Что такое цемент или опыты с цементом. Опыты с цементом


ОПЫТЫ С ЦЕМЕНТОМ. Куда плывут материки

ОПЫТЫ С ЦЕМЕНТОМ

День 3 апреля 1916 года начался в районе Германии, именуемом землей Гессен, как обычно. Как всегда, мирно катили свои воды Рейн и Везер, тянулись в небо поросшие дубом и каштаном горы, над лугами стояла тишина.

Неожиданно в небе появился огненный шар. Он приближался все ближе и ближе к земле. Пастухи, виноградари и землепашцы, перепуганные, попрятались по домам. Шар пролетел над горами и лугами, над городами и деревнями и упал где-то в лесу.

Но где? Никто не знал. А между тем шар этот, оказавшийся метеоритом, заинтересовал ученых. Его необходимо было найти и исследовать.

Газета с сообщением о Гессенском метеорите попала в руки к Вегенеру, который был в то время на фронте, служил в метеорологической службе. Метеорит заинтересовал ученого. Он стал собирать газеты, где сообщалось о метеорите. Особенно тщательно изучал приводимые там показания очевидцев и в конце концов, обработав эти показания, вычислил траекторию полета небесного камня и установил место его падения. Пользуясь указаниями Вегенера, местные жители быстро нашли метеорит.

Это был один из первых случаев в науке, когда место падения метеорита определялось заочно, чисто математическим путем.

Метеорит был найден, газеты перестали писать о нем, из памяти очевидцев изгладилась картина падения. А Вегенер все не мог выбросить его из головы.

Огромный камень упал на Землю. С какой скоростью должен был он лететь, какой массой обладать, если смог пробиться через всю толщу атмосферы! Какие раны могли нанести Земле метеориты еще больших размеров! Какие раны наносят они планетам, лишенным атмосферы!

И на войне, и позже, в Гамбурге, Вегенер не переставал думать об этом…

С некоторых пор Эльза стала замечать, что Альфред носит в дом ведра с каким-то серым порошком. Ящики с ним прочно поселились в кабинете ученого, вытеснив книги и папки с бумагами. Однажды она спросила:

- Что это за порошок? Он ответил коротко:

- Нужен для моей новой работы.

Она не стала расспрашивать, знала, что Альфред не любит говорить о неоконченном деле.

Сотрудники Гамбургской обсерватории тоже замечали, что знаменитый профессор носит в свой кабинет тяжелые, доверху наполненные порошком ведра. Что происходит в кабинете, однако, никто не знал.

Однажды Курт, зайдя к брату в неурочное время, застал его за удивительным занятием. Посреди комнаты стоял ящик с цементным порошком. Большой столовой ложкой Альфред брал такой же порошок из стоявшего рядом ведра и с силой швырял в ящик. Мелкая пыль разлеталась по комнате, а в ящике образовывалась небольшая ямка.

Это было похоже на детскую игру «в песочек». Курт не выдержал и громко рассмеялся.

- Чем ты занимаешься, Альфред?

- Изучаю рельеф Луны.

- Луны?!

В представлении людей того времени Луна была совершенно недосягаемой. Фантазеры-писатели — те могли, конечно, сочинять рассказы о путешествиях на Луну. Но изучать рельеф Луны у себя в кабинете, да еще таким странным способом — это казалось несерьезным.

- Ты, как всегда, шутишь, — заметил Курт. Альфред подошел к брату. Глаза его горели, голос дрожал и срывался. Мало кто, даже из близких друзей видел Вегенера таким.

- Нет, я не шучу, — произнес Альфред. — То, чем я сейчас занимаюсь, очень пригодится людям лет так через сто, а то и раньше! Да, да запомни мои слова… Что же касается изучения Луны, то оно началось давно, со времен Галилея, со времен его первой зрительной трубы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

🍀 Что такое цемент или опыты с цементом, Строительство (фундаменты, материаловедение)

Реферат по предмету: Строительство (фундаменты, материаловедение) (Пример)

Бетон современный строительный материал, который известен давно

Содержание

Выбор темы

Экскурсия на бетонный завод

Доклад

Содержание

Выдержка из текста

Чтобы этого не происходило, на заводе есть оборудование, на котором грязную воду после промывки оборудования очищают и затем ее уже можно снова использовать для получения бетонного раствора.

Экскурсия на завод мне понравилось, было интересно смотреть, как там все устроено и узнать, как получают бетон. Мне было очень приятно узнать, что на заводе все сделано так, что они не загрязняют окружающую среду.

Когда мы уходили с завода, мне показали отзывы жителей домов, которые построены из монолитного бетона, сделанного здесь на заводе. Когда жителям поселились в свои новые квартиры, к ним обратились строители с просьбой ответить на вопрос: «Почему вы выбрали квартиру в доме из монолитного бетона?»

Вот какие ответы я прочитал.

А.: «Мы купили квартиру в этом доме, потому что нам понравилось, что дом будет построен быстро. А теперь мы еще видим, что в домах из монолитного бетона квартиру можно обустроить по своему вкусу, она не будет похожа на одинаковые квартиры в блочных домах».

Х.: «Да, нам очень нравится наш дом и наша новая квартира. Она получается очень удобной, мы спланировали там кладовки и поэтому все комнаты у нас не будут загромождены шкафами.

Еще у нас там будет 2 санузла, что необходимо, так как у нас трое детей. А главное это будет не типовая, а именно квартира по нашему вкусу. Нам все нравится.».

С.: «Я купил квартиру на последнем этаже. До этого мы жили в панельном доме на 6-м этаже в среднем подъезде и очень страдали от того, что было слышно все, что делают соседи и наверху и в квартирах по соседству. А здесь дом так спланирован, что стены соседних квартир почти не соприкасаются, а соседи на нижних этажах мне сказали, что они не слышат шума от соседей сверху. Мы даже немного расстроились, что выбрали последний этаж. А вдруг лифт будет плохо работать?».

Н.: «Да, мы тоже довольны своей квартирой. Дом построили быстро и дом очень красивый. Немного переживали, что мы заплатили за двухкомнатную квартиру дороже, чем наши друзья за двухкомнатную квартиру в новом блочном доме. Но сейчас нисколько не жалеем. Они получили хоть и неплохую, но очень стандартную квартиру. А нашу квартиру мы спланировали так как нам удобно».

Строители на встрече с жильцами рассказали, что они уверены в качестве построенного дома и уверены, что у жильцов не будет проблем ни с протечками по швам, как это частенько бывает в блочных домах, не появятся трещины от просадки грунта. Они уверены также, что соседи снизу не будут слышать того, о чем говорят соседи наверху.

Причиной высокого качества дома, по мнению главного инженера строительного треста, является не только труд самих строителей, но и качество бетона, из которого строили этот дом.

По дороге домой мы проезжали мимо строительства жилого дома и мы остановились посмотреть как строители укладывают краном бетонную смесь в опалубку.

Доклад

Я посетил бетонный завод и познакомился с современным производством бетона для строительства жилых домов.

Я узнал, что бетон изготавливают из нескольких материалов — цемента, песка, щебня и воды. Основными материалами в бетоне являются цемент и вода. Очень важно для получения хорошего бетона правильно провести смешивание всех компонентов бетона. И еще. Очень важно, чтобы бетон попал на строительные площадки в виде качественного бетонного раствора.

Для этого бетонные заводы поставляют бетон на строительные площадки в специально оборудованных машинах, которые называют миксерами.

Чтобы показать, как бетонный раствор становится твердым и прочным материалом, я покажу несколько опытов.

Я покажу опыты, из которых всем будет видно, как важно правильно подобрать соотношение воды и других материалов для бетона.

Я смешаю порошок цемента с водой. Если добавить правильное количество воды, то мы получим пластичную массу, которая постепенно будет твердеть. Через несколько часов она станет очень прочной и твердой.

Если воды добавить много, то масса сохнет только снаружи, образуется сухая корочка, которая мешает испарению лишней влаги и материал внутри остается непрочным.

Заключение

Из опытов видно, что для того чтобы равномерно смешать цемент с водой необходимо очень тщательно проводить перемешивание.

При избыточном добавлении введении воды образуется непластичная масса.

При правильном подборе количества воды из смеси цемента и воды получается пластичная масса.

15

список литературы

referatbooks.ru

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Кубань – промышленный район».

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Кубань – промышленный район».

Цель. Дать представление о промышленном производстве Краснодарского края. Расширить представление о труде людей края. Познакомить с новыми профессиями–  нефтяник, бурильщик. Развивать интерес к промышленности Кубани. Провести опыт с цементом – уточнить его свойства. Провести опыт: «Нефть и птицы» - дать представление о том, что человек может быть участником катастроф и бед на земле. Прививать основы бережного отношения к природе и ее богатствам.

Развивающая среда. Для опытов: одноразовые стаканчики, лопаточки, баночки с цементом (по 2 столовые ложки на каждого). Другие емкости с водой, перья, пипетки, пиала с маслом (растительное или для швейных машин). Коллекция полезных ископаемых для показа. Картинка, на которой изображен нефтяник, иллюстрации как работают нефтяники. Дидактическая игра «Узнай профессию».

Цель. Дать представление о промышленном производстве Краснодарского края. Расширить представление о труде людей края. Познакомить с новыми профессиями–  нефтяник, бурильщик. Развивать интерес к промышленности Кубани. Провести опыт с цементом – уточнить его свойства. Провести опыт: «Нефть и птицы» - дать представление о том, что человек может быть участником катастроф и бед на земле. Прививать основы бережного отношения к природе и ее богатствам.

 

Развивающая среда. Для опытов: одноразовые стаканчики, лопаточки, баночки с цементом (по 2 столовые ложки на каждого). Другие емкости с водой, перья, пипетки, пиала с маслом (растительное или для швейных машин). Коллекция полезных ископаемых для показа. Картинка, на которой изображен нефтяник, иллюстрации как работают нефтяники. Дидактическая игра «Узнай профессию».

 

Предварительная работа. Беседы о полезных ископаемых. Опыты и игры с песком. Рассматривание иллюстраций «Богатства Кубани». Дидактические игры «Профессии», «Для чего кому что нужно». Экскурсия «Стройка в моем городе».

 

Воспитатель вносит в группу коробку с коллекцией полезных ископаемых.

 

Воспитатель. Ребята, наше путешествие по родному краю продолжается. Сегодня мы узнаем много интересного о полезных ископаемых. Посмотрите, что я вам принесла. Показывает коллекцию полезных ископаемых. Что это? Почему их называют полезными? Почему они называются ископаемыми? Дети отвечают на вопросы.

 

За последние годы Кубань стала не только житницей, но и промышленным краем. Кроме хлеба, мяса, риса, сахара, овощей и фруктов, которые выращивают на Кубани, в Краснодарском крае добывают природный газ, известняк, нефть, цемент, мел, песок, ракушечник, глину и другие полезные ископаемые.

 

Воспитатель показывает детям цемент, обращает внимание детей на приготовленные к опыту принадлежности. Просит с помощью опыта определить свойства цемента.

 

Потрогайте пальцами цемент. Попробуйте перетереть его пальцами. Какой он на ощупь? Мягкий порошок серого цвета, сыпучий.

 

В стаканчик с цементом налейте немного воды. Хорошо размешайте лопаточкой. Посмотрите, что с ним станет. Цемент застыл в стаканчике и на лопаточке остался. Вытрите руки салфеткой.

 

Что мы можем сказать о цементе? Где его применяют?

 

Вывод. Цемент прочный и хороший строительный материал. Он необходим для сооружения мостов, для постройки домов, тротуаров, в качестве отделочных работ.

 

Кроме цемента в нашем крае добывают нефть. А людей, которые работают на нефтеперерабатывающих заводах называют  нефтяниками. Показывает иллюстрации. Бурильщики с помощью бурильных установок пробивают скважину на месте залегания нефти. Нефтяники перекачивают нефть по насосным станциям, трубопроводам на нефтеперерабатывающие заводы, например в г. Краснодаре, Туапсе, Абинске. Там она перерабатывается, и из нее делают горючее для машин, тракторов, самолетов. Кроме этого из нее делают мазут, который нужен для выработки тепла в котельных, битум, который применяют для покрытия дорог. Из нефти также делают капроновые нити, красители.

 

Это очень трудная и ответственная работа, ведь каждый неверный, оплошный шаг человека способен нанести невосполнимый урон природе и человеку, так как нефть очень опасное, токсичное вещество.

 

Воспитатель предлагает провести второй опыт, обращает внимание детей на принадлежности к нему. Сообщает, что нефть похожа на масло, только намного гуще, чернее  и тяжелее (т. к. дети ее не могут увидеть). Обыгрывается экологическая ситуация: чтение авторского стихотворения  «Нефть и птицы».

 

Экологическая ситуация с показом.

 

Танкер плыл по морю полный

 

На завод на перегонный.

 

Вез он нефть, чтобы машины

 

Могли заправиться бензином,

 

А самолеты керосином.

 

Вдруг внезапно шторм поднялся,

 

Страшный ветер разыгрался.

 

Бились в борт шальные волны:

 

Черны, огромны, непокорны.

 

И случилась тут беда,

 

В танкер хлынула вода.

 

Нефть попала в море –

 

Всему живому горе!

 

Птицы бьются в черной тине,

 

В ядовитой паутине.

 

Перья слиплись, не взлететь,

 

Остается умереть.

 

Где была для птиц кормушка –

 

Стала смертная ловушка.

 

Оседает нефть на дне.

 

Гибнет птица в глубине.

 

К кислороду путь закрыт под зоной нефтяною –

 

Все животные в плену под пленкой роковою.

 

Вот так ребята, по человеческой неосторожности, возникают природные стихии и как следствие – экологические катастрофы. Все гибнет на земле: животные, рыбы, птицы.

 

Чтобы яснее представить картину, свойства нефти, воспитатель предлагает провести опыт.

 

Дети наливают в емкости воду. Опускают перо. Перо намокло. Протирают салфеткой перо. Делают вывод: перо высохнет через несколько минут, бумага просто стала мокрой, высохнет, не останется и пятна.

 

Из пипетки дети добавляют каплю масла в ту же емкость с водой. Смотрят, как масло расплылось по поверхности воды, оно не оседает на дно, покрывает поверхность воды, образуя пленку. Если масло для швейных машин, можно определить его неприятный запах.

 

Опускают сухое перо. Делают вывод: перо от масла слиплось, стало жирным, грязным. Протирают салфеткой. Определяют, что на салфетке остались жирные пятна, перо не вытрешь до конца, пушистым и легким оно уже никогда не будет.

 

Ситуация. А теперь представьте, что нефть пролилась возле берега моря или реки, где обитает много птиц, рыб, куда идут на водопой животные. А может быть туда приходят отдыхающие люди загореть, поплавать, как у нас на Черном море. Что будет с ними? Каково всем живым организмам? Выживут ли они? Удастся ли спасателям ко всем прийти на помощь? Дети самостоятельно делают выводы.

 

Все исправить очень сложно.

 

Человек, будь осторожным!

 

Ты запомни навсегда

 

Эти мудрые слова:

 

Беречь природу для людей –

 

Для вас, для будущих  детей!

 

Сегодня вы узнали много поучительного и интересного на занятии. Что вам понравилось, что запомнилось? Какие выводы вы сделали для себя по отношению к людям, природе? Люди, каких профессий работают у нас в крае? Чем опасна и ответственна их работа? Кем вы в будущем хотели бы стать? Спросите у своих родителей об особенностях их работы, может быть,  у них есть фотографии с места работы. Может быть, вы уже были на их работе, видели, в чем она состоит и готовы поделиться своими впечатлениями со своими друзьями, с нами?

infourok.ru

Опыты с песком в детском саду

Занятие по исследовательской деятельности в детском саду

 

Задачи:

  • уточнять и расширять знания детей о разных свойствах песка;
  • совершенствовать навыки проведения опытов, умение работать сообща;
  • учить формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения;
  • развивать мышление, речь, любознательность, творческое воображение, сенсорно-перцептивную сферу;
  • способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности;
  • воспитывать культуру познания, чувство уверенности в себе.

Оборудование и материал: большой красивый яркий ящик с песком; бусины; бумажные цветы; куличики из цементной смеси; пластмассовые стаканчики и ложечки; камушки; резинка; ёмкости с песком и водой; воронки; бумажные трубочки; карандаши; палочка; лупы; формочки для игр с песком; подносы; игрушки: утёнок, машинка, шарик.

Предварительная работа: изготовление бумажных трубочек, лепка куличика с добавлением цемента; разучивание стихотворения; чтение сказки о песчинках-художницах.

Ход занятия

Воспитатель (В.) Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Давайте поприветствуем друг друга тихо, так, словно капает дождик.

Дети шёпотом приветствуют друг друга.

В. Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с удивительной сказочной страной, которая находится далеко-далеко в песках. Встретиться с волшебством этой страны могут только те дети, которые стремятся к новым знаниям, любят играть, фантазировать. Я думаю, что вы как раз такие. Согласны? Тогда давайте закроем глаза и все вместе произнесём: «1, 2, 3 — вокруг себя повернись и в волшебной песчаной стране очутись!».

Дети открывают глаза, перед ними большой красивый ящик с песком.

В. Давайте рассмотрим песок поближе. Я предлагаю каждому из вас взять увеличительное стекло (лупу) и сесть за стол. Перед вами тарелочка с песком.

Дети рассматривают.

В. Скажите, пожалуйста, на что похожи песчинки? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, что тяжелее — камушки или песок? Как проверить?

Опыт 1.

Дети берут два стакана с водой. В первый высыпают из ложки камушки, во второй — песок. Камушки опускаются на дно стакана быстрее, чем песок.

В. Какой можно сделать вывод?

Вывод: песок легче камней.

В. А теперь давайте опять подойдём к песочнице. В ней я спрятала предмет. Кто может ответить, что я спрятала в песок? (Предположения детей.)

Можно спрятать всё в песок,

А потом идти искать,

1, 2, 3 — бери совок.

Постарайся угадать:

Где утёнок, где машинка,

Шарик, палочка, резинка?

Ты копай, копай, копай,

Все находки доставай!

Опыт 2.

Дети погружают руки в песок и проговаривают свои ощущения (песок тёплый, приятный, ласкает пальчики, сыплется, легко копается). Затем отыскивают названные в стихотворении предметы.

Вывод: песок легко копается, поэтому в земле прячут клады, закапывают «секретики».

В. Ребята, вы любите играть с песком, лепить куличики из песка? (Ответы детей.)

Дети пробуют лепить куличики из сухого песка. Они рассыпаются.

Вывод: сухой песок не лепится.

В. Попробуйте полить песок водой.

Опыт 3.

Дети насыпают песок в ёмкость и поливают его водой. Вода быстро исчезает.

В. Какой можно сделать вывод?

Вывод: песок впитывает воду.

Опыт 4.

Дети лепят куличики из мокрого песка, выкладывают их на поднос и убеждаются, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился.

В. Какой вывод вытекает из этого опыта? (Ответы детей.)

Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.

Опыт 5.

Воспитатель добавляет в мокрый песок немного цемента и воды и лепит куличик, объясняя детям, что куличик из песка при высыхании развалится, а куличик, в который добавили цемент, сохранит свою форму навечно. (Показывает для сравнения куличик из цемента, вылепленный накануне.)

Вывод: песок в смеси с цементом используют при строительстве домов для их высокой прочности.

Опыт 6.

Дети насыпают в стакан 1/3 песка и заливают его водой, перемешивают. Спустя некоторое время (после физкультминутки) дети сливают воду, песок остаётся на дне.

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод: песок не растворяется в воде.

Физкульминутка.

Мы в песочнице играли,

Там лопатками копали,

Грабельками разгребали

И ладошками ровняли.

Пальчиками рисовали

И следы там оставляли.

Веселей играть с песком,

Если вместе ты с дружком

(кружатся в парах).

В. Ребята, вспомните, пожалуйста, как мы наблюдали за жучками, ползающими в песке. Как вы думаете, почему таких маленьких насекомых не раздавил песок? (Предположения детей.)

Я предлагаю провести опыт и узнать, почему так получается.

Опыт 7.

Дети вставляют в бумажную трубочку карандаш, затем засыпают трубочку песком, оставляя снаружи кончик. Осторожно вытаскивают карандаш, трубочка, хоть и тонкая, остаётся целой, песок её не сдавил.

Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

В. Как вы думаете, ребята, песок сам может двигаться? (Предположения детей.) Давайте проверим.

Опыт 8.

Дети берут воронку, насыпают через неё песок в одно и то же место, постепенно образуя конус. Замечают, что то в одном, то в другом месте возникают «сплывы».

Вывод: песок движется, его движение похоже на течение воды.

В. Ребята, как вы думаете, можно ли в песках проложить постоянную дорогу? (Ответы детей.)

Я предлагаю вам собраться вокруг нашей Песочной страны (песочницы).

Воспитатель вместе с детьми выкладывают на песке из больших бусин вазу.

Рефлексия.

В. Ребята, мне кажется, что в этой вазе чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? Я предлагаю подарить Песочной стране частичку нашей дружбы.

Дети берут цветок, вставляют его в вазу, говоря при этом, что нового и интересного они узнали, побывав в Песочной стране.

В. В чём вы теперь уверены? Какие новые вопросы у вас появились?

И. Дмитриева

vscolu.ru

Глава 4. ВЛИЯНИЕ ЗАПОЛНИТЕЛЕЙ НА СВОЙСТВА БЕТОНА

При определении назначения заполнителей (см. гл. 1) перечислены стимулы, побуждающие к их применению. Рассмотрим влияние заполнителей на основные свойства бетонов более подробно.

ПРОЧНОСТЬ БЕТОНА Все эмпирические формулы, по которым определяется прочность бетона, содержат коэффициенты, зависящие от качества заполнителей. Что означает «качество заполнителей», какие конкретные свойства имеются в виду? В первую очередь это свойства, определяющие сцепление цементного камня с поверхностью зерен заполнителей в бетоне, и собственная прочность заполнителей.Сцепление цементного камня с поверхностью зерен заполнителей. В обычных тяжелых бетонах прочность крупного заполнителя—гравия или щебня —всегда выше прочности растворной части, а прочность мелкого заполнителя — песка (точнее, горной породы   или   минералов,   составляющих   зерна   песка) — больше прочности цементного камня. И тем не менее, прочность раствора оказывается, как правило, меньше прочности цементного камня, а прочность бетона нередко ниже прочности растворной его части. Исследования показали, что прочность бетона зависит не столько от прочности заполнителей, сколько от прочности сцепления цементного камня с поверхностью зерен заполнителей. В этом можно убедиться, проделав в лаборатории следующий опыт. Приготовим в качестве «заполнителей»» гладкие стальные шары и такие же по размеру шары из парафина. Затем сформуем из цементного раствора одинаковые образцы, в один дз которых введем стальные шары, в другой — парафиновые. После твердения в одинаковых условиях испытаем образцы на прочность. Окажется, что их прочность примерно одинакова, несмотря на то, что в одном «заполнитель» из высокопрочной и жесткой стали, в другом— из слабого пластичного парафина. В обоих случаях прочность образцов будет значительно ниже прочности исходного раствора. Отсутствие сцепления цементного камня с заполнителями так резко проявляется в снижении прочности бетона потому, что даже при сжатии бетон разрушается от поперечного растяжения. При отсутствии сцепления цементного камня с заполнителями последние практически не участвуют в сопротивлении действию нагрузки и как бы уподобляются пустотам, ослабляющим сечение. На практике в качестве заполнителя иногда используют гладкоокатанную морскую гальку. Естественно, что прочность бетона при этом не может быть высокой. Применяя вместо чистого цементного камня бетоны с мелким и крупным заполнителем, стремятся к тому, чтобы замена заполнителем цементного камня в бетоне была эффективной во всех отношениях. Как указано выше, заполнитель занимает в бетоне до 80% объема. Это экономит цемент. Но всегда ли введение в бетон заполнителей эффективно с точки зрения обеспечения высокой прочности конгломерата? Что касается мелкого заполнителя — песка, то опыты показывают, что прочность цементно-песчаного раствора на кварцевом песке ниже прочности цементного камня. В частности, на обычных цементах получается цементный камень, превышающий в 2 раза марку (активность) цемента по прочности, определяемую в соответствии со стандартом путем испытания образцов из цементно-песчаного раствора 1 :3. Нормальный (Вольский) песок для испытания цементов по ГОСТ 6139—78 — узкофракционный, с окатанными зернами округлой формы — не обеспечивает прочного сцепления с цементным камнем. Если провести с цементом опыт, аналогичный его стандартному испытанию, но вместо нормального (Вольского) песка использовать природный кварцевый с менее окатанными (более шероховатыми) зерами, то прочность образцов   повысится   (по   данным Ю. М. Баженова на 15...25%), но все равно будет ниже прочности цементного камня. Если вместо природного песка использовать дробленый из скальных пород, то можно добиться некоторого повышения прочности бетона, хотя и в дробленом песке зерна часто имеют гладкие грани, представляя собой отдельные кристаллы минералов. Некоторые кристаллические минералы при дроблении разрушаются с разрывом межатомных связей. Обнаружено, что свежедробленые кварцевые заполнители в силу' ионизации поверхности зерен приобретают на короткое время физико-химическую активность, что проявляется в повышении прочности бетона за счет лучшего сцепления. Однако прочность сцепления цементного камня с поверхностью зерен песка меньше прочности цементного камня, поэтому последняя в цементно-песчаном растворе недоиспользуется. Щебень в качестве крупного заполнителя лучше гравия, так как имеет более благоприятную для сцепления форму зерен и развитую шероховатую поверхность. Его используют для получения высокопрочных бетонов. Гравий — самый дешевый крупный заполнитель, залежи его имеются во многих районах страны. Если при применении гравия, как и песка, обеспечивается более или менее надежное его сцепление с цементным камнем, обусловленное только физико-химическим взаимодействием, то при использовании щебня имеет место и механическое зацепление, преодоление которого при разрушении бетона связано с сопротивлением цементного камня срезу. Помимо формы зерен заполнителей на прочность сцепления с ними цементного камня влияет чистота поверхности. Природные заполнители нередко бывают загрязнены. Например, глинистые примеси, обволакивающие зерна тонкой пленкой, мешают сцеплению. Поэтому их следует предварительно промывать. В случае применения непромытых заполнителей целесообразно при приготовлении бетонной смеси в бетоносмесителе сначала их перемешать с водой и лишь потом добавить цемент. В этом случае примеси, смытые с поверхности заполнителя, равномерно распределятся в цементном тесте и не окажут столь вредного воздействия. Положительное влияние на сцепление оказывает пористость зерен заполнителя. Благодаря отсосу воды пористым заполнителем в бетонной смеси цементное тесто проникает в открытые поры, т. е. имеет место как бы срастание цементного камня с заполнителем. Кроме того, водопоглощение устраняет опасность образования у поверхности заполнителей водных пленок, мешающих сцеплению. Наконец, на весьма сложные и не вполне изученные физико-химические процессы, определяющие прочность склеивания составляющих бетона, влияют химический и минералогический составы заполнителей. Если сцепление цементного камня с заполнителями в бетоне невелико, то разрушение бетона под нагрузкой начинается с зоны контакта, трещины разрушения проходят по цементному камню и поверхности зерен заполнителя, огибая их ( 4.1, а). Если же сцепление надежно, то разрушение бетона происходит по сквозным трещинам, пронизывающим как цементный камень, так и заполнители ( 4.1, б). Именно такая картина разрушения наблюдается при испытании высокопрочного бетона.К содержанию: Заполнители для бетона

stroiteli-spravochnik-98-beton.odn.org.ua


Смотрите также