет произведено 6 млн тонн цемента. (Куда девать произведенное богатство и что делать с огромными долгами убыточных предприятий, сказано не было).

Вскоре после торжественного открытия новой линии за финансовые махинации был арестован генеральный директор «Кричевцементношифера» Леонид Скоцкий. Еще через некоторое время, по случайному совпадению, освободил свой пост министр архитектуры Анатолий Ничкасов.

Слишком дорогой цемент

Как чувствуют себя цементные заводы сегодня, «Ежедневник» узнал от анонимного источника на «Белорусском цементном заводе». По его словам, об улучшении финансовых показателей предприятия говорить не приходится. Проблему усугубляет то, что отечественный цемент получается довольно дорогим. Себестоимость его производства выше, чем российского из-за разницы в цене энергоносителей. Но так как белорусский рынок перенасыщен, предприятия все же вынуждены продавать цемент в Россию – практически по себестоимости. «Это не продажи, это сбыт», — жалуется представитель БЦЗ.

Наличие такой проблемы «Ежедневнику» подтвердил и.о. директора «Кричевцементношифер» Александр Боровиков. По его словам, сейчас на экспорт поставляется только 15-16% от общего производимого заводом цемента. «Эта цифра небольшая. Она могла бы быть больше, если бы мы были более конкурентоспособными сегодня».

Чтобы исправить ситуацию, правительство поставило перед предприятиями задачу значительно снизить себестоимость цемента. Делать это решено преимущественно за счет энергетической составляющей: уменьшить долю импортных газа и угля, заменив их местными видами топлива.

Однако сделать это не так просто, отмечает руководитель «Кричевцементношифера». К примеру, один из альтернативных источников энергии – нефтекокс – появится в Беларуси только к 2016 году в качестве отходов модернизирующегося нынче «Нафтана». Есть и другие варинаты. Например, на Западе цемнетные заводы сжигают твердые бытовые отходы. Однако сбор отходов, подходящих для этих целей, в Беларуси не налажен.

Еще одна составляющая высокой цены белорусского цемента — импортное сырье. Заменить его на местное пока не представляется возможным. «У нас нет металлургических заводов, которые в виде отходов оставляли бы шлак, — объясняет специалист. — Они есть в Украине и России – именно оттуда мы вынуждены завозить шлак».

Над тем, как удешевить белорусский цемент, ломают голову и на предприятиях, и в ведомствах, и в правительстве. «Работа ведется, — говорит Александр Боровиков. — Она, може быть, и запоздалая. Мы говорили об этом и на своих внутренних совещаниях. Когда мы проектировали эти заводы, нам нужно было изначально заложить использование других видов топлива. К сожалению, этого не было сделано и сегодня мы это догоняем».

Информация по делу

Сегодня в Беларуси работает 4 цементных завода. Все они убыточны. «Красносельскстройматериалы», по версии Минфина, находится на 2-м месте по убыткам среди всех белорусских акционерных обществ. За первое полугодие 2013 года его убытки составили 10 млн долларов. Модернизированный в нынешнем году «Кричевцементношифер» — на 11 месте по убыточности (4,4 млн долларов).

www.gs.by


Смотрите также