Конспект урока по химии на тему "Строительные материалы: стекло, цемент, бетон". Стекло керамика цемент


Производство стекла и цемента - ПОДГРУППА УГЛЕРОДА - НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Часть II. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Раздел 11. ПОДГРУППА КАРБОНА

§ 11.9. Производство стекла и цемента

 

Из искусственных силикатов больше значение имеют стекло, цемент и керамика .

 

Стекло. Состав обычного оконного стекла приближенно выражается формулой Na2O СаО ∙ 6SiO2.

Стекло добывают сплавлянням в специальных печах смеси соды Nа2СО3, известняка СаСО3 и белого песка SiO2. Химизм процесса можно представить так: при сплава образуются силикаты натрия и кальция:

SiO2 + Na2CO3 = Na2SiO3 + CO2↑;

SiO2 + СаСО3 = СаSио3 + СО2↑.

Эти силикаты и кремнезем (его берут в избытке) сплавляют в массу, которая постепенно охлаждается:

Na2SiO3+ СаSiO3 + 4SiO2= Na2O ∙ СаО ∙ 6SiO2.

Часто в производстве стекла соду заменяют сульфатом натрия и углем. В этом случае силикат натрия образуется по уравнению реакции:

2SiO2 + С + Na2SO4 = 2Na2SiO4 + СО2↑ + 2SO2↑.

Для изготовления специального стекла меняют состав исходной смеси. Заменяя соду Nа2СО3 поташом К2СО3, получают тугоплавкое стекло (для химического посуды). Заменяя мел СаСО3 оксидом свинца(II) ГbО, а соду - поташом, добывают хрустальное стекло. Оно имеет большую променезалом - лювальну способность и применяется для изготовления художественной посуды.

Добавки оксидов металлов в исходной смеси придают стеклу различной окраски: оксид хрома(III) Сr2О3 - зеленого, оксид кобальта(II) СоО - синего, оксид марганца(ИV) МnО2 - красновато-лилового и т. д. Стекло при повышении температуры постепенно размягчается и переходит в жидкое состояние. Обратный процесс также осуществляется постепенно - стеклянная масса загустевает по мере остывания. На этом свойстве стекла основывается формирование с него различных изделий. С помощью машин из стеклянной массы извлекают листовое стекло (рис. 11.4).

Из стекла изготавливают волокна и ткани для технических нужд. Освоен выпуск склокристалічних материалов - ситаллов, которые по сравнению со стеклом имеют большую прочность. Из них изготавливают электрические изоляторы, посуду и др. Цемент. Обычный силикатный цемент, или портландцемент,- зеленовато-серый порошок, который при смешивании с водой затвердевает на воздухе (или в воде), превращаясь в каменеподібну массу. Конечно его добывают прокаливанием (1 400-1 600°С) до спекания сырьевой смеси, состоит из известняка и глины.

Прокаливание осуществляется в специальных цилиндрических вращающихся печах. Испеченная зернистая масса, образуется, называется клинкером. Это - полуфабрикат. Клинкер с соответствующими добавками размалывают до тонкого порошка в шаровых мельницах и получают окончательный продукт.

В природе встречаются породы, которые содержат известняк и глину в соотношениях, необходимых для добывания портландцементу. их называют мергелями. Значительные залежи мергеля в районе Новороссийска; на их основе работают крупные цементные заводы.

Смесь сырья готовят и искусственным способом. Регулируя состав смеси, получают различные виды цемента - швидкотвердіючі, морозостойкие, коррозионностойкие и др.

Из смеси цемента, воды и наполнителей (песок, гравий, щебень, шлак) после их затвердевания получают искусственный камень - бетон. Смесь этих материалов до затвердевания называется бетонной смесью. При затвердевании цементное тесто связывает зерна заполнителей. Твердение происходит даже в воде. Бетон со стальной арматурой (внутренним каркасом) называется железобетоном. Бетон и залізобетони в значительных количествах идут на сооружение гидроэлектростанций, дорог, несущих конструкций зданий.

Разработаны и изготавливаются также бетоны, в которых в качестве вяжущего используются органические полимеры или полимеры вместе с цементом. Это так называемые пластобетони, имеющие особые свойства.

Рис. 11.4. Машина для вытягивания листового стекла:

1 - расплавленное стекло; 2 - лодочка; 3 - вальцы; 4 - стеклянная лента

Производство стекла, цемента и керамики относится к силикатной промышленности, которая перерабатывает природные соединения кремния.

 

1 Керамикой называют материалы и различные изделия, которые изготавливают из природных глин путем формования, сушки и выжигание. Это кирпич, облицовочные плитки, черепица, трубы, глиняная посуда, фарфоровые и фаянсовые изделия.

 

 

na-uroke.in.ua

К силикатной промышленности относят производство стекла, керамики и цемента.

Стекло – твердый аморфный прозрачный сплав, обычно получаемый при нагревании смесей силикатов или оксидов металлов с оксидом кремния. Нагревание производят в специальных плавильных печах. Свойства стекол зависят от состава шихты (смесь исходных веществ) и способа их изготовления. Смесь плавят в специальных печах, а затем формуют из нее изделия.

Обычное стекло (оконное, посуда) имеет состав Na2O∙СаО∙6SiО2. Сырье – сода, мел, кварцевый песок. Тугоплавкое стекло получают заменой соды на поташ (т.е. Na2O на К2О). А если заменить и СаО на PbO мы получим хрусталь. Химическое стекло, стойкое не только к смене температуры, но и агрессивным средам получают заменой части SiО2 на В2О3. Окраску стеклу придают оксиды металлов (Fe2O3 - коричневое, FeO – зеленое, CoO – синее) или сами металлы (Au).

Из стекла можно получать волокна (оптические волокна, стекловата, стеклоткани), а в сочетании с полимерами – т.н. стеклопластики. Опти́ческое волокно́ — нить из стекла, используемая для переноса света внутри себя посредством полного внутреннего отражения. Кабели на базе оптических волокон используются в волоконно-оптической связи, позволяющей передавать информацию на бо́льшие расстояния с более высокой скоростью передачи данных, чем в электронных средствах связи.

Вводя в процессе варки стекла специальные добавки, можно получить стеклокристаллические материалы – ситаллы. Ситаллы — стеклокристаллические материалы, полученные объёмной кристаллизацией стекол, и состоящие из одной или нескольких кристаллических фаз, равномерно распределённых в стекловидной фазе. Ситаллы обладают малой плотностью, высокой механической прочностью, особенно на сжатие, твердостью, жаропрочностью, термической стойкостью, химической устойчивостью и другими ценными свойствами. Ситаллы применяются для изготовления деталей, требующих прочности и термостойкости (подложки микросхем, корпуса приборов, химически стойкая аппаратура…

Керамикой называют материалы, изготавливаемые из огнеупорных веществ: глины с добавлением различных минеральных примесей: песка, карбидов и оксидов металлов. В зависимости от применения различают строительную, огнеупорную, химически стойкую, бытовую и техническую керамику. Строительная – это производство кирпича, черепицы, труб, кафеля. Огнеупорная – это производство футеровки (кирпичи, плитка) для доменных, сталеплавильных, стеклоплавильных печей. Химически стойкую керамику используют для химических реакторов. К бытовой относятся фарфоровые и фаянсовые изделия. Техническая применяется для изготовления подложек в микроэлектронике, изоляторов и конденсаторов в электротехнике, зажигательных свечей, термопар и т.д. Процесс изготовления керамики включает приготовление керамической массы, формование, сушка и обжиг по строго заданному режиму. Иногда керамические изделия покрывают глазурью – тонким слоем стекловидного материала. Для этого изделие покрывают слоем порошка из кварца и специальных добавок и подвергают повторному обжигу. Глазурь делает керамику водонепроницаемой и предохраняет от загрязнения.

Производство цемента. Обычный цемент (силикатный) получают обжигом смеси глины с известняком. Т.е. цемент - это смесь алюминатов и силикатов кальция. Эти смеси обычно готовят, но иногда встречается в природе известково-глинистая горная порода – мергель. При употреблении цемента как вяжущего материала его обычно смешивают с песком или другим наполнителем и (непосредственно перед использованием) добавляют воду. Такая смесь называется цементный раствор. Если добавить щебень или гравий получится бетон. Если при строительстве использовать железную арматуру получится железобетон.

cyberpedia.su

Конспект урока по химии на тему "Строительные материалы: стекло, цемент, бетон"

Конспект урока по химии на тему

"Строительные материалы: стекло, цемент, бетон"

Класс: 9

Цель урока: создать условия для осмысления блока новой учебной информации о важнейших строительных материалах, которые производит силикатная промышленность, рассмотреть химизм производства керамики, стекла, цемента, а также технологию и продукцию.

Задачи:

  1. Создать условия для систематизации и углубления представлений у обучающихся о значении кремния и его соединений в жизни человека.

  2. Способствовать развитию умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, картинками, компьютером.

  3. Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.

  4. Создать условия для развития наблюдательности, способности анализировать, 

делать выводы.

  1. Способствовать развитию интереса к изучению химии.

Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, учебник, карточки, компьютер, мультимедийная презентация, видеофрагменты.

Базовые термины и понятия: силикаты, алюмосиликаты, силикатная промышленность, керамика, стекло, цемент, бетон, фарфор, фаянс.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-лекция с применением ИКТ

Методы обучения: пояснительно-иллюстративные, наглядные, репродуктивные, частично поисковые, интерактивные.

Межпредметные связи: география, литература, художественная культура

Ход урока:

Посеянное на поле научном взойдёт на пользу народа.

                                                                                                           Д. И.Менделеев.

I. Организационный этап

Приветствие, создание рабочей обстановки в классе.

II. Мотивация учебной деятельности

На экране демонстрируются фотографии различных строительных материалов (разновидности стекла, бетон, цемент, изделия из керамики, исходные компоненты для изготовления строительных материалов, различные изделия с использованием строительных материалов). Вопросы учащимся:

Учащиеся высказывают свои предположения, после чего записывают тему урока в тетради.

III. Актуализация опорных знаний

Для установления уровня знаний по данной теме проводится групповая "мозговая атака", с использованием стратегии технологии развития и критического мышления "Ассоциативный куст".

Учащимся предлагается вспомнить все, что они знают о строительных материалах и их производстве. Они формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы на уроке. Совместно составляется цель урока.

Цель нашего урока – ознакомиться с силикатной промышленностью и основными видами строительных материалов; узнать виды сырья, используемые в силикатной промышленности; рассмотреть свойства, способы получения, основные области применения стекла, цемента и керамики.

IV. Изучение нового материала

1.      Понятие о силикатной промышленности

Силикатная промышленность – это производство различных строительных материалов, стекла и керамики из различных природных силикатов.

2.      Основные виды силикатной промышленности

В зависимости от химического состава, условий получения, свойств и применения силикатные изделия делятся на три группы: керамические, стеклянные и вяжущие.

3.      Производство стекла

Стеклянные тела – это твердые тела; переохлажденная жидкость с большой вязкостью.

Важные свойства стекла:

1)       не имеют определенной температуры плавления – при нагревании размягчаются, переходят в подвижную жидкость;

2)       высокая прозрачность;

3)       значительная механическая прочность;

4)       стойкость к химическим реагентам;

5)       низкая теплопроводность;

6)       хрупкость.

Сырье для производства стеклянных изделий – различные природные минералы, обязательно содержащие SiO2. Основное сырье: песок SiO2, известняк CaCO3, магнезит MgCO3, доломит MgCO3·CaCO3 сода Na2CO3, сульфат натрия Na2SO4, поташ K2CO3, свинцовый глет PbO, борная кислота Н3ВО3, бура Na2B4O7·10h3O и др. Вспомогательное сырье: глушители (SnO2, Ca3(PO4)2, тальк – для придания матовости), осветлители и др.

Стадии производства:

  1. Подготовка сырья – промывают, сушат, (речной песок – кварц предварительно промывают для удаления глины и оксидов железа)

  2. Составление шихты - дробят, размалывают, перемешивают

  3. Варка стекла – процесс расплавления шихты до образования однородной массы. Происходят сложные химические процессы. При 250ºС начинается реакция

MgCO3 + Na2CO3 → MgNa2(CO3)2

CaCO3 + Na2CO3 → CaNa2(CO3)2

Образующиеся двойные соли взаимодействуют с кварцевым песком:

MgNa2(CO3)2 + 2SiO2 → MgSiO3 + Na2SiO3 + 2CO2↑

CaNa2(CO3)2 + 2SiO2 → CaSiO3 + Na2SiO3 + 2CO2↑

Параллельно происходит:

MgCO3 + SiO2 → MgSiO3 + CO2↑

CaCO3 + SiO2 → CaSiO3 + CO2↑

В составе стекла они находятся в виде силикатов.

При температуре 750-900ºС разлагаются не вступившие в реакцию MgCO3 и CaCO3 , сода взаимодействует с песком, а избыток SiO2 растворяется в расплаве силикатов. При дальнейшем нагревании (1200-1500ºС) начинается процесс гомогенизации (выравнивание состава) за счет диффузии и удаление пузырьков газа (процесс осветления). Затем стекломасса идет на изготовление различных изделий.

  1. Формование изделия - применяют вытягивание (листовое оконное стекло, стеклянные палочки и трубочки), прокат (листовое стекло, зеркальное стекло), выдувание (химическая и тарная посуда, колбы для электроламп), прессование (банки, стаканы, изоляторы, пуговицы), отливку (архитектурные, художественные изделия, линзы очков, микроскопов, телескопов)

(просмотр видеофрагмента)

  1. Отжиг – снимают остаточные напряжения, которое возникает при охлаждении наружных слоев. Они сжимаются, а внутренние препятствуют этому и могут вызвать разрушение стекла.

  2. Обработка – механическая, термическая и химическая.

Виды стекла: оконное (Na2O·CaO·6SiO2), химическое (тугоплавкое К2O·CaO·6SiO2), хрусталь (K2O·PbO·6SiO2). кварцевое стекло (SiO2), пеностекло (добавляют газообразователи – кокс, сажа, известняк), ситаллы – стеклокристаллические материалы (высокая механическая прочность), стекловолокно, стеклопластики (стеклянное волокно + синтетические смолы).

Цветное стекло: зеленое стекло Cr2O3, сине-зеленое-стекло CuO, синее стекло CoO, красно-лиловое стекло MnO2.

4.      Производство керамики

Основным сырьем для производства керамики (от греч. «керамон» - глина) является глина. Изготовление этих изделий основано на свойстве глины при смешивании ее с небольшим количеством воды образовывать пластичную массу. Этой массе можно придать любую форму, которая сохраняется после высыхания и закрепляется посредством обжига при высокой температуре.

Образующая спекшаяся масса называется черепок. В зависимости от степени спекания могут образоваться изделия со спекшимся черепком и с пористым черепком.

К изделиям с пористым черепком относится строительный кирпич, фаянс, кафель, черепица, гончарные изделия.

К изделиям со спекшимся черепком относятся фарфор, тротуарные и облицовочные плиты.

5.      Производство строительных вяжущих материалов (цемента)

Строительные вяжущие материалы – это такие вещества, которые в тонкоизмельченном состоянии при смешивании с водой образуют пластичную массу и со временем затвердевают и приобретают камневидное состояние. Сюда относятся вяжущие материалы на основе гипса, цемент.

Известно несколько видов цемента: быстротвердеющий, расширяющийся, морозостойкий (добавляют хлорид кальция), жаропрочный, портландцемент.

Основное сырье: известняк и глина, содержащие оксид кремния (IV), маргелистые породы, а также различные добавки – шлак, бокситы и др.

Эти вещества размалывают и тщательно перемешивают, смесь обжигают в наклонных цилиндрических печах (длина – более 200 м, в поперечнике – 5 м).

Процесс затвердевания цементного теста объясняется тем, что входящие в состав алюминаты и силикаты реагируют с водой с образованием каменистой массы.

3СаО·SiO2 + nh3O·→ 3СаО·SiO2·2h3O + Cа(ОН)2 → + (n-3)h3O.

Бетон – смесь щебня и песка с цементом. Шлакобетон – смесь шлака с цементом. Железобетон – бетон и стальная арматура (заводские корпуса, плотины). Пластобетоны – цемент и органические полимеры. Шифер – цемент с асбестом.

V.             Закрепление знаний

  • Самостоятельная индивидуальная работа с электронными тестами

  • Мультимедийный кроссворд по теме "Кремний и его соединения" (взаимопроверка)

VI.             Подведение итогов уроков. Рефлексия

Выводы (формулируются вместе с учениками):

Силикатная промышленность – это производство различных строительных материалов, стекла и керамики из различных природных силикатов. Основным сырьем для производства являются соединения, содержащие SiO2: песок, глина (силикаты и алюмосиликаты).

Силикатные изделия применяют в строительстве, декоративном искусстве, из них изготавливают предметы быта, огнеупоры и др.

VII.    Домашнее задание

§14, № 6, стр. 114

infourok.ru

Конспект урока по химии на тему "Строительные материалы: цемент, бетон, керамика"

Тема урока. Строительные материалы: стекло, цемент, бетон, керамика, их использование

Цели: Образовательные: сформировать понятие о силикатной промышленности, изучить основы производства керамики, стекла, цемента, рассмотрев их историческое развитие состав, виды, практическом значении и применении; познакомить с предприятиями силикатной промышленности Донецкой области.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому наследию своего страны, бережного отношения к окружающей среде.

Развивающие: развивать умение работать с различными источниками информации, творческие способности, речь учащихся; развивать интерес к декоративно- прикладному искусству.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: семинар

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационный этап.

Тема сегодняшнего нашего урока, который пройдет в форме семинара: «Строительные материалы: стекло, цемент, бетон, керамика». (запись темы в тетради)

Сегодня нам предстоит познакомиться со строительными материалами, которые являются продуктами силикатной промышленности, изучить основы их производства и практическое применение и значение. Мы узнаем об истории зарождения отраслей силикатной промышленности и её развитии в настоящее время в Донецкой области.

III. Изучение нового материала

Какой корень в слове «силикатная»? Что такое «силикат»?

Из курса 8 класса мы знаем, что силикаты - это соли слабой, нерастворимой в воде силикатной кислоты h3SiO3.

Эти слова происходят от названия химического элемента «Силиций». Силиций входит в состав не только силикатов, но и других соединений. Он самый распространённый на Земле элемент, после Оксигена. К природным соединениям силиция относятся: полевой шпат, слюда, глина, асбест, тальк, драгоценные камни (изумруд, топаз, аквамарин).

Силикатная   промышленность  – это отрасль промышленности, занимающаяся переработкой соединений силиция.

Истоки силикатной промышленности лежат в глубокой древности, когда человек научился изготавливать простейшие орудия труда, позволявшие ему выжить в суровые времена. Первые орудия древние люди изготавливали из соединений силиция, состоящих из халцедона, кварца, опала. Позднее для этого стали использовать яшму, горный хрусталь, агаты, вулканическое стекло.

А что служит сырьём для современной силикатной промышленности?

Сырье силикатной промышленности: (Изобразили схему в тетради)

1. Природные соединения: глина Al2O3•2SiO2•2h3O, песок SiO2, известняк CaCO3, доломит MgCO3 • CaCO3.

2. Искусственно полученные вещества – сода Na2CO3; бура Na2B4O7•10h3O; натрий сульфат Na2SO4.

3. Отходы других отраслей промышленности - доменный шлак; нефелиновый шлам; сланцевая зола.

К силикатной промышленности относится производство керамики, стекла, цемента.

Готовясь к семинару, мы с вами заранее разбились на группы. Каждая группа получила задание изучить определенную отрасль силикатной промышленности. И сейчас группы предоставят результат своей работы.

По ходу выступлений групп, все учащиеся должны заполнить таблицу в тетради.

Отрасль силикатной    промышленности

Сырьё

Основные этапы производства

Основные продукты

Представить первую группу хочу строчками М.В.Ломоносова:

Пою перед тобой в восторге похвалу,Не камням дорогим, не злату, но Стеклу.

Презентация группы «Производство стекла»

Центром стекольной индустрии Донбасса десятилетиями считали Константиновку. Здесь действовали НИИ стекла, три стекольных завода, которые обеспечивали бывший Союз продукцией - от оборонного до бытового назначения. На «Автостекле», к примеру, изготовили рубиновые звёзды московского Кремля, саркофаг для Мавзолея Владимира Ленина и витражи для Кремлёвского Дворца съездов. Самолёты и корабли специалисты оснащали иллюминаторами, а окна высотных домов по всей стране сверкали их продукцией.

В настоящее время действует два предприятия:

  • завод «Стройстекло», который выпускает листовое стекло для новостроек страны, и широко экспортируют его для проведения выставок, оснащения галерей, просто для домашнего обихода.

  • Константиновский стекольный завод «Кристалл» (специализируется на производстве гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов), а также производит бутылочное тару для шампанского.  

Знаменитый итальянский архитектор Пьер Луиджи Нерви сказа : «Бетон - лучший из материалов, найденных человечеством»,

И он был прав. Оглянитесь вокруг, и вы увидите, что большинство домов в современном городе сделано из бетона. Мосты и тоннели, порты и плотины, дороги и подземные переходы, атомные электростанции и стартовые площадки для ракет - все они изготовлены из этого удивительного материала.

О производстве бетона и цемента расскажет вторая группа.

Презентация группы «Производство цемента»

В Донецкой области до недавнего времени работали три цементных завода. К сожалению, самый известный Краматорский завод «Пушка» в октябре 2015 года прекратил свою работу. А два завода в г.Амросиевка и г.Енакиево находятся на временно оккупированных территориях.

Поэтому сейчас нужды нашего региона в данной продукции обеспечивает цементный завод г.Балаклея Харьковской обл.

Одним из древнейших видов народного ремесла в Украине является гончарство, с которого и началось развитие керамического производства. 

О производстве керамики расскажет третья группа.

Презентация группы «Производство керамики»

5 февраля, в Славянском краеведческом музея открылась выставка, посвященная архитектуре и строительству города конца XIX – начала ХХ столетия. Среди экспонатов – кирпич, черепица, керамическая плитка и другие строительные материалы, найденные в Славянске на протяжении последних двадцати лет. На выставке представлено порядка 150-ти экспонатов. 

На многих кирпичах, представленных на выставке, сохранилось клеймо. В центре выставки – продукция славянского акционерного общества Дзевульский и Лянге, харьковского завода товарищества Бергенгейма и кирпично-черепичного завода М.И.Венгеровского. Кроме этого, экспонируются восьмигранные кирпичи, использовавшиеся в строительстве колон и трубы, служившие для обогрева помещений. Один из старейших экспонатов – трехсотлетний кирпич, найденный на месте «Торской крепости».

Любая промышленная деятельность воздействует на окружающую среду– используются энергия и ресурсы, многие из которых невозобновимые, негативно влияют выбросы и отходы от промышленной деятельности.

На заводах силикатной промышленности очаги запыления - барабаны для сушки угля и сырья, мельницы для угля, сырья и цемента, вращающиеся печи и транспортно-загрузочные устройства. Например, цементная пыль, которая попадает в воздух, оседает в легких, раздражает слизистую оболочку, появляется одышка, боли, кашель, т. к. кремнезем в дыхательных путях превращается в кремниевую кислоту. Это приводит к аллергическим заболеваниям, болезням дыхательных путей, в частности силикоз.

На современных предприятиях силикатной промышленности уделяется много внимания сохранению благоприятной экологической обстановки: используются технологии безотходного производства, устанавливаются фильтры и пылеуловители, соблюдаются условия безопасного труда работников.

IV. Первичное закрепление и систематизация знаний

1 вариант Беседа

Что такое силикатная промышленность?

Какие отрасли силикатной промышленности вы знаете?

Что является сырьем в производстве стекла? Цемента? Керамики?

О каких способах применения продукции предприятий силикатной промышленности вы узнали сегодня?

2 вариант

Что из материала сегодняшнего урока вам было знакомо ранее?

Что узнали новое?

V. Подведение итогов урока. (5 минут)

Заполнение оценочных листов (3 минуты)

Оцените участие каждого участника группы по предложенным критериям соответствующими баллами.

Хочу заметить, что в оценочном листе есть учительский балл за содержание и участие в презентации результата вашей работы.

За содержание получают

1 группа-

2 группа-

3 группа-

Замечания

Максимальный балл (3) за участие семинаре, на мой взгляд, заслужили:

VI. Домашнее задание.

Изучить §14, повт. §5-12

подг. к т.о. (тест стр.124-127)

infourok.ru


Смотрите также