Технология создания благоприятной погоды ("разгон облаков"). Справка. Облака разгоняют цементом


Все ли знают о том, как разгоняют тучи над Москвой?

Мы привыкли, что в дни больших праздников московские парады и гуляния не омрачены плохой погодой. Технология локального улучшения погоды сегодня хорошо отработана, хотя история этого направления уходит вглубь веков.

От погоды зависят все

Любые новости включают в себя прогноз погоды, уж слишком много от нее зависит. Наши предки молились о дожде и пытались заставить облака пролиться дождем при помощи колокольного звона. С появлением артиллерии стали стрелять по облакам, несущим град, чтобы спасти урожай. Но успешность этих попыток была непредсказуемой: иногда получалось, иногда нет. Современная наука научилась управлять погодой хотя бы локально. Многих интересует вопрос о том, как разгоняют тучи над Москвой и делают ли это на самом деле? Возможен ли разгон облаков в любом другом месте? Не вредно ли это? Не портится ли от этого климат в соседних местностях?

Впереди планеты всей

Российские исследователи научились управлять погодой лучше других. Зарубежные страны только перенимают отечественный опыт. Вплотную вопросом управления погодой занялись в Советском Союзе в 40-50-х годах прошлого века. Вначале разгон облаков носил чисто утилитарный характер: в духе того времени хотели заставить небо проливаться над сельскохозяйственными угодьями. Работы шли успешно, и управление погодой перестало быть утопией.

Накопленные знания пригодились позже в дни Чернобыльской катастрофы. Целью ученых было спасение Днепра от радиоактивного заражения. Попытка оказалась успешной. Если бы не усилия ученых и военных, размер катастрофы был бы гораздо большим.

Как разгоняют тучи над Москвой сегодня? В общем, так же как и 60 лет назад.

Технология разгона облаков

Первым делом нужно установить, как далеко от нужного места находятся дождевые облака. Необходим точный прогноз за 48 часов до предполагаемого времени, например, до парада. Затем изучают состав и характеристику облаков: для каждого из них необходим свой реагент.

Смысл технологии состоит в том, что в центр облака помещают реагент, на который налипает влага. Когда количество сконцентрированной влаги становится критическим, начинается дождь. Облако проливается он раньше того места, куда направлялось облако по воздушным потокам.

В качестве реагентов используются такие вещества:

  • сухой лед (углекислота) в гранулах;
  • йодистое серебро;
  • жидкий азот;
  • цемент.

Как разгоняют тучи над Москвой?

Для этого обрабатывают облака на расстоянии 50 или 100 км от того места, на котором не нужен дождь.

Сухой лед используют для слоистых облаков, находящихся ближе всего к земле. Высыпают этот состав на облака на высоте нескольких тысяч метров. Применяется специальная навигация, обработанные облака помечаются, чтобы не было повторного воздействия.

Слоисто-дождевым облакам, находящимся выше, достается жидкий азот, вернее кристаллы его парения. На самолеты устанавливаются особые сосуды Дьюара большой вместимости, и жидкий азот распыляется над облаком. Вот как разгоняют тучи в Москве при помощи известной всем химии.

Йодистое серебро помещают в особые метеопатроны и стреляют по высоким дождевым облакам. Эти плотные облака состоят из кристаллов льда, время их жизни не превышает 4 часов. Химическая структура йодида серебра очень похожа на кристаллы льда. После попадания в дождевое облако вокруг него быстро образуются очаги конденсации, и вскоре проливается дождь. Одновременно с этим может быть гроза или даже град, таково свойство этих облаков.

Однако это неполный ответ на вопрос о том, как разгоняют тучи над Москвой. Иногда используют еще сухой цемент. Упаковку цемента (стандартный бумажный мешок) цепляют за крюк. Воздействие воздушного потока постепенно разрывает бумагу, и цемент постепенно выдувается. Происходит соединение с водой, и капли падают на землю. Цемент используют для обработки восходящих потоков воздуха, чтобы прекратить образование облака.

Вредно ли разгонять тучи?

Этот вопрос постоянно обсуждают жители граничащих с Московской областью регионов, особенно Смоленщины. Логика простая: как разгоняют тучи над Москвой на 9 Мая, так у них бесконечно идут дожди.

Казалось бы, реагенты особого вреда принести не могут, эти вещества давно и хорошо изучены. Однако для разгона облаков используют до 50 т реагентов за 1 раз. На сегодняшний день нет исследований, которые могли бы доказать или опровергнуть вред, наносимый природе. Экологи утверждают, что нарушается хронология выпадения осадков, и это все.

Зафиксированы даже судебные иски о моральном вреде, но ни один иск пока что не был удовлетворен. Недовольство жителей Подмосковья объясняется очень просто: они чувствуют себя неравноправными гражданами. Жители городов и поселков, окружающих Москву, вынуждены все более-менее значимые праздники проводить с дождем, даже если никаких осадков не было по прогнозу.

Вместе с тем люди признают, что разгон облаков просто необходим в случае угрозы урожаю или жилью, когда предвидится ураган или град. У большого числа жителей вызывает неприятие то, как разгоняют тучи в Москве на праздники, потому что у них тот же праздник оказывается полностью испорченным.

fb.ru

Разгон облаков - установление хорошей погоды. Принцип разгона облаков, последствия

Очень часто непогода вмешивается в наши планы, заставляя проводить выходные, сидя в квартире. Но что делать, если намечается большой праздник с участием огромного количества жителей мегаполиса? Тут на помощь приходит разгон облаков, который осуществляют власти для создания благоприятной погоды. Что же представляет собой эта процедура и как она влияет на окружающую среду?

Первые попытки разгона облаков

Впервые облака начали разгонять еще в 1970-х годах в Советском Союзе с помощью специальных реактивных самолетов Ту-16 «Циклон». В 1990 году специалисты Госкомгидромета разработали целую методику, позволяющую создавать благоприятные погодные условия.

В 1995 году во время празднования 50-й годовщины Победы методика была опробована на Красной площади. Результаты оправдали все ожидания. С тех пор разгон облаков стали использовать во время значимых событий. В 1998 году удалось создать хорошую погоду на Всемирных юношеских играх. Не обошлось без участия новой методики и празднование 850-летия Москвы.

В настоящее время российская служба, занимающаяся разгоном облаков, считается одной из лучших во всем мире. Она продолжает работать и развиваться.

Принцип разгона облаков

У метеорологов процесс разгона облаков называется «засеиванием». Он подразумевает распыление специального реагента, на ядрах которого концентрируется влага, находящаяся в атмосфере. После этого осадки достигают критической массы и выпадают на землю. Делается это на участках, предшествующих территории города. Таким образом, дождь проходит раньше.

Такая технология разгона облаков позволяет обеспечить хорошую погоду в радиусе от 50 до 150 км от центра проводимого торжества, что положительно сказывается на праздновании и настроении людей.

Какие реагенты используются при разгоне облаков

Хорошую погоду устанавливают с помощью йодистого серебра, сухого льда, кристаллов парения жидкого азота и других веществ. Выбор компонента зависит от вида облаков.

Сухой лед распыляют на слоистые формы облачного слоя, находящегося снизу. Данный реагент представляет собой гранулы углекислоты. Их длина – всего 2 см, а диаметр – около 1,5 см. Сухой лед распыляют с самолета с большой высоты. Когда углекислота попадает на облако, происходит кристаллизация содержащейся в нем влаги. После этого туча рассеивается.

Жидким азотом борются со слоисто-дождевой облачной массой. Реагент также рассеивается над облаками, приводя к их охлаждению. Йодистое серебро используется против мощных дождевых облаков.

Разгон облаков цементом, гипсом или тальком позволяет избежать появления кучевых облаков, находящихся высоко над поверхностью земли. Рассеивая порошок этих веществ, удается добиться утяжеления потоков восходящего воздуха, что препятствует образованию тучи.

Техника для разгона облаков

Операции по установлению хорошей погоды осуществляются с использованием специальной техники. В нашей стране разгон облаков проводят на транспортных самолетах Ил-18, Ан-12 и Ан-26, которые имеют необходимое оснащение.

Грузовые отсеки имеют системы, позволяющие распылять жидкий азот. Некоторые самолеты оборудованы устройствами для стрельбы патронами с соединениями серебра. Такие пушки устанавливаются в хвостовой части.

Управляют техникой пилоты, прошедшие специальное обучение. Они осуществляют полеты на высоте 7-8 тыс. метров, где температуры воздуха не поднимается выше -40 °C. Чтобы избежать отравления азотом, летчики весь полет находятся в защитных костюмах и кислородных масках.

Как разгоняют облака

Перед тем как приступить к разгону облачных масс, специалисты метеорологической станции исследуют атмосферу. За несколько дней перед торжественным событием воздушной разведкой уточняется обстановка, после чего начинается сама операция по установлению хорошей погоды.

Зачастую самолеты с реагентами взлетают с военного аэродрома, находящегося в Московской области. Поднявшись на достаточную высоту, они распыляют на облака частицы препарата, которые концентрируют возле себя влагу. Это приводит к тому, что над районом распыления сразу же выпадают обильные осадки. К тому времени, как тучи оказываются над столицей, запас влаги заканчивается.

Разгон облаков, установление хорошей погоды приносит ощутимую пользу жителям столицы. Пока на практике эта технология применяется только в России. Занимается проведением операции Росгидромет, согласовывая все действия с властями.

Эффективность разгона облаков

Выше было сказано, что разгонять облака начали еще при советской власти. Тогда такая методика широко использовалась в сельскохозяйственных нуждах. Но оказалось, что она может послужить и на пользу обществу. Стоит только вспомнить Олимпийские игры, прошедшие в Москве в 1980 году. Именно благодаря вмешательству специалистов удалось избежать непогоды.

Несколько лет назад москвичи смогли вновь убедиться в эффективности разгона облаков на праздновании Дня города. Метеорологам удалось вывести столицу из-под мощного удара циклона и снизить интенсивность осадков в 3 раза. Специалисты Гидромета рассказали, что справиться с мощной облачностью практически невозможно. Однако синоптикам вместе с пилотами удалось это сделать.

Разгон облаков над Москвой уже никого не удивляет. Нередко хорошая погода во время парада в честь Дня Победы устанавливается благодаря действиям метеорологов. Жителей столицы такая ситуация радует, но есть люди, которые задаются вопросом о том, чем может грозить такое вмешательство в атмосферу. Что же говорят по этому поводу специалисты Гидромета?

Последствия разгона облаков

Метеорологи считают, что разговоры о вреде разгона облаков не имеют под собой никаких оснований. Специалисты, занимающиеся мониторингом окружающей среды, заявляют, что реагенты, которые распыляют над облаками, экологически чистые, они не могут нанести вреда атмосфере.

Мигмар Пинигин, являющийся руководителем лаборатории НИИ, утверждает, что жидкий азот не представляет опасности как для здоровья человека, так и для окружающей среды. То же самое касается и гранулированной углекислоты. И азот, и углекислый газ содержатся в атмосфере в больших количествах.

Распыление порошка цемента также не грозит никакими последствиями. В разгоне облаков используется минимальная доля вещества, которая не способна загрязнить земную поверхность.

Метеорологи уверяют, что реагент находится в атмосфере менее суток. После того как он попадает в облачную массу, осадки полностью вымывают его.

Противники разгона облаков

Несмотря на заверения метеорологов, что реагенты абсолютно безопасны, существуют и противники такой методики. Экологи из «Экозащиты» заявляют о том, что принудительное установление хорошей погоды приводит к обильным проливным дождям, которые начинаются после разгона облаков.

Экологи считают, что власти должны прекратить вмешиваться в законы природы, иначе это может привести к непредсказуемым последствиям. По их словам, пока рано делать выводы, чем чреваты действия по разгону облаков, но они однозначно не принесут ничего хорошего.

Метеорологи успокаивают, что негативные последствия разгона облаков являются всего лишь предположениями. Чтобы делать такие заявления, нужно провести тщательные измерения концентрации аэрозоля в атмосфере и установить его тип. Пока этого не сделано, утверждения экологов можно считать голословными.

Несомненно, разгон облаков положительно влияет на проведение масштабных мероприятий под открытым небом. Однако радуются этому только жители столицы. Население близлежащих территорий вынуждено брать удар стихии на себя. Споры о пользе и вреде технологии установления хорошей погоды продолжаются по сей день, но пока ученые не пришли к какому-либо обоснованному выводу.

fb.ru

Как разгоняют тучи

То, что над Москвой разгоняют тучи для обеспечения хорошей погоды в значимые праздники уже ни для кого не секрет. Однако как именно это делается, знают немногие. При проведении такой операции задачей-минимум ставится предотвращение осадков, а задачей-максимум – перемещение всех туч для обеспечения солнечной ясной погоды. Для реализации этого используют до 10 самолетов Ан-12 и Ан-26 – количество воздушных единиц зависит от исходного прогноза погоды: чем хуже погода, тем больше самолетов потребуется.

В 40-е годы СССР серьезно занялся разработками по увеличению количества осадков. В 60-е эта технология была использована для увеличения осадков в засушливых регионах. Но после чернобыльской трагедии, когда нельзя было допустить каких-либо осадков в зоне 30 км от места аварии, чтобы предотвратить попадание отравленных вод в Припять и Днепр, эта технология была использована в противоположных целях. С тех пор технология по обеспечению хорошей погоды стала гораздо более востребованной, чем увеличение осадков. Эта технология ежегодно используется в Москве с 2000 года.

Применяется 4 типа реагентов:

  1. Порошковые реактивы (например цемент). Имеет пылевое строение. Когда его распыляют в грозовой туче, то каждая пылинка является центром образования капель воды. Просто капелька воды не может сама по себе образоваться. Она должна сконденсироваться на какой либо поверхности. В природе это пыль, пыльца растений, другая капля которая от набегающего потока развалилась на множество дргуих капель. Таким образом, распыляя цемент, вызывают преждевременную конденсацию влаги, и дождь выпадает раньше. Например, не доходя до Москвы.
  2. Петарды, содержащие йодид серебра для борьбы с кучевыми облаками. Действуют примерно как цемент, но только более выражено, что оправдывает их стоимость по сравнению с цементом.
  3. Гранулированный диоксид углерода или сухой лед. Принцип немного другой: выбрасывая сухой лед, понижают температуру внутри грозовой тучи и, как следствие, выпадение росы. Изменяют точку росы. То есть, если лед не выбрасывать, то туче надо было еще набирать влагу, чтобы влажности хватило для выпадения дождя.
  4. Замораживающие реагенты (жидкий азот). Принцип действия как и у сухого льда.

Химические вещества распыляют на таком расстоянии от целевой территории, чтобы потоки ветра донесли до нее реактивы через 2-3 часа. Если скорость ветра на высоте, где формируются осадки, составляет 60 км/ч, то распыление должно быть сделано на 100-150 км от территории «хорошей погоды».

На фото: Ан-12 загружают коробками с реагентами. Каждая коробка весит 27 кг. Они размещены и связаны веревкой особым образом, чтобы можно было быстро открыть, когда это потребуется.

Металлические бочонки – это генераторы азота, которые используются для «лечения» облаков жидким азотом. Наружу распылители выведены в места для иллюминаторов. На фото видно распылитель рядом с обычным окном.

Гранулированный углекислый газ (сухой лед) загружается в изолированный контейнер в ночь накануне мероприятия. Углекислый газ испаряется и становится невидимым, поэтому необходимо хорошее проветривание во время загрузки, для чего на борту открывают все окна и двери. В противном случае углекислый газ заполнит все нижнюю часть самолета и проникнет в кабину экипажа. Порошковые реактивы и гранулированный углекислый газ выбрасывается за борт через рампу.

Количество химических веществ зависит от прогноза погоды.

Перед полетом самолет наполняется баллонами с кислородом. Он понадобится для полета на высоте. Кислородные баллоны оснащены шлангами необходимой длины.

Все операторы проходят парашютную подготовку. Два оператора будет выполнять выброс реагентов с самолета, третий будет на расстоянии контролировать состояние их здоровья. Операторы крепятся к борту крючками, которые вы видите на фото.

Герметичная кабина персонала, который сопровождает груз.

Ан-12 Кабина пилотов

Ан-12 Место второго пилота

Ан-12 Панель управления

Ан-12 Рабочее место штурмана

Ан-12 Талисман капитана корабля

Ан-12 Таблички

Ан-26

Заправка топливом Ан-26

Заправка топливом Ан-26

Заправка топливом Ан-26

Установка генератора азота

Ан-26 Кабина пилота

Ан-26 Заправка топливом

Ан-26 Грузовой отсек

Хотелось бы, чтобы было больше теплых солнечных дней без вмешательства человека, техники и химических препаратов…

vse-krugom.ru

Как разгоняют облака - Как это сделано, как это работает, как это устроено

Ранним утром 8 мая на аэродроме Чкаловский в Московской области царило оживление. К полёту подготавливали борты, которые должны были обеспечить безоблачное небо в день проведения Парада Победы. Я раньше понятия не имел как это делается, поэтому решил пожертвовать сном и поехал смотреть.

01. Ждать пока начнутся работы пришлось долго, что бы скоротать время споттил вертолёты.

02. И самолёты.03. ...04. ...

05. Ми-8 в большом количестве.06. ...

07. В воздухе.

08. и на земле.

09. Ан-72.

10. Сотрудники пресс-службы ВВС РФ и небольшая группа журналистов: выдвигаемся к площадкам, где стоят самолёты, которые будут осуществлять метеорологический контроль и при необходимости выбрасывать реагенты для ликвидации облачности.

11. Всего в работе по обеспечению благоприятных метеоусловий участвует до 10 транспортных самолётов Ан-12 и Ан-26.

12. Пока ждем начала движухи, отправился лазить по самолёту.

13. Вход в кабину. Юмор экипажа.

14.Ан-12 первый раз взлетел в 1957 году. Производился серийно до 1973 года. Так что тут всё «олдскульное», никаких модных ЖК экранов.

15. Кабина штурмана. Наверно, тут самый лучший обзор. Давно мечтаю поснимать из такой кабины в полёте...

16. Место КВС.17. ...

18. Приборная панель высокая, из за неё мало чего видно даже человеку высокого роста. В прочем, для этого есть штурман.19. ...

20. Место бортинженера?

21. Угадайте, что это )).

22. Кислородные баллоны: самолёт взлетает на высоту до 9000 метров, некоторые реагенты выбрасываются через открытый люк, при этом экипаж использует кислородные маски.23. ...24. ...25. ...26. ...

27. Бывшая кабина стрелка. Ан-12 изначально военный транспортный самолёт.28. ...

29. Кабина штурмана.30. ...

31. Кабина Ан-26.

32. Наконец началось движение: к одному из самолётов подъехал грузовичок и от туда начали что-то выгружать.

33. Это были баллоны с жидким азотом, одним из используемых при разгоне облаков реагентов.

34. Баллон подключают к «генератору мелкодисперсионных частиц льда». Наружу борта выведена трубка-распылитель. Под давлением через нее выбрасывается струя глубоко охлажденного воздуха, температурой -90°C, влага из которой состоит облако при этом кристализуется и выпадает в виде осадков.

35. Следом загружают коробки с цементным порошком. Их выбрасывают с большой высоты вручную над областью кучевых облаков вертикального развития.

36. При падении такая коробка раскрывается и содержащийся в них цемент рассыпаясь выполняет две функции: во-первых создает силу, обратную восходящим потокам воздуха, за счёт которой такие облака развиваются вверх, во-вторых частицы этого порошка собирают влагу, тяжелеют и увлекают за собой капли воды, вызывая осадки и разрушая таким образом облако.

37. Этот метод используется не только против «высоких» кучевых облаков, но и против так называемых теплых: жидкий азот неэфективен при температуре окружающей среды выше -0,5°С.

38. Облака можно не только заставить пролиться дождём. Если переборщить с реагентами, они будут держаться дольше обычного. Иногда так поступают, если есть риск того, что при разгоне осадки случатся как раз там где не надо, но больше вероятности того, что ветер умчит перенасыщенные реагентами облака подальше от «охраняемой» территории.39. ...

40. После загрузки приехали заправщики.

41. Самолёты могут находиться в воздухе до 9 часов.

42. Погода осадков не предвещала, но несколько самолётов-разведчеков всё равно должны были находиться в воздухе 9 мая, что бы до праздничного салюта исключить даже малейшую вероятность осадков.43. ...44. ...45. ...46. ...47. ...48. ...

49. Погрузили, заправили, теперь можно и отдохнуть.

50. Самолёты вылетают в 4 утра следующего дня.51. ...52. ...53. ...

54. Всем спасибо за внимание, с вами был Роман Вуколов «Человек с камерой» )).

Спасибо пресс службе ВВС РФ за возможность.

Интересная статья о разгоне облаков, поясняющая с научной точки зрения этот процесс.

Взят у docent в Как разгоняют облака

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected]) Лера Волкова ([email protected]) и Саша Кукса ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

kak-eto-sdelano.livejournal.com

Технология создания благоприятной погоды ("разгон облаков"). Справка

Первые попытки по "созданию" хорошей погоды предпринимались специалистами-метеорологами еще во времена СССР. Еще в 1970 х годах для этого применяли специальные реактивные самолеты Ту-16 "Циклон", созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16. Российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире.

Первые попытки по "созданию" хорошей погоды предпринимались специалистами-метеорологами еще во времена СССР. Еще в 1970 х годах для этого применяли специальные реактивные самолеты Ту-16 "Циклон", созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16. Российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире.

Технология создания благоприятных погодных условий была разработана в 1990 году специалистами Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета), а с 1995 года   после первого масштабного применения во время празднования 50-летия Победы   начала применяться достаточно широко.

Для разгона облаков активно используются йодистое серебро, кристаллы парения жидкого азота, сухой лед и другие компоненты. Против слоистых форм нижнего облачного слоя с высоты в несколько тысяч метров распыляют сухой лед. Это гранулы углекислоты длиной 2 см и диаметром 1 - 1,5 см, которые рассыпаются с самолетов. При попадании на облако углекислота кристаллизует содержащуюся в нем влагу, облако "охлаждается" и постепенно рассасывается. Против слоисто-дождевой облачности применяется жидкий азот, а для пресечения формирования высоких кучевых облаков   порошки цемента, талька или гипса, которые при рассеивании утяжеляют потоки восходящего воздуха и препятствуют формированию тучи. Йодистым серебром бомбардируют наиболее мощные дождевые облака.

Сам процесс "расстрела" дождевых облаков метеорологами называется "засеиванием". Принцип такого действия основывается на концентрации находящейся в атмосфере влаги на ядрах распыленного реагента, после чего осадки набирают критическую массу и бывают "вынуждены" выпасть, не достигнув территории города или какого-либо конкретного участка земли. Сам процесс разгона облаков начинается за час-полтора до намеченного времени и ведется на расстоянии 50 150 километров от того места, где необходимо обеспечить благоприятную погоду.

Для проведения подобных операций применяются специально оборудованные транспортные самолеты Ил-18, Ан-26 и Ан-12. В их грузовых отсеках установлены системы, предназначенные для распыления жидкого азота. В хвостовой части некоторых самолетов установлены также устройства для отстрела патронов, содержащих соединения серебра. Сначала воздушная разведка уточняет обстановку, после чего с одного из аэродромов взлетают специальные самолеты с реагентами.

Помимо правильно подобранных реагентов и особо оборудованных самолетов, в этой процедуре также участвуют специально обученные пилоты. Летчиков одевают в спецобмундирование, а весь полет они проводят в кислородных масках. При применении жидкого азота теоретически возможна разгерметизация самолета, находящегося на высоте 7-8 тысяч метров. Температура воздуха там составляет минус 40-60 градусов Цельсия. Кроме того, кислородные маски нужны во избежание отравления пилотов азотом.

Сами полеты сопряжены с определенным риском, так как в условиях повышенной облачности существует угроза попадания в зону сильной турбулентности.

Согласно заявлению специалистов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), реагенты, применяемые для разгона облаков, являются экологически чистыми материалами, не способными нанести вред атмосфере.

Руководитель лаборатории гигиены атмосферного воздуха НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Мигмар Пинигин заявил, что жидкий азот представляет собой сконцентрированный при низких температурах одноименный газ, содержание которого в атмосфере составляет около 78%. По его словам, "вопрос о вредности этого реагента отпадает сам собой". Что касается гранулированной углекислоты, то ее формула - СО2 - совпадает с формулой углекислого газа, также присутствующего в атмосфере. Руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин заверил, что людям не угрожает даже распыление порошка цемента: "При разгоне облаков речь идет о минимальных дозах".

Реагент существует в атмосфере меньше суток. После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, уверены метеорологи.

По словам помощника главкома ВВС Александра Дробышевского, "применение реагентов, в плане загрязнения, никак не сказывается на состоянии земной поверхности. Количество частиц реагента, выпадающих на единицу площади земли, ничтожно мало, оно в сотни раз меньше естественного уровня наноса пыли".

Вместе с тем, у данной методики есть и противники. Так, экологи из общественной организации "Экозащита" утверждают, что существует определенная зависимость между разгоном облаков и проливными дождями, выпадающими в последующие дни. По словам руководителя организации Владимира Сливяка, "современная наука пока не в состоянии говорить о последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными". В связи с этим позиция экологов однозначна: "Подобные действия нужно прекратить". Не менее однозначен и ответ метеорологов. Согласно заявлению начальника управления мониторинга геофизических процессов, активных воздействий и государственного надзора Росгидромета Валерий Стасенко, "выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы. Чтобы делать такие выводы, необходимо измерять уровень аэрозоля в атмосфере, его концентрацию, установить тип аэрозоля. Без этих данных подобные утверждения голословны".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Как разгоняют тучи в небе над Москвой перед праздниками

Ранним утром 8 мая на аэродроме Чкаловский в Московской области царило оживление. К полёту подготваливали борты, которые должны были обеспечить безоблачное небо в день проведения Парада Победы. Я раньше понятия не имел как это делается, поэтому решил пожертвовать сном и поехал смотреть.

Сотрудники пресс-службы ВВС РФ и небольшая группа журналистов: выдвигаемся к площадкам, где стоят самолёты, которые будут осуществлять метеорологический контроль и при необходимости выбрасывать реагенты для ликвидации облачности.

Всего в работе по обеспечению благоприятных метеоусловий участвует до 10 транспортных самолётов Ан-12 и Ан-26.

Пока ждем начала движухи, отправился лазить по самолёту.

Вход в кабину. Юмор экипажа.

Ан-12 первый раз взлетел в 1957 году. Производился серийно до 1973 года. Так что тут всё «олдскульное», никаких модных ЖК экранов.

Кабина штурмана. Наверно, тут самый лучший обзор. Давно мечтаю поснимать из такой кабины в полёте…

Место КВС.

Приборная панель высокая, из за неё мало чего видно даже человеку высокого роста. В прочем, для этого есть штурман.

Место бортинженера?

Угадайте, что это.

Кислородные баллоны: самолёт взлетает на высоту до 9000 метров, некоторые реагенты выбрасываются через открытый люк, при этом экипаж использует кислородные маски.

Бывшая кабина стрелка. Ан-12 изначально военный транспортный самолёт.

Кабина штурмана.

Кабина Ан-26.

Наконец началось движение: к одному из самолётов подъехал грузовичок и от туда начали что-то выгружать.

Это были баллоны с жидким азотом, одним из используемых при разгоне облаков реагентов.

Баллон подключают к «генератору мелкодисперсионных частиц льда». Наружу борта выведена трубка-распылитель. Под давлением через нее выбрасывается струя глубоко охлажденного воздуха, температурой -90°C, влага из которой состоит облако при этом кристализуется и выпадает в виде осадков.

Следом загружают коробки с цементным порошком. Их выбрасывают с большой высоты вручную над областью кучевых облаков вертикального развития.

При падении такая коробка раскрывается и содержащийся в них цемент рассыпаясь выполняет две функции: во-первых создает силу, обратную восходящим потокам воздуха, за счёт которой такие облака развиваются вверх, во-вторых частицы этого порошка собирают влагу, тяжелеют и увлекают за собой капли воды, вызывая осадки и разрушая таким образом облако.

Этот метод используется не только против «высоких» кучевых облаков, но и против так называемых теплых: жидкий азот неэфективен при температуре окружающей среды выше -0,5°С.

Облака можно не только заставить пролиться дождём. Если переборщить с реагентами, они будут держаться дольше обычного. Иногда так поступают, если есть риск того, что при разгоне осадки случатся как раз там где не надо, но больше вероятности того, что ветер умчит перенасыщенные реагентами облака подальше от «охраняемой» территории.

После загрузки приехали заправщики.

Самолёты могут находиться в воздухе до 9 часов.

Погода осадков не предвещала, но несколько самолётов-разведчеков всё равно должны были находиться в воздухе 9 мая, что бы до праздничного салюта исключить даже малейшую вероятность осадков.

Самолёты вылетают в 4 утра 9 мая.

Источник

Один отзыв на «Как разгоняют облака в небе над Москвой перед праздниками… (42 фото)»

Ваш отзыв

pulson.ru

Как разгоняют облака. - Как это сделано, как это работает, как это устроено

Ранним утром 8 мая на аэродроме Чкаловский в Московской области царило оживление. К полёту подготавливали борты, которые должны были обеспечить безоблачное небо в день проведения Парада Победы. Я раньше понятия не имел как это делается, поэтому решил пожертвовать сном и поехал смотреть.

01. Ждать пока начнутся работы пришлось долго, что бы скоротать время споттил вертолёты.

02. И самолёты.03. ...04. ...

05. Ми-8 в большом количестве.06. ...

07. В воздухе.

08. и на земле.

09. Ан-72.

10. Сотрудники пресс-службы ВВС РФ и небольшая группа журналистов: выдвигаемся к площадкам, где стоят самолёты, которые будут осуществлять метеорологический контроль и при необходимости выбрасывать реагенты для ликвидации облачности.

11. Всего в работе по обеспечению благоприятных метеоусловий участвует до 10 транспортных самолётов Ан-12 и Ан-26.

12. Пока ждем начала движухи, отправился лазить по самолёту.

13. Вход в кабину. Юмор экипажа.

14.Ан-12 первый раз взлетел в 1957 году. Производился серийно до 1973 года. Так что тут всё «олдскульное», никаких модных ЖК экранов.

15. Кабина штурмана. Наверно, тут самый лучший обзор. Давно мечтаю поснимать из такой кабины в полёте...

16. Место КВС.17. ...

18. Приборная панель высокая, из за неё мало чего видно даже человеку высокого роста. В прочем, для этого есть штурман.19. ...

20. Место бортинженера?

21. Угадайте, что это )).

22. Кислородные баллоны: самолёт взлетает на высоту до 9000 метров, некоторые реагенты выбрасываются через открытый люк, при этом экипаж использует кислородные маски.23. ...24. ...25. ...26. ...

27. Бывшая кабина стрелка. Ан-12 изначально военный транспортный самолёт.28. ...

29. Кабина штурмана.30. ...

31. Кабина Ан-26.

32. Наконец началось движение: к одному из самолётов подъехал грузовичок и от туда начали что-то выгружать.

33. Это были баллоны с жидким азотом, одним из используемых при разгоне облаков реагентов.

34. Баллон подключают к «генератору мелкодисперсионных частиц льда». Наружу борта выведена трубка-распылитель. Под давлением через нее выбрасывается струя глубоко охлажденного воздуха, температурой -90°C, влага из которой состоит облако при этом кристализуется и выпадает в виде осадков.

35. Следом загружают коробки с цементным порошком. Их выбрасывают с большой высоты вручную над областью кучевых облаков вертикального развития.

36. При падении такая коробка раскрывается и содержащийся в них цемент рассыпаясь выполняет две функции: во-первых создает силу, обратную восходящим потокам воздуха, за счёт которой такие облака развиваются вверх, во-вторых частицы этого порошка собирают влагу, тяжелеют и увлекают за собой капли воды, вызывая осадки и разрушая таким образом облако.

37. Этот метод используется не только против «высоких» кучевых облаков, но и против так называемых теплых: жидкий азот неэфективен при температуре окружающей среды выше -0,5°С.

38. Облака можно не только заставить пролиться дождём. Если переборщить с реагентами, они будут держаться дольше обычного. Иногда так поступают, если есть риск того, что при разгоне осадки случатся как раз там где не надо, но больше вероятности того, что ветер умчит перенасыщенные реагентами облака подальше от «охраняемой» территории.39. ...

40. После загрузки приехали заправщики.

41. Самолёты могут находиться в воздухе до 9 часов.

42. Погода осадков не предвещала, но несколько самолётов-разведчеков всё равно должны были находиться в воздухе 9 мая, что бы до праздничного салюта исключить даже малейшую вероятность осадков.43. ...44. ...45. ...46. ...47. ...48. ...

49. Погрузили, заправили, теперь можно и отдохнуть.

50. Самолёты вылетают в 4 утра следующего дня.51. ...52. ...53. ...

54. Всем спасибо за внимание, с вами был Роман Вуколов «Человек с камерой» )).

Спасибо пресс службе ВВС РФ за возможность.

Небольшое видео о процессе разгона облаков:

Взят у docent в Как разгоняют облака

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected]) и Саша Кукса ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

kak-eto-sdelano.livejournal.com


Смотрите также