Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Роман цемент


Свойства и характеристики романцементов.

Среди минеральных вяжущих веществ романцемент имеет, пожалуй, самое давнее происхождение. Материал получается в результате тонкого измельчения чистого и доломитизированного мергеля с содержанием глины более 25 % после обжига при температуре около 900°. Для придания ему особых свойств в и характеристик в процессе производства к исходному сырью присоединяют гипс и другие специальные добавки. Лучший результат получается, когда в составе мергелей соотношение известняка и глинистых долей позволяет получать вяжущее, в котором полностью отсутствует свободный оксид кальция. По основным характеристикам романцемент занимает промежуточное место между портландцементом и гидравлической известью.

Состав и свойства романцемента

Романцемент – это хорошая основа для приготовления низкомарочного бетона, штукатурного раствора. Однако из-за его низких прочностных показателей для изготовления железобетонных конструкций материал не годится. Потребителям отпускается романцемент четырех марок по прочности: 25, 50, 100, 150, что соответствует требованиям СНиП I-В.2-69. Если сравнивать гидравлическую известь и романцемент, то составы на основе последнего вяжущего отличаются большей стойкостью к влажным эксплуатационным условиям и чередовании увлажнения с высыханием. Но при работе в помещениях с низкой влажностью романцемент уступает извести.

Период схватывания и окончательного твердения конечного продукта находятся в прямой зависимости от процесса гидратации компонентов, образовывающихся в процессе отжига исходных компонентов. Химический состав романцемента представляют гидросиликаты кальция категории CSH(B):

  • в соотношении 1,2 части СаО к 1,5 доли Si02;
  • трехкальциевый гидроалюминат СзАН5;
  • двух- или трехкальциевый гидроферрит C2FH.

Основные свойства романцемента выглядят следующим образом:

Наименование показателя Ед. измерения Количество
Марочная прочность: М25 кг/см2 25
                                     М50 кг/см2 50
                                     М100 кг/см2 100
                                     М150 кг/см2 150
Плотность г/см3 2,6-3,0
Объемный вес в насыпном состоянии кг/м3 800-1000
То же в плотном виде кг/м3 1000-1300

Другие характеристики материала:

  • Для составов на основе романцемента свойственно скорое начало схватывания и сдержанный процесс в финальной стадии. Согласно СНиП I-В.2-69 раствор должен начинать схватываться через 20 минут после формовки, а окончание – не позже суток. На данный показатель влияют тонкость помола обожженной смеси, количество алюминатов кальция, а также количественный и качественный состав включаемых добавок и гипса.
  • Равномерность изменения объема прямо соотносится с наличием свободного оксида кальция и элементов окиси магния в пережженном состоянии. Этот показатель определяется путем воздействия на лепешки из романцемента паров кипящей воды и выдержкой в автоклаве. Если по истечении 7 суток таких испытаний лепешки не растрескаются, то материал и в готовой конструкции будет вести себя нормально.
  • Полезные характеристики романцемента при длительном хранении (свыше 3 месяцев) значительно снижаются. Поэтому для получения лучшего результата использовать следует свежеизготовленный продукт.

Где применяется романцемент

Область использования данного вида вяжущего ограничена его физико-химическими свойствами и прочностными показателями. Поскольку материал хорошо ведет себя во влажной среде, то применение романцемента целесообразно в следующих случаях:

  • изготовление кладочных растворов и бетонных смесей при строительстве неответственных зданий и сооружений;
  • возведение подземных частей малых построек с малым весом;
  • сооружение фундаментов под небольшие нагрузки в местности с высоким уровнем грунтовых вод;
  • при производстве стеновых блоков с использованием термовлажностной обработки готовых изделий.

Романцемент используют для приготовления штукатурных растворов для отделки помещений с повышенной влажностью. Однако для того, чтобы вяжущее проявило себя лучшим образом, к песку для раствора также предъявляются особые требования:

  • допустимая влажность – не выше 0,2%;
  • потери после прокаливания – не более 0,5%;
  • просеивание должно давать следующие результаты: остаток на сите №085 — ≤5%, на сите №05 — ≥90%

Не допустимо наличие глинистых и илистых примесей, содержание мельчайших частичек песка.

Романцементы не относятся к особо популярным материалам в строительном производстве. Поэтому на рынке его можно встретить не так часто, как другие виды вяжущих. Однако его использование в некоторых случаях, о которых упомянуто выше, вполне оправданно.

betonopedia.ru

Цемент (роман) - это... Что такое Цемент (роман)?

«Цеме́нт» — роман русского писателя Фёдора Гладкова, классическое произведение социалистического реализма и один из первых образцов советского «производственного романа». Написан в первой половине 1920-х годов, опубликован в 1925 году. Последующие издания дорабатывались автором. Роман многократно переиздавался в СССР вплоть до 1990-х годов, и был переведён на десятки мировых языков.

История

В романе отразились впечатления Гладкова о его жизни в Новороссийске, где он находился в годы Октябрьской революции и Гражданской войны.

Там он был назначен редактором газеты «Красное Черноморье» и прикреплён к партячейке цементного завода, где принимал участие в организационных делах по восстановлению завода. В 1921 году «как интеллигент и меньшевик» был исключен из партии (позднее, уже после публикации романа, восстановлен)[1].

Роман был написан уже в Москве и вырос из трёх рассказов того периода: «Встреча покаянных» (1923), «Бремсберг» (1922) и «Разорванная паутина» (1923). Как отмечал в автобиографии сам писатель, роман «…писался по ночам в неприютной, холодной, похожей на одиночку подвальной комнатушке на Смоленском бульваре»[2]. Закончен он был в 1924 году и впервые опубликован в журнале «Красная новь», в №№ 1—6 за 1925 год. В начале 1926 года вышел отдельной книгой в издательстве «Земля и фабрика» в составе собрания сочинений Гладкова.

Книга имела большой успех: первый тираж в 10 тысяч разошёлся за месяц, и уже в 1926—1927 годах состоялось 10 изданий. Всего только при жизни автора (до 1958 года) вышло 36 изданий романа на русском языке[3].

Сюжет

Действие начинается в марте 1921 года (уже объявлено о курсе на новую экономическую политику) в южном приморском городе, название которого не указывается.

Красноармеец Глеб Чумалов возвращается после Гражданской войны домой, в посёлок Уютная Колония при огромном заводе. Он не был там три года и по возвращении видит кругом разруху и голод: завод, на котором некогда работали жители посёлка и сам Глеб, остановлен и заброшен, оборудование потихоньку разворовывается, рабочие разводят коз и на оставшихся станках изготовляют на продажу зажигалки. В семье Глеба тоже встретили не так, как он ожидал: его жена Даша почти не бывает дома, поскольку занята на ответственной партийной работе в женотделе, их дочь Нюрка воспитывается в детском доме, где дети голодают. Глебу трудно общаться с Дашей, поскольку та сильно изменилась: у неё появились независимые взгляды, не всегда понятные ему, к тому же Глебу никак не удаётся выяснить, как она жила без него все эти три года.

Наблюдая жизнь бывших рабочих, Глеб понимает, что воодушевить их может только пуск завода. Будучи избранным главой партячейки завода, он призывает других коммунистов к работе по наладке бремсберга для того, чтобы возить из леса дрова. Глеб также привлекает к работе пожилого инженера Клейста, когда-то спроектировавшего и построившего завод. Рабочие принимаются за постройку бремсберга и за несколько дней почти заканчивают его, однако работа прерывается из-за атаки бело-зелёных банд, собравшихся из казачьих станиц. Бандиты сначала обстреливают рабочих, потом нападают и разрушают бремсберг. В лесу начинаются бои, строительство временно прекращается. В городе происходит «ущемление» — конфискация имущества у обеспеченных семей и их выселение в предместье.

Постепенно обстановка нормализуется. Появляются первые плоды НЭПа: в городе открываются магазины, снова работают рестораны. В порт приходит пароход с белогвардейцами, которые поняли, что не могут покинуть родину и просят принять их. Глеб вновь сближается с Дашей, узнав, что ей пришлось пережить в годы, когда он воевал, а она тайно поддерживала подполье и едва не была расстреляна белогвардейцами. Он, однако, продолжает ревновать её к предисполкому Бадьину, к которому чувствует неприязнь. Тем временем жертвой насилия со стороны Бадьина становится Поля Мехова, председатель женотдела.

Для восстановления завода из совнархоза присылают специалистов, которые, однако, только тормозят работу, ссылаясь на инструкции промбюро. Чумалов, видя вокруг себя «злостный саботаж под видом заседательской и бумажной суетни», уезжает в командировку, чтобы лично разобраться с бюрократией в промбюро. По возвращении он обнаруживает, что все работы на заводе прекращены, потому что «совнархоз не нашел возможным продолжать ремонт за отсутствием необходимых средств и без санкции высших хозяйственных органов», однако Глеб призывает рабочих продолжить восстановление производства без разрешения свыше. От Даши он узнаёт, что за время его отъезда в детдоме умерла Нюрка.

Приезжает комиссия, которая проводит чистку заводской партячейки: из числа коммунистов исключают всех, в ком есть хоть малейшее сомнение, в том числе Мехову, Ивагина, Жука и других. Параллельно происходит ревизия в совнархозе и заводоуправлении. В конце октября там арестовывают Шрамма и нескольких спецов. Так и не сумев наладить прежние семейные отношения с Дашей, которая уходит жить к Поле, чтобы поддержать её в трудный момент, Глеб понимает, что главное сейчас — упорный труд ради будущего.

Пуск завода назначается на день четвёртой годовщины Октября. У завода происходит многотысячный праздничный митинг, на котором с речами выступают Бадьин и Чумалов.

Персонажи

  • Глеб Иванович Чумалов — коммунист, красноармеец, бывший слесарь завода
  • Дарья Чумалова — жена Глеба, коммунистка, работница женотдела
  • Лошак — слесарь завода
  • Громада — слесарь завода
  • Савчук — заводской бондарь
  • Мотя Савчук — жена бондаря, подруга Дарьи
  • Брынза — заводской механик
  • Жук — заводской токарь
  • Герман Германович Клейст — пожилой инженер, технорук завода
  • Поля Мехова — завженотделом
  • Бадьин — предисполком
  • Жидкий — секретарь парткома
  • Чибис — предчека
  • Лухава — предсовпроф
  • Шрамм — председатель совнархоза
  • Сергей Ивагин — коммунист, выходец из интеллигентной семьи
  • Дмитрий Ивагин — брат Сергея, симпатизирующий белогвардейцам
  • Иван Арсеньич Ивагин — их отец, пожилой интеллигент
  • Борщий — казак, волпредисподком
  • Цхеладзе — бывший партизан

Критика

Согласно традиционной в советском литературоведении точке зрения, основной темой романа является «цементирование трудом новых обществ, отношений и связей, возникновение новой социалистич. дисциплины, новой семьи», при этом для произведения характерны «героизация событий, приподнятость стиля, широкий поток метафор, обилие неологизмов» (Л. Н. Ульрих)[4]. Вместе с тем, современные исследователи отмечают, что «…при всех оптимистических нотах «Цемент» прочитывается как глубоко трагедийное произведение. (…) «Цемент» буквально заселен людскими несчастьями: разрушена семья главных героев, ушло тепло семейного очага, поругана любовь, мать с лёгкостью оставляет малолетнюю дочь, которую голод заставляет собирать пищу на свалке. Слёзы, истерики, оскорбительные объяснения и унизительные поступки — и почти на всём лежит печать жестокосердия. Взвинченные насилием истории, люди не могут найти себе душевного покоя» (Н. А. Грознова)[1].

После публикации роман вызвал неоднозначные отзывы. Максим Горький положительно оценил роман, написав автору так[5]:

…Это — очень значительная, очень хорошая книга. В ней впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд… весьма удались и характеры. Глеб вырезан четко и хотя он романтизирован, но это так и надо… Даша — тоже удалась… Вообще все характеры у Вас светятся, играют.

Неоднократно в поддержку романа высказывался А. В. Луначарский. В статье 1926 года «Достижения нашего искусства» его характеристика современной советской прозы начинается с упоминания о «Цементе»[6]:

В беллетристике пролетарский отряд дал несколько замечательных произведений, во главе которых приходится поставить массивный и энергичный роман Гладкова «Цемент». На этом цементном фундаменте можно строить и дальше.

В статье 1927 года «Десять книг за десять лет революции» Луначарский назвал «Цемент» в числе лучших произведений, хотя отметил, что роману «повредила некоторая манерность изложения, которой Гладков как бы хотел доказать, что он виртуозно владеет нынешним, несколько вымученным стилем»; при этом «если у Гладкова и встречается-некоторое манерничание, то оно не преобладает над содержанием и не портит его»[6]:

Сам же роман превосходен. Он является действительно полновесным выражением начального периода строительства и совершенно естественно, без натуги, вырастает в наших глазах в символ этого замечательного времени.

Отрицательно оценил роман Осип Брик, назвав его в рецензии для журнала «На литературном посту» (1926) «плохой книгой». Основные претензии критика состояли в том, что две главные сюжетные линии романа («Глеб строит завод» и «Даша строит новый быт») оказались почти никак не связаны, что автор переборщил с героикой в изображении главных действующих лиц («Получился Глеб-Ахиллес, Глеб-Роланд, Глеб-Илья Муромец, но Глеба Чумалова не получилось», а вместо реальной Даши Чумаловой автор изобразил «стопроцентную пролетарку-героиню, Жанну д’Арк»). В итоге, по мнению Брика, в книге «есть всё, что рекомендуется в лучших поваренных книжках, но повесть получилась несъедобная, потому что продукты не сварены; и только для вида смяты в один литературный паштет. (…) „Цемент“ — плохая, неудачно сделанная, вредная вещь, которая ничего не синтезирует, а только затемняет основную линию нашего литературного развития…»[7].

Г. Горбачёв, признавая, что «Цемент» — «один из лучших пролетарских романов по остроте темы, по сложности и многообразию типов партийцев, по пафосу строительства, по чёткости основных идеологических линий», отмечает, что роман «имеет ряд недостатков, связанных с общими свойствами поэтики Гладкова»[8]: в частности, в романе

...партийцы и рабочие… оказались полуистериками, рефлектиками и патологически чувствующими субъектами.

Переводы

Первые переводы романа на основные европейские языки появились уже вскоре после его публикации по-русски: в 1927 году он вышел на немецком языке[9], в 1928 году на французском[10] и испанском [11], в 1929 году на английском[12], в 1933 году издан в Бразилии на португальском[13].

В общей сложности роман был издан в 52 странах[14].

В 1994 году английский перевод был переиздан в серии книг «Европейская классика» в Иллинойсе (США)[15].

Экранизация

Первая экранизация романа была сделана уже в 1927 году в Одессе Владимиром Вильнером, роль Глеба Чумалова исполнил Хайри Эмир-заде. Этот фильм не сохранился.

В 1973 году режиссёры Александр Бланк и Сергей Линков сняли двухсерийный телефильм по мотивам романа, в котором главные роли исполнили Роман Громадский (Глеб Чумалов), Людмила Зайцева (Даша Чумалова), Бруно Фрейндлих (Клейст), Армен Джигарханян (Бадьин) и др.

Дополнительные факты

  • Персонаж с именем Глеб Чумалов (заместитель начальника строительства) появляется в следующем крупном произведении Гладкова — романе «Энергия» (1932).
  • Маяковский в своём стихотворении «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому» так отозвался о «Цементе»:
чем гордиться?
Продают «Цемент»
со всех лотков.
Вы
такую книгу, что ли, цените?
Нет нигде цемента,
а Гладков
написал
благодарственный молебен о цементе.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Н. А. Грознова. ГЛАДКОВ Федор Васильевич // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005. (Цит. по: http://www.hrono.info/biograf/bio_g/gladkov_fv.php)
  2. ↑ Автобиография // Ф. Гладков. Собрание сочинений. Том 1. Повести и рассказы (1901—1926). М.: Гослитиздат, 1958. (Цит. по: http://www.hrono.info/biograf/bio_g/gladkov_fv.php)
  3. ↑ Хартман А. Роман Ф. Гладкова «Цемент»: История создания и восприятия романа в Советском Союзе и в Германии // Немцы в России: Русско-немецкие научные и культурные связи: Сборник статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. ISBN 5-86007-248-1
  4. ↑ Гладков, Фёдор Васильевич // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 2.— М.: Сов. энцикл., 1964.
  5. ↑ М. Горький, Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 29. М.: Гослитиздат, 1955. — С. 438—39
  6. ↑ 1 2 Десять книг за десять лет революции // А. В. Луначарский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 2. М., 1964. — С. 360.
  7. ↑ О. Брик. Почему понравился «Цемент»
  8. ↑ Гладков, Фёдор Васильевич // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 2. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929.
  9. ↑ Fedor Gladkov. Zement: Roman; Olga Halpern [Übers.] Berlin: Verl. für Literatur und Politik, 1927.
  10. ↑ Fedor Gladkov. Le Ciment. Traduit du russe par Victor-Serge. Paris: Editions Sociales Internationales, 1928.
  11. ↑ Fedor Gladkov. El cemento; prólogo de Julio Alvarez del Vayo, traducción de José Viana. Madrid: Ed. Cenit, 1928.
  12. ↑ Fedor Gladkov. Cement; trans. A. S. Arthur and G Ashleigh. London: Martin Lawrence, 1929.
  13. ↑ Fédor Gladkov. Cimento. São Paulo: Unitas, 1933.
  14. ↑ Возвращение Гладкова // «Литературная газета», № 27, 2 июля 2008
  15. ↑ Fyodor Vasilievich Gladkov. Cement

Ссылки

veter.academic.ru

Цемент роман - Справочник химика 21

    К гидравлическим вяжущим веществам относятся портланд-цементы, глиноземистые цементы, гидравлическая известь, роман-цемент, шлаковые цементы, пуццолановые цементы, цементы с микронаполнителями, расширяющиеся цементы. [c.6]

    Гидравлические вяжущие вещества могут твердеть и длительно сохранять свою прочность как на воздухе, так и в воде. Сюда принадлежат портланд-цемент, роман-цемеит и др. [c.295]

    Лучший цемент — портланд-цемент. Кроме него, существуют еще пуццолановый цемент, роман-цемент, шлаковый цемент, и гидравлическая известь. [c.557]

    Роман-цемент раньше получали обжигом встречающихся в природе содержащих глину известняков. В настоящее время роман-цементом называют и продукты, получаемые при обжиге искусственных смесей, отличающихся от портланд-цемента малым содержанием СаО (менее 50%) кроме того, обжиг роман-цемента ведут [c.558]

    Гашение гидравлической извести производится тотчас же по выходе ее из обжига. Воды для гашения требуется 10—12%, с понижением указанного количества в закрытых барабанах —до 6%. После предварительного гашения известь поступает в силосы для полного медленного гашения. Иногда обжигаемый мергелистый известняк процессом двух- или трехстепенного гашения и отсеивания разделяют на три продукта легкую гидравлическую известь, сильную гидравлическую известь и цемент (роман-цемент), так как последний представляет собой более крупные спекшиеся, не поддающиеся гашению частицы, подвергающиеся тонкому размолу. [c.110]

    Цемент подразделяется на роман-цемент и портланд-цемент. Роман-цемент — продукт помола известковых или магнезиальных мергелей с содержанием свыше 20% глинистых примесей, обожженных не до спекания. Температура обжига минералов этого цемента 900° С. Прочность при сжатии затвердевшего роман-цемента не превышает 150 кГ/см , поэтому он не может быть использован в конструкциях, которые должны нести значительные нагрузки. Для этих целей широко применяется портланд-цемент, прочность которого на сжатие в несколько раз выше, чем у роман-цемента. [c.346]

    Цементы, затвердевающие в виде гидросиликатов кальция (портланд-цемент, роман-цемент). [c.18]

    Рома н-ц е м е н т. Роман-цемент представляет собой продукт обжига мергелей при температуре 800—1100° С. Мергелями называются природные смеси глины и известняка. Для производства роман-цемента используются мергели, содержание глины в которых таково, что после обжига почти вся окись кальция связывается с глиной в силикаты, алюминаты и ферриты. От гидравлической извести роман-цемент отличается почти полным отсутствием свободной извести и более высокой прочностью. [c.239]

    В значительно меньших количествах, чем портланд-цемент, используется так называемый роман-цемент. Его вырабатывают из естественных мергелей при более умеренном обжиге (при 900—1000° С), без спекания и последующего тонкого размола продукта. [c.296]

    На основе роман-цемента приготовляют растворы для заполнения швов кладки и некоторых видов бетона. [c.634]

    Минеральные вяжущие вещества разделяются на воздушные и гидравлические. Воздушные вяжущие вещества твердеют лишь на воздухе. К ним относятся воздушная известь, гипсовые вяжущие вещества и магнезиальные вяжущие вещества. Гидравлические вяжущие вещества могут твердеть и длительно сохранять прочность как на воздухе, так и в воде. К ним относятся гидравлическая известь, роман-цемент, портланд-цемент, глиноземистый цемент, пуццолановые цементы, шлаковые цементы и цементы с микронаполнителями. [c.495]

    Роман-цемент получается обжигом естественных известковых или магнезиальных мергелей при умеренной температуре (900— 1000°) без доведения до спекания. Обожженный продукт тонко размалывают. При смачивании водой он не гасится, в воде твердеет. [c.503]

    Для роман-цемента — ОСТ 5901 — количество SO3 не должно превышать 3 /о других ограничений в химическом составе нет. [c.437]

    К гидравлическим вяжущим веществам относят гидравлическую известь, роман-цемент, портланд-цемент, глиноземистый цемент и вяжущие вещества, содержащие гидравлические добавки. [c.141]

    К гидравлическим вяжущим относятся гидравлическая известь, роман-цемент, портланд-цемент, цементы с различными добавками (пуццолановый цемент, шлакопортланд-цемент), глиноземистый цемент и т. д. [c.369]

    Классические роман-цементы также получают путем обжига известково-глинистых смесей при температуре ниже границы спекания их использовали в древние времена романские народы, для возведения своих удивительных сооружений. Грюн з описал роман-цементы, а Солаколу — соответствующие цементные растворы, из которых был сооружен троянский мост через Дунай. В прозрачных шлифах этих материалов многовековой давности действительно можно было видеть начало кристаллизации продуктов реакции гидроокиси кальция с гидратом кремнезема. Как и в известковых песчаниках, было подтверждено появление реакционных каемок новообразований вокруг кварцевых зерен. Согласно Бринцингеру и Бубаму , взаимодействие между известью и гидратами кремнезема в типичных воздушных вяжущих материалах проходит очень медленно . Реакции в песчано-известковых смесях этого типа изучены с помощью химических определений растворимого кремнезема, количество - которого явно увеличивается с увеличением дисперсности, материала и продолжительности взаимодействия . Кизельгур (диатомовая земля) быстрее взаимодействует с гидратом окиси кальция. Хундесхаген методом окрашивания подтвердил, что кварц и гидрат окиси кальция взаимодействует при повышенных температурах эта реакция имеет место при производстве известково-песчаных материалов . Кальцит наблюдался как вторичный продукт, хотя этот минерал (вопреки ранее существовавшим представлениям) по существу не принимает участия в процессе твердения. [c.831]

    Гидравлические вяжущие вещества имеют несравненно большее значение, чем воздушные, и применяются для изготовления сборных бетонных и железобетонных конструкций и деталей надземных, подземных и гидротехнических сооружений из бетона. К гидравлическим вяжущим относятся гидравлическая известь, роман-цемент, портланд-цемент, цементы с различными добавками (пуццолановый цемент, шлакопортланд-цемент, глиноземистый цемент и т. п.). [c.394]

    В 80-х годах XVIII века в России был издан ряд научных работ, в которых былИ сформулированы научные основы производства гидравлических вяжущих веществ, известных в настоящее время под названием гидравлической извести, и роман-цемента. Основной идеей, пронизывающей все эти работы, является утверждение необходимости использования для обжига природных образований, содержащих известняк и глину, т. е. мергелей. [c.9]

    Рбжиг роман-цемента ведут в печах различного типа, обычно шахтных или кольцевых. [c.503]

    В состав известково-глинисто-магнезиальных пород преимущественно в.кодят СаСОз, Mg Oз и глины. Главными представив телями названных пород являются- известняки, мергели, глина, магнезит и доломит. Все они содержат различные примеси. В зависимости от содержания примесей известняки подразделяются на глинистые, мергелистые, магнезиальные или доломитизиро-ванные. Наиболее распространенным сырьем является известково-глинисто-магнезиальное, поэтому из него готовят все важнейшие вяжущие вещества — воздушную и гидравлическую известь, роман- и портландцементы и т. д. Это сырье используется также в смеси с другими видами материалов в производстве глиноземистых и смешанных цементов. Высокоглиноземистые [c.146]

    Развитие капитализма вызвало широкое промышленное строительство, для которого потребовались строительные материалы высокой прочности. В конце XVIII и начале XIX в. в качестве вяжущих составов начали приме1 ять гидравлическую известь и рОман-цемент, а в 20-х годах XIX в. был изобретен портландцемент, который стал основным вяжущим составом при возведении с Оружений. [c.13]

chem21.info

Цемент (роман) Википедия

«Цеме́нт» — роман русского писателя Фёдора Гладкова, классическое произведение социалистического реализма и один из первых образцов советского «производственного романа». Написан в первой половине 1920-х годов, опубликован в 1925 году. Последующие издания дорабатывались автором, причём в основном переработка состояла в стилистическом и художественно-образном упрощении текста[1]. Роман многократно переиздавался в СССР вплоть до 1990-х годов, и был переведён на десятки мировых языков.

История

В романе отразились впечатления Гладкова о его жизни в Новороссийске, где он находился в годы Октябрьской революции и Гражданской войны. Там он был назначен редактором газеты «Красное Черноморье» и прикреплён к партячейке цементного завода, где принимал участие в организационных делах по восстановлению завода. В 1921 году «как интеллигент и меньшевик» был исключен из партии (позднее, уже после публикации романа, восстановлен)[2].

Роман был написан уже в Москве и вырос из трёх рассказов того периода: «Встреча покаянных» (1923), «Бремсберг» (1922) и «Разорванная паутина» (1923). Как отмечал в автобиографии сам писатель, роман «…писался по ночам в неприютной, холодной, похожей на одиночку подвальной комнатушке на Смоленском бульваре»[3]. Закончен он был в 1924 году и впервые опубликован в журнале «Красная новь», в № 1—6 за 1925 год. В начале 1926 года вышел отдельной книгой в издательстве «Земля и фабрика» в составе собрания сочинений Гладкова.

Книга имела большой успех: первый тираж в 10 тысяч разошёлся за месяц, и уже в 1926—1927 годах состоялось 10 изданий. Всего только при жизни автора (до 1958 года) вышло 36 изданий романа на русском языке[4].

Авторская переработка романа представляет научный интерес как с точки зрения истории и теории литературы, так и анализа литературного процесса социалистического реализма. Писатель пошел по пути художественного упрощения книги, и в итоге создал те самые схематичные и мифологизированные образы Глеба-Прометея и заводских рабочих, в которых писателя и упрекали литературоведы. Наиболее художественно «сочным» и «живописным» следует признать рукописный вариант «Цемента», находящийся в РГАЛИ (1922—24 гг., машинопись). Далее Гладков от издания к изданию «Цемента» упрощает систему художественных образов. Так, сравнивая готовящееся к печати издание «Цемента» 1934 года с изданием 1925 года, он пишет в авторском предисловии:

Книга несла в себе излишнюю метафоричность... много словесных излишеств, нарочитых вульгаризмов, наивных украшений... Ряд последних изданий книги был подвержен некоторому упрощению, но и это было недостаточно.
Я решил с большой строгостью отнестись к тексту романа, несмотря на возражения моих друзей, я для настоящего издания текст проработал жёстко. Это не значит, что книга написана заново. Книга только упрощена насколько позволяла ее настройка.
Наше слово не нуждается в крикливых украшениях и косметике.

Но и на этом Гладков не остановился. Когда готовится к выходу в свет в 1940 году очередное издание «Цемента», оказывается, что соцреалистический канон позволяет еще больше «укрупнять», «упрощать» и мифологизировать систему образов и язык романа. И Гладков напишет[5]:

Текст романа для настоящего издания переписан заново... Предыдущие издания, несмотря на обработку текста, сохранили еще, к сожалению, все прежние недостатки: излишнюю метафоричность и стилизаторскую преднамеренность. Насколько было возможно, все это устранено.

Сюжет

Действие начинается в марте 1921 года (уже объявлено о курсе на новую экономическую политику) в южном приморском городе, название которого не указывается.

Красноармеец Глеб Чумалов возвращается после Гражданской войны домой, в посёлок Уютная Колония при огромном заводе. Он не был там три года и по возвращении видит кругом разруху и голод: завод, на котором некогда работали жители посёлка и сам Глеб, остановлен и заброшен, оборудование потихоньку разворовывается, рабочие разводят коз и на оставшихся станках изготовляют на продажу зажигалки. В семье Глеба тоже встретили не так, как он ожидал: его жена Даша почти не бывает дома, поскольку занята на ответственной партийной работе в женотделе, их дочь Нюрка воспитывается в детском доме, где дети голодают. Глебу трудно общаться с Дашей, поскольку та сильно изменилась: у неё появились независимые взгляды, не всегда понятные ему, к тому же Глебу никак не удаётся выяснить, как она жила без него все эти три года.

Наблюдая жизнь бывших рабочих, Глеб понимает, что воодушевить их может только пуск завода. Будучи избранным главой партячейки завода, он призывает других коммунистов к работе по наладке бремсберга для того, чтобы возить из леса дрова. Глеб также привлекает к работе пожилого инженера Клейста, когда-то спроектировавшего и построившего завод. Рабочие принимаются за постройку бремсберга и за несколько дней почти заканчивают его, однако работа прерывается из-за атаки бело-зелёных банд, собравшихся из казачьих станиц. Бандиты сначала обстреливают рабочих, потом нападают и разрушают бремсберг. В лесу начинаются бои, строительство временно прекращается. В городе происходит «ущемление» — конфискация имущества у обеспеченных семей и их выселение в предместье.

Постепенно обстановка нормализуется. Появляются первые плоды НЭПа: в городе открываются магазины, снова работают рестораны. В порт приходит пароход с белогвардейцами, которые поняли, что не могут покинуть родину и просят принять их. Глеб вновь сближается с Дашей, узнав, что ей пришлось пережить в годы, когда он воевал, а она тайно поддерживала подполье и едва не была расстреляна белогвардейцами. Он, однако, продолжает ревновать её к предисполкому Бадьину, к которому чувствует неприязнь. Тем временем жертвой насилия со стороны Бадьина становится Поля Мехова, председатель женотдела.

Для восстановления завода из совнархоза присылают специалистов, которые, однако, только тормозят работу, ссылаясь на инструкции промбюро. Чумалов, видя вокруг себя «злостный саботаж под видом заседательской и бумажной суетни», уезжает в командировку, чтобы лично разобраться с бюрократией в промбюро. По возвращении он обнаруживает, что все работы на заводе прекращены, потому что «совнархоз не нашел возможным продолжать ремонт за отсутствием необходимых средств и без санкции высших хозяйственных органов», однако Глеб призывает рабочих продолжить восстановление производства без разрешения свыше. От Даши он узнаёт, что за время его отъезда в детдоме умерла Нюрка.

Приезжает комиссия, которая проводит чистку заводской партячейки: из числа коммунистов исключают всех, в ком есть хоть малейшее сомнение, в том числе Мехову, Ивагина, Жука и других. Параллельно происходит ревизия в совнархозе и заводоуправлении. В конце октября там арестовывают Шрамма и нескольких спецов. Так и не сумев наладить прежние семейные отношения с Дашей, которая уходит жить к Поле, чтобы поддержать её в трудный момент, Глеб понимает, что главное сейчас — упорный труд ради будущего.

Пуск завода назначается на день четвёртой годовщины Октября. У завода происходит многотысячный праздничный митинг, на котором с речами выступают Бадьин и Чумалов.

Персонажи

  • Глеб Иванович Чумалов — коммунист, красноармеец, бывший слесарь завода
  • Дарья Чумалова — жена Глеба, коммунистка, работница женотдела
  • Лошак — слесарь завода
  • Громада — слесарь завода
  • Савчук — заводской бондарь
  • Мотя Савчук — жена бондаря, подруга Дарьи
  • Брынза — заводской механик
  • Жук — заводской токарь
  • Герман Германович Клейст — пожилой инженер, технорук завода
  • Поля Мехова — завженотделом
  • Бадьин — предисполком
  • Жидкий — секретарь парткома
  • Чибис — предчека
  • Лухава — предсовпроф
  • Шрамм — председатель совнархоза
  • Сергей Ивагин — коммунист, выходец из интеллигентной семьи
  • Дмитрий Ивагин — брат Сергея, симпатизирующий белогвардейцам
  • Иван Арсеньич Ивагин — их отец, пожилой интеллигент
  • Борщий — казак, волпредисподком
  • Цхеладзе — бывший партизан

Критика

Согласно традиционной в советском литературоведении точке зрения, основной темой романа является «цементирование трудом новых обществ, отношений и связей, возникновение новой социалистич. дисциплины, новой семьи», при этом для произведения характерны «героизация событий, приподнятость стиля, широкий поток метафор, обилие неологизмов» (Л. Н. Ульрих)[6]. Вместе с тем, современные исследователи отмечают, что «…при всех оптимистических нотах „Цемент“ прочитывается как глубоко трагедийное произведение. (…) „Цемент“ буквально заселен людскими несчастьями: разрушена семья главных героев, ушло тепло семейного очага, поругана любовь, мать с лёгкостью оставляет малолетнюю дочь, которую голод заставляет собирать пищу на свалке. Слёзы, истерики, оскорбительные объяснения и унизительные поступки — и почти на всём лежит печать жестокосердия. Взвинченные насилием истории, люди не могут найти себе душевного покоя» (Н. А. Грознова)[2].

После публикации роман вызвал неоднозначные отзывы. Максим Горький положительно оценил роман, написав автору так[7]:

…Это — очень значительная, очень хорошая книга. В ней впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд… весьма удались и характеры. Глеб вырезан четко и хотя он романтизирован, но это так и надо… Даша — тоже удалась… Вообще все характеры у Вас светятся, играют.

Неоднократно в поддержку романа высказывался А. В. Луначарский. В статье 1926 года «Достижения нашего искусства» его характеристика современной советской прозы начинается с упоминания о «Цементе»[8]:

В беллетристике пролетарский отряд дал несколько замечательных произведений, во главе которых приходится поставить массивный и энергичный роман Гладкова «Цемент». На этом цементном фундаменте можно строить и дальше.

В статье 1927 года «Десять книг за десять лет революции» Луначарский назвал «Цемент» в числе лучших произведений, хотя отметил, что роману «повредила некоторая манерность изложения, которой Гладков как бы хотел доказать, что он виртуозно владеет нынешним, несколько вымученным стилем»; при этом «если у Гладкова и встречается-некоторое манерничание, то оно не преобладает над содержанием и не портит его»[8]:

Сам же роман превосходен. Он является действительно полновесным выражением начального периода строительства и совершенно естественно, без натуги, вырастает в наших глазах в символ этого замечательного времени.

Маяковский в своём стихотворении «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому» так отозвался о «Цементе»:

чем гордиться?
Продают «Цемент»
со всех лотков.
Вы
такую книгу, что ли, цените?
Нет нигде цемента,
а Гладков
написал
благодарственный молебен о цементе.

Отрицательно оценил роман Осип Брик, назвав его в рецензии для журнала «На литературном посту» (1926) «плохой книгой». Основные претензии критика состояли в том, что две главные сюжетные линии романа («Глеб строит завод» и «Даша строит новый быт») оказались почти никак не связаны, что автор переборщил с героикой в изображении главных действующих лиц («Получился Глеб-Ахиллес, Глеб-Роланд, Глеб-Илья Муромец, но Глеба Чумалова не получилось», а вместо реальной Даши Чумаловой автор изобразил «стопроцентную пролетарку-героиню, Жанну д’Арк»). В итоге, по мнению Брика, в книге «есть всё, что рекомендуется в лучших поваренных книжках, но повесть получилась несъедобная, потому что продукты не сварены; и только для вида смяты в один литературный паштет. (…) „Цемент“ — плохая, неудачно сделанная, вредная вещь, которая ничего не синтезирует, а только затемняет основную линию нашего литературного развития…»[9].

Г. Горбачёв, признавая, что «Цемент» — «один из лучших пролетарских романов по остроте темы, по сложности и многообразию типов партийцев, по пафосу строительства, по чёткости основных идеологических линий», отмечает, что роман «имеет ряд недостатков, связанных с общими свойствами поэтики Гладкова»[10]: в частности, в романе

...партийцы и рабочие… оказались полуистериками, рефлектиками и патологически чувствующими субъектами.

Переводы

Первые переводы романа на основные европейские языки появились уже вскоре после его публикации по-русски: в 1927 году он вышел на немецком языке[11], в 1928 году на французском[12] и испанском[13], в 1929 году на английском[14], в 1933 году издан в Бразилии на португальском[15].

В общей сложности роман был издан в 52 странах[16].

В 1994 году английский перевод был переиздан в серии книг «Европейская классика» в Иллинойсе (США)[17].

Экранизация

Первая экранизация романа была сделана уже в 1927 году в Одессе Владимиром Вильнером, роль Глеба Чумалова исполнил Хайри Эмир-заде. Этот фильм не сохранился.

В 1973 году режиссёры Александр Бланк и Сергей Линков сняли двухсерийный телефильм по мотивам романа, в котором главные роли исполнили Роман Громадский (Глеб Чумалов), Людмила Зайцева (Даша Чумалова), Бруно Фрейндлих (Клейст), Армен Джигарханян (Бадьин) и др.

Дополнительные факты

  • Персонаж с именем Глеб Чумалов (заместитель начальника строительства) появляется в следующем крупном произведении Гладкова — романе «Энергия» (1932).

Примечания

  1. ↑ Это отражено самим Гладковым в предисловиях к изданиям 1938 и 1940 годов, см.: Рукописное и машинописное предисловие к «Цементу» 1934 и 1940 г. РГАЛИ, фонд 1052, опись 1, дело (ед. хран) № 46.
  2. ↑ 1 2 Н. А. Грознова. ГЛАДКОВ Федор Васильевич // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005. (Цит. по: http://www.hrono.info/biograf/bio_g/gladkov_fv.php)
  3. ↑ Автобиография // Ф. Гладков. Собрание сочинений. Том 1. Повести и рассказы (1901—1926). М.: Гослитиздат, 1958. (Цит. по: http://www.hrono.info/biograf/bio_g/gladkov_fv.php)
  4. ↑ Хартман А. Роман Ф. Гладкова «Цемент»: История создания и восприятия романа в Советском Союзе и в Германии // Немцы в России: Русско-немецкие научные и культурные связи: Сборник статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. ISBN 5-86007-248-1
  5. ↑ Гаганова А. А. Производственный роман: кристаллизация жанра. М: Спутник, 2015. ISBN 978-5-9973-3651-6 С. 34.
  6. ↑ Гладков, Фёдор Васильевич // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 2.— М.: Сов. энцикл., 1964.
  7. ↑ М. Горький, Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 29. М.: Гослитиздат, 1955. — С. 438—39
  8. ↑ 1 2 Десять книг за десять лет революции // А. В. Луначарский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 2. М., 1964. — С. 360.
  9. ↑ О. Брик. Почему понравился «Цемент»
  10. ↑ Гладков, Фёдор Васильевич // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 2. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929.
  11. ↑ Fedor Gladkov. Zement: Roman; Olga Halpern [Übers.] Berlin: Verl. für Literatur und Politik, 1927.
  12. ↑ Fedor Gladkov. Le Ciment. Traduit du russe par Victor-Serge. Paris: Editions Sociales Internationales, 1928.
  13. ↑ Fedor Gladkov. El cemento; prólogo de Julio Alvarez del Vayo, traducción de José Viana. Madrid: Ed. Cenit, 1928.
  14. ↑ Fedor Gladkov. Cement; trans. A. S. Arthur and G Ashleigh. London: Martin Lawrence, 1929.
  15. ↑ Fédor Gladkov. Cimento. São Paulo: Unitas, 1933.
  16. ↑ Возвращение Гладкова // «Литературная газета», № 27, 2 июля 2008
  17. ↑ Fyodor Vasilievich Gladkov. Cement

Ссылки

wikiredia.ru

Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Романцемент

Cтраница 1

Романцемент может быть применен для изготовления растворов для каменной кладки в наземных и подземных сооружениях, а также для изготовления низкомарочных бетонов.  [1]

Романцемент применяется для изготовления строительных растворов, стеновых камней и бетонов невысоких марок, что позволяет сэкономить более энергоемкий и дорогой портландцемент.  [2]

Романцемент образуется в результате обжига глинистых известняков-мергелей в шахтных печах; при этом процесс нельзя доводить до спекания материалов. Обжиг мергеля, содержащего повышенное количество этих примесей, проводят при более низкой температуре ( 850 - 900), чтобы предотвратить образование медленно гидратирующейся ( пережженной) окиси магния. Гидратация окиси магния сопровождается увеличением объема цементного камня, вследствие чего при большом содержании MgO в затвердевшем цементе могут появляться трещины.  [3]

Романцемент образуется в ргаультате обжига глинистых известняков-мергелей в шахтных печах; при этом процесс нельзя доводить до спекания материалов. Обжиг мергеля, содержащего повышенное количество этих примесей, проводят при более низкой температуре ( 850 - 900), чтобы предотвратить образование медленно гидратирующейся ( пережженной) окиси магния. Гидратация окиси магния сопровождается увеличением объема цементного камня, вследствие чего при большом содержании MgO в затвердевшем цементе могут появляться трещины.  [4]

Романцемент применяется для изготовления растворов при кладке и бетонов низких марок для наружной штукатурки. Его применение не допускается для; железобетонных конструкций.  [5]

Романцемент представляет собой порошок желто-бурого или зеленовато-серого цвета.  [6]

Романцемент состоит главнвш образом из 2CaO - SiCy, СаОх ХА12О3; 5СаО - ЗА12О3; 2CaO - Fe203 и MgO. Ввиду отсутствия свободной извести или наличия ее в небольшом количестве, обожженный продукт при смачивании водой не гасится и, следовательно, не рассыпается в порошок. Романцемент превращается в порошок исключительно путем помола. Для замедления схватывания и улучшения свойств романцемента допускается введение в его состав при помоле до 5 % гипса. Разрешается также вводить до 15 % гидравлических добавок.  [7]

Романцемент может быть применен для изготовления растворов для каменной кладки в наземных и подземных сооружениях, а также для изготовления низкомарочных бетонов.  [8]

Романцемент должен обладать равномерностью изменения об-ъема при испытании кипячением и в парах воды. Лепешки для испытание на равномерность изменения объема предварительно выдерживаются в течение 7 дней во влажном пространстве.  [9]

Романцементом называют вяжущее вещество, получаемое обжигом мергелей, содержащих не менее 25 % глинистых примесей. Кроме того, в его состав вводится до 5 % гипса и до 15 % минеральных добавок.  [10]

Романцементом ( ГОСТ 2542 - 44) называется продукт тонкого помола обожженных ( не до спекания) мергелей или доломитизированных мергелей.  [11]

Романцементом называется гидравлическое вяжущее вещество, получаемое путем измельчения в тонкий порошок обожженных не до спекания мергелей.  [12]

Применяют романцемент для штукатурных и кладочных строительных растворов, бетонов низких марок; производства стеновых камней и мелких блоков, особенно с применением теп-лообработки паром.  [13]

Изготовление романцемента состоит из дробления мергеля, его обжига и помола. Обжиг ведут в шахтных и вращающихся печах при температуре 800 - 1100 С, помол - в шаровых мельницах. При обжиге происходит образование минералов 2CaOxSiO2 ( C2S), 2CaOxAl2O3xSiO2 ( C2AS), СаОхА12О3х ( СА), 5СаОхЗА12О3 ( С5А3), 2CaOxFe2O3 ( C2F) и 4СаОхА12О3хре2О3 ( C4AF), способных к гидравлическому твердению. В результате гидратации образуются гидросиликаты кальция CaOxSiOxh3O ( B) [ CS ( B) ], трехкаль-циевый гидроалюминат ЗСаОх А12О3х6Н2О ( С3АВ6) и двух - и трехкальциевый гидроферрит C2FDnxC3FBn, обладающие гидравлическими свойствами.  [14]

Производство романцемента заключается в обжиге мергеля или искусственно составленной смеси известняка и глины последующем помоле обожженного продукта. Выбор температуры обжига зависит от состава и структуры сырья. При отсутствии или малом количестве углекислого магния температура обжига должна составлять 1273 - 1373 К. Для обжига магнезиальных мергелей такая температура высока, так как окись магния при этом будет пережжена и окажется мало способной к гидратации. Поэтому при обжиге таких мергелей желательно снижать температуру обжига до 1073 - 1173 К. При этом необходимо стремиться к возможно более полной декарбонизации углекислого кальция, образованию силикатов и алюминатов кальция, а также к получению активной, способной к гидратации магнезии. Равномерный обжиг магнезиальных мергелей при правильно выбранной температуре может дать продукт удовлетворительного качества.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Московский государственный строительный университет

Строительно-технологический факультет

Кафедра Технологии вяжущих веществ и бетонов

Реферат

на тему:

Романцемент

Выполнил: студент СТ 4-1

Рузанов А.Е.

Проверила: Зайцева Е. И.

Москва

2008

Седержание:

1. Романцемент………………………………………………………………….

3

2. Производство романцемента…………………………………………..…...

4

3. Свойства романцемента…………………………………………………….

6

4. Охрана труда…………………………………………………………………

8

5. Список используемой литературы…………………………………………

11

1. Романцемент.

Романцементом называют продукт|тонкого помола обожженных не до спекания чистых и доломитизированных мергелей, содержащих не менее 25% глинистых примесей. В романцемент для регулирования его свойств можно вводить до 5% гипса различных модификаций, а также до 15% активных минеральных добавок.

Сырьем для производства романцемента служат мергели — природная смесь углекислого кальция и глин. Наиболее желательны мергели с таким соотношением между известняковой и глинистой частями, при котором в процессе обжига не до спекания получается продукт, не содержащий свободной окиси кальция. В романцементе вся окись кальция должна быть связана в силикаты, алюминаты и ферриты кальция Этого обычно достигают при применении мергелей со сравнительно невысоким содержанием в них углекислого кальция, характеризующихся гидравлическим модулем, равным Романцементы с повышенными вяжущими свойствами получают из мергелей с пониженным содержанием углекислого магния (не более 5-8%).

Кроме химического состава сырья на качество романцемента, как и гидравлической извести, в значительной мере влияют структура мергелей, характер и равномерность распределения в них различных примесей, дисперсность кварцевых и других включений и т. п.

2. Производство романцемента.

Производство романцемента в основном заключается в добыче мергеля, его дроблении на куски требуемого размера, обжиге и последующем помоле обожженного материала.

Обжиг при малом содержании в сырье углекислого магния ведут при температуре 1000—1100° С, магнезиальные мергели обжигают при 800—900 С. Более высокая температура может вызывать пережог MgO, и конечный продукт будет неравномерно изменяться в объеме. При обжиге мергеля происходит диссоциация углекислого кальция и магния, при этом активно проходят реакции в твердом состоянии. В результате окись кальция почти полностью связывается в силикат кальция C2S, алюмосиликат C2AS, алюминаты кальция СА и С5А3, феррит C2F и алюмоферрит кальция QAF, придающие романцементу способность к гидравлическому твердению.

Обжиг ведут в основном в шахтных печах (пересыпных или с выносными топками), а иногда и во вращающихся. Расход условного топлива на обжиг в шахтных пересыпных печах составляет 12—14%, а в печах с выносными топками — 14— 16% массы получаемого продукта. В романцементе нормального обжига обычно нет свободной 0киси кальция или она содержится в незначительном количестве (до 2-3%).

Романцемент измельчают в шаровых мельницах чаще совместно с гипсом (3—5%) и гидравлическими добавками (до 10— 15%), так как при этом получается более однородный продукт. Романцемент яо СНиП I-B.2-69 следует измельчать до прохождения через сито № 02 не менее 9% материала и через сито № 008 не менее 75% массы просеиваемой пробы. Однако рациональнее измельчать продукт до прохода через сито № 008 не менее 93—95% материала. Такое^ измельчение способствует значительному улучшению вяжущих свойств.

Схватывание и твердение романцемента обусловлены гидратацией тех соединений, которые образовались при его обжиге. При этом возникают гидросиликаты кальция группы CSH (В) при отношении СаО : Si02 в пределах 1,2—1,5, трехкальциевый гидроалю-минат (С3АН8), двух- или трехкальциевый гидроферрит C2FHn.

Гипс в романцементе взаимодействует с наиболее легко растворимыми его компонентами — алюминатами кальция —и переводит их в труднорастворимыйэттрингит ЗСаО -А12О3 , 3CaS04 • ЗШ20, замедляющий схватывание. В данном случае гипс выполняет ту же роль, что и при твердении портландцемента.

studfiles.net

Цемент (роман) - Википедия

«Цеме́нт» — роман русского писателя Фёдора Гладкова, классическое произведение социалистического реализма и один из первых образцов советского «производственного романа». Написан в первой половине 1920-х годов, опубликован в 1925 году. Последующие издания дорабатывались автором, причём в основном переработка состояла в стилистическом и художественно-образном упрощении текста[1]. Роман многократно переиздавался в СССР вплоть до 1990-х годов, и был переведён на десятки мировых языков.

История[ | ]

В романе отразились впечатления Гладкова о его жизни в Новороссийске, где он находился в годы Октябрьской революции и Гражданской войны. Там он был назначен редактором газеты «» и прикреплён к партячейке цементного завода, где принимал участие в организационных делах по восстановлению завода. В 1921 году «как интеллигент и меньшевик» был исключен из партии (позднее, уже после публикации романа, восстановлен)[2].

Роман был написан уже в Москве и вырос из трёх рассказов того периода: «Встреча покаянных» (1923), «Бремсберг» (1922) и «Разорванная паутина» (1923). Как отмечал в автобиографии сам писатель, роман «…писался по ночам в неприютной, холодной, похожей на одиночку подвальной комнатушке на Смоленском бульваре»[3]. Закончен он был в 1924 году и впервые опубликован в журнале «Красная новь», в №№ 1—6 за 1925 год. В начале 1926 года вышел отдельной книгой в издательстве «Земля и фабрика» в составе собрания сочинений Гладкова.

Книга имела большой успех: первый тираж в 10 тысяч разошёлся за месяц, и уже в 1926—1927 годах состоялось 10 изданий. Всего только при жизни автора (до 1958 года) вышло 36 изданий романа на русском языке[4].

Авторская переработка романа представляет научный интерес как с точки зрения истории и теории литературы, так и анализа литературного процесса социалистического реализма. Писатель пошел по пути художественного упрощения книги, и в итоге создал те самые схематичные и мифологизированные образы Глеба-Прометея и заводских рабочих, в которых писателя и упрекали литературоведы. Наиболее художественно «сочным» и «живописным» следует признать рукописный вариант «Цемента», находящийся в РГАЛИ (1922—24 гг., машинопись). Далее Гладков от издания к изданию «Цемента» упрощает систему художественных образов. Так, сравнивая готовящееся к печати издание «Цемента» 1934 года с изданием 1925 года, он пишет в авторском предисловии:

Книга несла в себе излишнюю метафоричность... много словесных излишеств, нарочитых вульгаризмов, наивных украшений... Ряд последних изданий книги был подвержен некоторому упрощению, но и это было недостаточно.
Я решил с большой строгостью отнестись к тексту романа, несмотря на возражения моих друзей, я для настоящего издания текст проработал жёстко. Это не значит, что книга написана заново. Книга только упрощена насколько позволяла ее настройка.
Наше слово не нуждается в крикливых украшениях и косметике.

Но и на этом Гладков не остановился. Когда готовится к выходу в свет в 1940 году очередное издание «Цемента», оказывается, что соцреалистический канон позволяет еще больше «укрупнять», «упрощать» и мифологизировать систему образов и язык романа. И Гладков напишет[5]:

Текст романа для настоящего издания переписан заново... Предыдущие издания, несмотря на обработку текста, сохранили еще, к сожалению, все прежние недостатки: излишнюю метафоричность и стилизаторскую преднамеренность. Насколько было возможно, все это устранено.

Сюжет[ | ]

Действие начинается в марте 1921 года (уже объявлено о курсе на новую экономическую политику) в южном приморском городе, название которого не указывается.

Красноармеец Глеб Чумалов возвращается после Гражданской войны домой, в посёлок Уютная Колония при огромном заводе. Он не был там три года и по возвращении видит кругом разруху и голод: завод, на котором некогда работали жители посёлка и сам Глеб, остановлен и заброшен, оборудование потихоньку разворовывается, рабочие разводят коз и на оставшихся станках изготовляют на продажу зажигалки. В семье Глеба тоже встретили не так, как он ожидал: его жена Даша почти не бывает дома, поскольку занята на ответственной партийной работе в женотделе, их дочь Нюрка воспитывается в детском доме, где дети голодают. Глебу трудно общаться с Дашей, поскольку та сильно изменилась: у неё появились независимые взгляды, не всегда понятные ему, к тому же Глебу никак не удаётся выяснить, как она жила без него все эти три года.

Наблюдая жизнь бывших рабочих, Глеб понимает, что воодушевить их может только пуск завода. Будучи избранным главой партячейки завода, он призывает других коммунистов к работе по наладке бремсберга для того, чтобы возить из леса дрова. Глеб также привлекает к работе пожилого инженера Клейста, когда-то спроектировавшего и построившего завод. Рабочие принимаются за постройку бремсберга и за несколько дней почти заканчивают его, однако работа прерывается из-за атаки бело-зелёных банд, собравшихся из казачьих станиц. Бандиты сначала обстреливают рабочих, потом нападают и разрушают бремсберг. В лесу начинаются бои, строительство временно прекращается. В городе происходит «ущемление» — конфискация имущества у обеспеченных семей и их выселение в предместье.

Постепенно обстановка нормализуется. Появляются первые плоды НЭПа: в городе открываются магазины, снова работают рестораны. В порт приходит пароход с белогвардейцами, которые поняли, что не могут покинуть родину и просят принять их. Глеб вновь сближается с Дашей, узнав, что ей пришлось пережить в годы, когда он воевал, а она тайно поддерживала подполье и едва не была расстреляна белогвардейцами. Он, однако, продолжает ревновать её к предисполкому Бадьину, к которому чувствует неприязнь. Тем временем жертвой насилия со стороны Бадьина становится Поля Мехова, председатель женотдела.

Для восстановления завода из совнархоза присылают специалистов, которые, однако, только тормозят работу, ссылаясь на инструкции . Чумалов, видя вокруг себя «злостный саботаж под видом заседательской и бумажной суетни», уезжает в командировку, чтобы лично разобраться с бюрократией в промбюро. По возвращении он обнаруживает, что все работы на заводе прекращены, потому что «совнархоз не нашел возможным продолжать ремонт за отсутствием необходимых средств и без санкции высших хозяйственных органов», однако Глеб призывает рабочих продолжить восстановление производства без разрешения свыше. От Даши он узнаёт, что за время его отъезда в детдоме умерла Нюрка.

Приезжает комиссия, которая проводит чистку заводской партячейки: из числа коммунистов исключают всех, в ком есть хоть малейшее сомнение, в том числе Мехову, Ивагина, Жука и других. Параллельно происходит ревизия в совнархозе и заводоуправлении. В конце октября там арестовывают Шрамма и нескольких спецов. Так и не сумев наладить прежние семейные отношения с Дашей, которая уходит жить к Поле, чтобы поддержать её в трудный момент, Глеб понимает, что главное сейчас — упорный труд ради будущего.

Пуск завода назначается на день четвёртой годовщины Октября. У завода происходит многотысячный праздничный митинг, на котором с речами выступают Бадьин и Чумалов.

Персонажи[ | ]

  • Глеб Иванович Чумалов — коммунист, красноармеец, бывший слесарь завода
  • Дарья Чумалова — жена Глеба, коммунистка, работница женотдела
  • Лошак — слесарь завода
  • Громада — слесарь завода
  • Савчук — заводской бондарь
  • Мотя Савчук — жена бондаря, подруга Дарьи
  • Брынза — заводской механик
  • Жук — заводской токарь
  • Герман Германович Клейст — пожилой инженер, технорук завода
  • Поля Мехова — завженотделом
  • Бадьин — предисполком
  • Жидкий — секретарь парткома
  • Чибис — предчека
  • Лухава — предсовпроф
  • Шрамм — председатель совнархоза
  • Сергей Ивагин — коммунист, выходец из интеллигентной семьи
  • Дмитрий Ивагин — брат Сергея, симпатизирующий белогвардейцам
  • Иван Арсеньич Ивагин — их отец, пожилой интеллигент
  • Борщий — казак, волпредисподком
  • Цхеладзе — бывший партизан

Критика[ | ]

Согласно традиционной в советском литературоведении точке зрения, основной темой романа является «цементирование трудом новых обществ, отношений и связей, возникновение новой социалистич. дисциплины, новой семьи», при этом для произведения характерны «героизация событий, приподнятость стиля, широкий поток метафор, обилие неологизмов» (Л. Н. Ульрих)[6]. Вместе с тем, современные исследователи отмечают, что «…при всех оптимистических нотах «Цемент» прочитывается как глубоко трагедийное произведение. (…) «Цемент» буквально заселен людскими несчастьями: разрушена семья главных героев, ушло тепло семейного очага, поругана любовь, мать с лёгкостью оставляет малолетнюю дочь, которую голод заставляет собирать пищу на свалке. Слёзы, истерики, оскорбительные объяснения и унизительные поступки — и почти на всём лежит печать жестокосердия. Взвинченные насилием истории, люди не могут найти себе душевного покоя» (Н. А. Грознова)[2].

После публикации роман вызвал неоднозначные отзывы. Максим Горький положительно оценил роман, написав автору так[7]:

…Это — очень значительная, очень хорошая книга. В ней впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд… весьма удались и характеры. Глеб вырезан четко и хотя он романтизирован, но это так и надо… Даша — тоже удалась… Вообще все характеры у Вас светятся, играют.

Неоднократно в поддержку романа высказывался А. В. Луначарский. В статье 1926 года «Достижения нашего искусства» его характеристика современной советской прозы начинается с упоминания о «Цементе»[8]:

В беллетристике пролетарский отряд дал несколько замечательных произведений, во главе которых приходится поставить массивный и энергичный роман Гладкова «Цемент». На этом цементном фундаменте можно строить и дальше.

В статье 1927 года «Десять книг за десять лет революции» Луначарский назвал «Цемент» в числе лучших произведений, хотя отметил, что роману «повредила некоторая манерность изложения, которой Гладков как бы хотел доказать, что он виртуозно владеет нынешним, несколько вымученным стилем»; при этом «если у Гладкова и встречается-некоторое манерничание, то оно не преобладает над содержанием и не портит его»[8]:

Сам же роман превосходен. Он является действительно полновесным выражением начального периода строительства и совершенно естественно, без натуги, вырастает в наших глазах в символ этого замечательного времени.

Отрицательно оценил роман Осип Брик, назвав его в рецензии для журнала «На литературном посту» (1926) «плохой книгой». Основные претензии критика состояли в том, что две главные сюжетные линии романа («Глеб строит завод» и «Даша строит новый быт») оказались почти никак не связаны, что автор переборщил с героикой в изображении главных действующих лиц («Получился Глеб-Ахиллес, Глеб-Роланд, Глеб-Илья Муромец, но Глеба Чумалова не получилось», а вместо реальной Даши Чумаловой автор изобразил «стопроцентную пролетарку-героиню, Жанну д’Арк»). В итоге, по мнению Брика, в книге «есть всё, что рекомендуется в лучших поваренных книжках, но повесть получилась несъедобная, потому что продукты не сварены; и только для вида смяты в один литературный паштет. (…) „Цемент“ — плохая, неудачно сделанная, вредная вещь, которая ничего не синтезирует, а только затемняет основную линию нашего литературного развития…»[9].

Г. Горбачёв, признавая, что «Цемент» — «один из лучших пролетарских романов по остроте темы, по сложности и многообразию типов партийцев, по пафосу строительства, по чёткости основных идеологических линий», отмечает, что роман «имеет ряд недостатков, связанных с общими свойствами поэтики Гладкова»[10]: в частности, в романе

...партийцы и рабочие… оказались полуистериками, рефлектиками и патологически чувствующими субъектами.

Переводы[ | ]

Первые переводы романа на основные европейские языки появились уже вскоре после его публикации по-русски: в 1927 году он вышел на немецком языке[11], в 1928 году на французском[12] и испанском [13], в 1929 году на английском[14], в 1933 году издан в Бразилии на португальском[15].

В общей сложности роман был издан в 52 странах[16].

В 1994 году английский перевод был переиздан в серии книг «Европейская классика» в Иллинойсе (США)[17].

Экранизация[ | ]

была сделана уже в 1927 году в Одессе Владимиром Вильнером, роль Глеба Чумалова исполнил . Этот фильм не сохранился.

В 1973 году режиссёры Александр Бланк и сняли по мотивам романа, в котором главные роли исполнили Роман Громадский (Глеб Чумалов), Людмила Зайцева (Даша Чумалова), Бруно Фрейндлих (Клейст), Армен Джигарханян (Бадьин) и др.

Дополнительные факты[ | ]

  • Персонаж с именем Глеб Чумалов (заместитель начальника строительства) появляется в следующем крупном произведении Гладкова — романе «» (1932).
  • Маяковский в своём стихотворении «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому» так отозвался о «Цементе»:
чем гордиться?
Продают «Цемент»
со всех лотков.
Вы
такую книгу, что ли, цените?
Нет нигде цемента,
а Гладков
написал
благодарственный молебен о цементе.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Это отражено самим Гладковым в предисловиях к изданиям 1938 и 1940 годов, см.: Рукописное и машинописное предисловие к «Цементу» 1934 и 1940 г. РГАЛИ, фонд 1052, опись 1, дело (ед. хран) № 46.
  2. ↑ 1 2 Н. А. Грознова. ГЛАДКОВ Федор Васильевич // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005. (Цит. по: http://www.hrono.info/biograf/bio_g/gladkov_fv.php)
  3. ↑ Автобиография // Ф. Гладков. Собрание сочинений. Том 1. Повести и рассказы (1901—1926). М.: Гослитиздат, 1958. (Цит. по: http://www.hrono.info/biograf/bio_g/gladkov_fv.php)
  4. ↑ Хартман А. Роман Ф. Гладкова «Цемент»: История создания и восприятия романа в Советском Союзе и в Германии // Немцы в России: Русско-немецкие научные и культурные связи: Сборник статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. ISBN 5-86007-248-1
  5. ↑ Гаганова А.А. Производственный роман: кристаллизация жанра. М: Спутник, 2015. ISBN 978-5-9973-3651-6 С. 34.
  6. ↑ Гладков, Фёдор Васильевич // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 2.— М.: Сов. энцикл., 1964.
  7. ↑ М. Горький, Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 29. М.: Гослитиздат, 1955. — С. 438—39
  8. ↑ 1 2 Десять книг за десять лет революции // А. В. Луначарский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 2. М., 1964. — С. 360.
  9. ↑ О. Брик. Почему понравился «Цемент»
  10. ↑ Гладков, Фёдор Васильевич // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 2. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929.
  11. ↑ Fedor Gladkov. Zement: Roman; Olga Halpern [Übers.] Berlin: Verl. für Literatur und Politik, 1927.
  12. ↑ Fedor Gladkov. Le Ciment. Traduit du russe par Victor-Serge. Paris: Editions Sociales Internationales, 1928.
  13. ↑ Fedor Gladkov. El cemento; prólogo de Julio Alvarez del Vayo, traducción de José Viana. Madrid: Ed. Cenit, 1928.
  14. ↑ Fedor Gladkov. Cement; trans. A. S. Arthur and G Ashleigh. London: Martin Lawrence, 1929.
  15. ↑ Fédor Gladkov. Cimento. São Paulo: Unitas, 1933.
  16. ↑ Возвращение Гладкова // «Литературная газета», № 27, 2 июля 2008
  17. ↑ Fyodor Vasilievich Gladkov. Cement

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также