Украина: Импорт и экспорт цемента и нерудных материалов за 2015 год. Украина экспорт цемент


Цемент на экспорт | Ports of Ukraine

Мы уже давно воспринимаем независимую Украину как металлургическую, сельскохозяйственную и космическую державу. Но она еще и строительная и морская. Как строительная она не может обойтись без цемента — главного элемента любой стройки, которому в ближайшие 100—150 лет вряд ли найдется замена, а как морская имеет все предпосылки для успешного экспорта цемента.Во-первых, в стране имеется богатейшая минерально-сырьевая база: на территории Украины повсеместно встречаются залежи известняковых пород и глины; почти все цементные предприятия Украины имеют известняковые (или меловые) и глиняные карьеры. А сырьевая база той же Западной Европы — ближайшего и наиболее перспективного рынка сбыта — практически исчерпана.Во-вторых, украинский цемент фактически не уступает мировым аналогам по качеству. «Мокрый» способ производства клинкера, применяемый на абсолютном большинстве украинских предприятий, позволяет добиться более качественного перемешивания сырьевых компонентов, следовательно, получить более качественный клинкер, а затем и цемент.Вопрос о качестве украинского цемента лежит в другой плоскости. Необходима организация системы контроля производства и сертификация качества цемента по международным стандартам EN-196, EN-197, ISO-9002. Такая аккредитация системы качества может стоить до 40000 USD. Процесс аккредитации включает в себя структурную и штатную реорганизацию внутрипроизводственной системы управления и контроля качества, а также сертификацию заводской лаборатории с приобретением всех необходимых материалов и оборудования. Кроме того, предприятие должно аккредитоваться в соответствующем министерстве одной из стран — участниц ЕС. Удобнее это делать в министерстве той страны, в которую вероятнее всего будет поставляться цемент. Если кто-то нацелен в своих планах экспорта, например, на Испанию, то у испанской фирмы-импортера будет гораздо меньше проблем, если украинское предприятие-экспортер прошло сертификацию министерства промышленности Испании. Даже такие страны, как Германия, Великобритания и США — лидеры не только в производстве самого цемента, но и в выпуске оборудования для производства цемента — были вынуждены отказаться от национальных систем стандартов DIN и BS в пользу международных. Это сняло необходимость подтверждающей сертификации качества при импорте цемента и оживило его внутриевропейские поставки.В-третьих, заводы в Украине имеют достаточные производственные мощности, которые в настоящее время простаивают. В конце 80-х годов в УССР ежегодно производилось около 20 млн т цемента. С начала 90-х уже в независимой Украине выпуск и потребление резко снизились и в 2000 году составили 5 млн т. Далее отмечался рост производства, который в 2003 году составил 9 млн т в год.Из-за такого медленного роста простаивает до 60 % производственных мощностей. Причем в зимнее время выпуск продукции останавливается практически полностью. А при такой работе условно-постоянные затраты и амортизационные отчисления значительно увеличивают себестоимость и отпускную цену цемента.В-четвертых, на украинском черноморском побережье имеются свободные площадки под перспективное строительство цементных терминалов в портах Ильичевск, Южный, в районе Донузлава. Наиболее перспективным и удобным является Южный. Это порт глубоководный, с развитой инфраструктурой и инженерно-транспортными коммуникациями и наименее удаленный от основных цементных заводов Украины. Нельзя сбрасывать со счетов и речные порты Днепропетровск и Запорожье. С целью уменьшения затрат на железнодорожный транспорт реально организовать комбинированную перевозку цемента речным и железнодорожным транспортом.Наконец, мировой и европейский спрос на цемент постоянно растет. Урбанизация городов, постоянный рост объемов гражданского, промышленного и гидротехнического строительства, а особенно строительство новых автодорог и аэропортов привело к тому, что цементная промышленность развитых стран не удовлетворяет растущий спрос.Рассмотрим положение дел в Германии — «законодательнице мод» в производстве цемента и производстве оборудования для выпуска цемента. Транснациональные концерны, имеющие немецкие корни, известны всему миру. «Holcim», «Heidelberger», «Dyckerholf», «IBAU-Hamburg», «M o llers», «Krupp». Ни одно новое техническое решение не проходит мимо этих фирм. Зимний спад потребления цемента составляет в Германии всего 40 % из-за широчайшего использования самых современных технологий строительства. Германия и экспортирует, и импортирует цемент. При этом ее сальдо является импортным в размере от 30 до 40 млн т цемента ежегодно. Таким образом, Германия может с лихвой загрузить простаивающие мощности украинских производителей.В странах Средиземноморья — наиболее вероятном рынке сбыта — уровень сезонного спада потребления еще меньше. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока, не уступая Западной Европе в объемах гражданского и промышленного строительства, являются потенциальными потребителями специальных тампонажных цементов для буровых скважин.Чего же не хватает для масштабного экспорта украинского цемента? Прежде всего — специализированного цементного морского терминала. Почему же его до сих пор не построили, и зачем он вообще нужен? Нужен он потому, что более 80 % цемента в США, Канаде, странах Западной Европы транспортируется и потребляется навалом. Таков уровень развития строительной техники. И Украине, если мы хотим экспортировать цемент, необходимо отгружать его навалом.Весь мир работает по накатанным схемам и технологиям экспортной перевалки цемента многие десятилетия. А в справочниках по цементной промышленности, изданных в СССР, информации о перевалке цемента нет. Цементная промышленность СССР едва справлялась с удовлетворением внутренней потребности, уже не говоря об экспорте.Мне пришлось прибегнуть к помощи интернета и самому авторитетному периодическому изданию — английскому журналу «International Cement Review».В результате анализа получили, что в зависимости от годовой мощности терминалы могут быть следующие:1. Мощностью до 200 тыс. т в год — небольшие речные и морские терминалы с перевалкой по прямому методу с помощью мобильных цементовозов или небольших пневмовакуумных установок.2. Мощностью от 200 до 500 тыс. т в год — в основном плавучие цементные терминалы. При этом необходимо строительство береговой станции разгрузки вагонов и автомобилей-цементовозов.3. Мощностью от 500 тыс. т в год и выше — стационарные береговые цементные терминалы. Комплекс обычно включает в себя не менее двух вертикальных складов-силосов, приемную станцию выгрузки вагонов с вертикальным ковшевым элеватором. Кроме того, станция выгрузки вагонов должна быть снабжена измерительно-весовой аппаратурой регистрации и учета веса вагонов. Загрузка в суда осуществляется с помощью пневматических, пневмовинтовых насосов либо конвейерным транспортом.Схема перевалки с использованием конвейерного транспорта является наименее энергоемкой, а удельный расход на перегрузку одной тонны цемента по схеме «вагон — склад — судно» составит от 1,5 до 2,5 кВт/ч. Однако чаще применяется комбинирование конвейерного и пневматического транспорта. Это позволяет аэрировать цемент, не давая ему слеживаться, и разбивать комья. В свою очередь, применение конвейерного транспорта позволяет уменьшить мощность компрессорной станции, что снижает уровень запыленности перевалки и общие эксплуатационные расходы.По соотношению «производительность/капитальные затраты/себестоимость перевалки» стационарные цементные терминалы являются самыми выгодными. В последнее десятилетие в Юго-Восточной Азии наблюдается тенденция строительства терминалов с мощностью от 3 млн т цемента в год. На таких терминалах может одновременно грузиться до пяти судов класса «панамакс».Итак, цементный терминал. Каковы же должны быть его приемная и отгрузочная мощность, цена перевалки цемента и капитальные затраты, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов и трейдеров?Во многих статьях на эту тему авторы указывали стоимость терминала мощностью 1 млн т цемента в год на уровне 10—12 млн USD, а для терминалов меньшей мощности, соответственно, меньшие суммы. Взглянув на зарубежные цементные терминалы или успешно функционирующие украинские терминалы по перевалке химических удобрений, авторы полагали, что такие же комплексы будут переваливать и цемент. Не будут. Тонна карбамида в два раза дороже тонны цемента. Плюс цена перевалки должна находиться на уровне 5—10 % стоимости цемента на внутреннем украинском рынке. Значит, разумная и привлекательная цена за перевалку одной тонны цемента должна составлять до 5 USD. Учитывая это, величина амортизационных отчислений в структуре себестоимости перевалки должна составлять 1,5—2,5 USD.Второй важный момент — это определение мощности терминала. Как показали сравнительные расчеты, себестоимость перевалки тонны цемента через терминал мощностью 1 млн т в год составит около 4,5 USD из-за высокого уровня условно-постоянных расходов, в первую очередь амортизации инженерно-транспортных коммуникаций и гидротехнических сооружений. Для уменьшения себестоимости с 4,5 до 2,5 USD, учитывая возможности цементной промышленности легко дать дополнительные объемы цемента, необходимо, чтобы плановая мощность терминала составляла не менее 3 млн т в год цемента навалом и 1 млн т цемента в таре.Таким образом, ежегодные амортизационные отчисления должны составлять 6 млн USD. При норме 10 % годовых сумма капитальных затрат составит 60 млн USD, что для такого комплекса вполне реальная цифра. Норма амортизации в 10 % годовых может показаться низкой, как следствие — высокий уровень базы налогообложения прибыли. Инвесторы захотят возвратить свои средства в течение 4—5 лет, но дополнительный доллар можно заработать на продаже цемента, а это дополнительные 20 % валовых доходов. Вероятнее всего, поставки оборудования будут проводиться по схеме лизинга с оплатой в течение 4—5 лет под 10 % в год. Вполне реальный уровень расходов, доходов и прибыли. Теперь получили и обосновали цифру — 60 млн USD. Мощности комплекса можно вводить поэтапно за счет уже начавшейся деятельности. Так, комплекс тарировки можно купить за счет прибыли, полученной от перевалки навального цемента.Значит, можно и нужно построить полноценный терминал с заданными техническими параметрами, но укомплектованный основным оборудованием производства Украины. Возможно, на первых порах придется отказаться от дорогостоящих систем автоматизации управления процессами перегрузки. Но в течение двух лет работы за счет полученной прибыли реально приобрести все необходимое оборудование, которое можно будет не стесняясь показать иностранцам, привыкшим к тому, что цементные заводы и терминалы полностью управляются из одной-единственной комнаты — главной диспетчерской.Особый вопрос — усиление комплекса аспирации (очистки) воздуха рабочего пространства складов и передаточных механизмов. Хотя цемент по своему техногенному воздействию на окружающую среду гораздо безопаснее, чем о нем принято думать, но из-за того, что к требованиям по охране воздушной среды и земли добавляются требования по охране водной среды, герметизация стыков должна выполняться с особой тщательностью, а фильтры аспирации усилены.Поскольку небольшой спрос на цемент в мешках, упакованный в термоусадочную полиэтиленовую пленку (лингербеги) все же есть, то под конкретные контракты можно закупить и установить оборудование для такой упаковки. Но следует помнить, что промышленные предприятия бывшего СССР такие упаковочные линии не выпускали и закупать их придется за рубежом (фирмы-производители «Baymer», «Mollers», «Ventomatic»).Заглянем в долгосрочные планы развития нашего терминала. Авторы статьи «Для экспорта цемента», напечатанной в журнале «Порты Украины» № 2 за 2001 год, высказали мнение, что на причальном комплексе должно быть установлено оборудование помола клинкера. На наш взгляд, транспортники должны оставаться транспортниками, а производители — производителями. Если предприятие всерьез занимается транспортировкой цемента, то нужно развивать транспортную цепочку дальше. Надо организовывать работу по доставке цемента на условиях SIF или CFR до порта выгрузки. Закупать суда на условиях лизинга или фрахтовать в тайм-чартер, то есть создавать полноценное транспортное предприятие, лозунгом которого должно стать «Цемент от порта до порта». А уже дальше строить новые терминалы или модернизировать действующий путем сооружения новых складских и отгрузочных мощностей и помольного отделения.Что же получат участники этого проекта? Производители цемента получат дополнительные средства, чтобы произвести ремонт оборудования, внедрить новые технологии (особенно важны энергосберегающие технологии), закупить новую технику, увеличить зарплату работников. Сегодня в себестоимости цемента условно-постоянные расходы и амортизация основных фондов в сумме составляют 10—20 %. При полной загрузке цементного предприятия становится реальным снижение себестоимости, а значит, и цены. Следовательно, есть перспектива небольшого снижения стоимости жилья и стоимости промышленных сооружений. Порты получат новое направление работы и новые грузы.В заключение заметим, что будем рады выслушать отзывы на эту статью, так как очень надеемся, что будущее Украины — морской и строительной державы — волнует не только нас.

portsukraine.com

Беларусь вытесняет украинских производителей цемента с отечественного рынка

Осенью 2016 года я отмечал, что одним из интересных моментов в торговле Беларуси в с Украиной является снятие барьеров на экспорт цемента. Некоторые украинские коллеги не верили, указывая на то, что страна сама имеет избыточные объёмы производства. Первые 6 месяцев 2017 года позволяют подвести промежуточные итоги — увы, неприятные для украинского производителя.

Немного цифр или стартовые позиции

В Украине произведено за 2016 год 9,1 миллиона тонн цемента при оценке ёмкости рынка в 8,95 млн тонн.

В Беларуси за этот же период 4,5 миллионов тонн, при оценке ёмкости внутреннего рынка в 3,1-3,2 миллиона тонн. Максимально потребление может вырасти при росте экономики и объёмах строительства (в том числе бетонных автодорог) до тех же 4,5 млн тонн (показатели Беларуси 2014 года).

В 2010-2013 годам Беларусь импортировала значительную часть цемента – например, из Украины (от 150 до 200 тысяч тонн в год). В 2012-14 годах с привлечением китайских кредитных средств и инвестиций были построены:

  • новая технологическая линия на ОАО «Красносельскстройматериалы» мощностью 1,8 млн тонн цемента в год (Кредитная линия правительства КНР)
  • две новые линии по производству цемента в Кричеве и Костюковичах мощностью по 1,8 млн тонн в год каждая (строительство веда китайская CITIC Construction, которой и принадлежит доля в новых заводах)

За три года производственные мощности беларуской цементной отрасли приросли как минимум на 5,4 млн тонн в год и достигли показателя в районе 10 млн тонн в год. Возникает вопрос продажи продукции, поскольку внутренний рынок слишком мал для такого объёма.

Традиционный покупатель беларуского цемента – Российская Федерация. Экспорт в эту страну вырос в 2 раза по сравнению с 2011 годом (до 1,59 млн тонн), но даже эти показатели уже малы для беларуских производителей цемента. Кроме того, РФ уже не воспринимается Минском как надёжный партнёр на фоне экономического кризиса в самой России и торговых войн, которые любит вести Кремль.

Кризис 2014 года подорвал позиции беларуских экспортёров в результате чего все три завода уже по состоянию на середину 2014 года имели просроченную задолженность перед китайским Эксимбанком. Внутренний рынок в качестве «спасательного круга» для отрасли не подходил: по состоянию на 2015 год потребление цемента «на душу населения» итак в 2 раза превышало показатели Украины и России – поэтому возможности роста (учитывая спад экономики) были призрачны.

Зачем Беларуси украинский рынок?

Таким образом Беларусь стояла перед необходимостью поиска новых рынков сбыта для цементной отрасли. Альтернатива – остановка части собственного производства, увольнение персонала и прочие неприятности. Самое главное: возникал риск уменьшения уровня китайской кредитной и инвестиционной поддержки, при том, что именно КНР рассматривается беларуским правительством как один из ключевых партнёров для реформирования и развития экономики. К тому же беларуский Совмин ещё 5 лет назад заявил о необходимости уменьшения зависимости от рынка РФ. А в программе действий на 2016-2020 годы напрямую написана цель сбалансировать внешнюю торговлю по принципу трёх частей (страны ЕАЭС – ЕС – «иные государства»).

Украина в данном случае является удобным внешнеторговым партнёром, учитывая ёмкость рынка и географическую близость. Тем более, что в стране ведутся разговоры о строительстве бетонных дорог (которые, увы, пока не стали реальностью). Однако, Киев проводил политику защиты своего потребителя и даже вводил ограничения по импорту данной товарной группы из Беларуси.

Официальный Минск вначале пытался играть на противоречиях между владельцами различных заводов и использовать схемы, отработанные при поставках нефтепродуктов. Таким образом в 2013 году в Украину были проданы 11,9 тысяч тонн (на сумму 0,99 млн долларов) во второй половине 2013 года. Благодаря более современному (менее энергозатратному) производству и дешёвым энергоносителям беларуские экспортёры были в состоянии конкурировать по ценам с национальными производителями на рынках сопредельных стран.

Но Украина сама производила достаточно цемента и после 2014 года правительство страны предприняло ряд заградительных мер по защите своего потребителя. Патовая ситуация: в обоих государствах наблюдается перепроизводство, ёмкость внутреннего рынка падает по обе стороны государственной границы.

Прорыв в поставках или «циничный бизнес»

Решение нашлось само собой: благодаря самим украинским партнёрам. В 2015-16 годах «благодаря» поставкам нескольких партий, возможно контрафактного, цемента у потребителей появились претензии по качеству. Это дало основание для отмены сертификатов на серийное производство и перехода к сертификации каждой партии. Стоит отметить, что проблема контрафакта или нарушения маркировки цемента подтверждается исследованиями и на внутреннем рынке страны. Это, в том числе, наносит вред добропорядочным производителям.

Мера, предпринятая беларуской стороной ограничила возможности поставок из Украины. Что касается экспорта в Украину, то тут «помог», в том числе, кризис, связанный с возвратом беларуского «Боинга» в Жуляны. Осенью 2016 года я отмечал, что Беларусь пойдёт до конца в кризисе, пытаясь получить дополнительные бонусы. Так и произошло: возможно, благодаря в том числе «самолёту» как и интересу Киева по другим направлениям во время заседания межправительственной комиссии была достигнута договорённость о снятии барьеров на поставки беларуского цемента в Украину. В ноябре я писал на этот счёт «здравствуй, беларуский демпинг» — так и произошло – Беларусь наращивает «цементный экспорт», а украинские производители говорят о возможном закрытии производств. Руководитель ассоциации «Укрцемент» в интервью агентству «Интерфакс-Украина» в июле 2017 заявил: «З такими темпами імпорту цементу з Білорусі найгіршим варіантом може бути зупинка одного-двох заводів на території України або вихід з ринку однієї з іноземних компаній».

Можно было бы воспринять слова господина Качура за преувеличение, если бы не данные самого «Укрцемента». Так, по результатам 2016 года (без беларуского импорта) предприятия ассоциации демонстрировали далеко не лучшие показатели, часть оставалась «в минусах»:

Параллели с ситуацией на нефтяном рынке 2007-2010 более чем очевидны. На начало «нефтяной экспансии беларусов» в Украине работало 7 НПЗ, часть из которых не могла похвастать глубиной переработки сырья. В 2017 осталось два, и то благодаря наличию поставок украинской нефти. Доля беларусов на розничном рынке составляет около 60% по бензинам и около 45% по дизельному топливу, а если оценивать экспорт, то 88,7% импортного топлива приходится на северную соседку. Выход беларуских НПЗ на украинский рынок сопровождался ценовыми войнами и игре на противоречиях владельцев НПЗ. Не обходили беларусы стороной и «коррупционную составляющую» — разница в оценке объёмов беларуского экспорта по данным «Укрстат» и «Белстат» достигала в 2013 году цифры 640 млн долларов в год – это объёмы серых поставок и откровенной контрабанды.

Имея современные (построенные или реконструированные в 2012-14 годах) заводы с относительно низкой энергозатратностью и имея доступ к дешёвому сырью, Беларусь может себе позволить демпинговать на рынке на протяжении нескольких лет. Украинские производители цемента, имея «минус» в графе «годовая прибыль», такой роскоши себе позволить не могут. Что мы наблюдаем уже сегодня — за первые 5 месяцев 2017 года Республика Беларусь продала Украине более 137,858 тысяч тонн цемента. Годовой показатель (учитывая рост объёмов поставок) составит не менее 300 тысяч тонн. То есть Беларусь за один год работы «откусит» от 3% до 4% украинского рынка цемента. Это оптимистическая оценка, которая не учитывает ухудшение показателей украинских производителей, связанную с потерей экспорта (украинский экспорт в Беларусь упал со 172 тысяч тонн в 2015 до 11 тыс тонн за 5 месяцев 2017 года), потерей внутреннего рынка и ценовыми войнами.

Для иллюстрации даю график торговли данным типом товаров за 2010-2017 годы:

Что с этим делать?

Украинское правительство имеет два варианта действий в такой ситуации:

1. Работать методом запретов и торговых барьеров. Однако такой подход противоречит выбранной Киевом тактике вовлечения Беларуси в свою орбиту через экономику, предлагая рынок и совместный заработок на масштабных инфраструктурных проектах. Кроме того, беларуская сторона оперативно ликвидировала «слабое место» в торговле цементом: после заявлений в прессе о ненадлежащем качестве поставляемой продукции, была проведена работа по сертификации серийного производства. О том, что процесс близок к завершению сообщило государственное информационное агентство БЕЛТА. Впрочем, это не означает, что Украина должна будет убить свой рынок ради прекрасных отношений с Беларусью. Во всяком случае, Беларусь жестко защищает свой рынок, потому Украина имеет все основания поступать точно так же.

2. Расширять собственный рынок путём реализации масштабных инфраструктурных проектов. В частности перейти от разговоров к делу в вопросе создания сети бетонных дорог. Даже один этот подход сможет увеличить спрос на цемент, арматуру до объёмов, при которых украинские производители смогут нарастить объёмы производства даже на фоне роста импорта.  Кстати, бетонные дороги — не новый приём для оживления экономики. Помимо известных примеров строительства бетонных дорог в США или в Австрии, можно вспомнить ту же Беларусь, где благодаря бетонной МКАД-2 Лукашенко позволил удержаться на плаву своим цементным заводам на фоне обвала рынка. А сейчас бетонная технология планируется к примерению на дорогах регионального и местного значения.

Это прямая выгода не только производителям цемента, но существенный рывок в развитии транспортной инфраструктуры Украины, о чем не раз говорил руководитель программы «Інфраструктура майбутнього» в Украинскогом Институте Будущего Владимир Шульмейстер.

Для реализации такой стратегии:

Во-первых, нужно будет решить вопрос с контрафактом, который, кроме прямых потерь для добропорядочных производителей подрывает доверие к украинскому цементу как товару;

Во-вторых, понять откуда взять деньги на финансирование таких проектов. Пожалуй, это ключевое. А с деньгами в украинском бюджете, как известно, нынче туго.

 

Какой из вариантов действий выберет Кабинет Министров Украины покажет ближайшее будущее. Если Украина все пустит на самотек, то цементная отрасль страны может повторить судьбу нефтепереработки.

hvylya.net

Украину наводняет некачественный импортный цемент / Украинский бизнес ресурс UBR.ua

Украинские производители цемента не нарадуются — продажи их товара стабильно растут, что связано с увеличением темпов строительства в стране.

«Даже в ООН как основной индикатор измерения уровня экономического развития стран взяли такой показатель как производство цемента на душу населения. Если он высок — это значит, что строится инфраструктура, жилье и страна успешно развивается», — рассказал глава ассоциации производителей цемента «Укрцемент» Павел Качур.

Впрочем, растущий рынок привлекает не только добросовестных производителей и продавцов. Эксперты предупреждают: сейчас существуют риски массового импорта в Украину белорусского и китайского цемента не лучшего качества.

Есть куда расти

По данным Европейской экономической комиссии ООН, в ежегодном производстве цемента на душу населения Украина находится на предпоследнем месте в Европе с показателем 206 кг. Для сравнения: в Польше он составляет 489 кг, в Германии — 342 кг.

«Ниже только Великобритания (194 кг/чел), да и то потому, что там традиционно больше строят из других материалов — камня, кирпича, металла, стекла. А бетонных конструкций не так много», — рассказала руководитель сектора строительства Офиса эффективного регулирования Елена Шуляк.

Зато по стоимости строительных работ Великобритания также значительно опережает Украину — 1,8 тыс. евро/чел. Каждый год наша страна тратит на строительство разных объектов (в пересчете на одного гражданина) почти 44 евро. В то же время Польша — по 944 евро, а Германия — почти 2,7 тыс. евро.

В прошлом году ситуация начала меняться. По данным ассоциации «Укрцемент», впервые за несколько последних лет в 2016 году строительная отрасль показала рост на 17,5%. В первом квартале 2017-го этот тренд укрепился и объемы строительства выросли еще на 19%.

«Это связано в первую очередь со строительством жилья в городах-миллионниках. Но мы ожидаем, что в ближайшие несколько лет активируется не только жилищное строительство или сооружение ТРЦ, но и создание объектов дорожной инфраструктуры, промышленных объектов и т.п.», — рассказал исполнительный директор ассоциации «Укрцемент» Роман Скильский.

Вслед за рынком строительства ожило и производство цемента. В прошлом году впервые с 2011 года отрасль стала расти. Только члены ассоциации «Укрцемент» (95% рынка) нарастили производство на 5,6%. Остальные компании увеличили свои показатели на 6,5%. Попутно участники рынка совершенствовали свое производство. Важный индикатор внедрения инноваций в отрасль – способ производства цемента. Есть сухой и мокрый. Мокрый имеет свои преимущества, но он более затратный, поэтому предприятия пытаются переходить на сухой метод производства.

За 2015-2016 гг. производство сухим способом выросло на 12% и теперь 78% продукции выпускается по более экономному варианту. А раньше было 50/50.

«Раньше в СССР хорошим цементом считался М 200, а работу с ним можно было вести только с ранней весны до глубокой осени. Сейчас в Украине производится много современных марок и стройки не останавливаются круглый год», — рассказал глава совета директоров Конфедерации строителей Украины Александр Ротов.

Незадействованный потенциал действующих печей для обжига клинкера цементники оценивают в 11,5%, которые можно прибавить к ныне производимым 9 млн тонн. А если запустить простаивающие печи (сейчас работает 9 из 27), то производство можно сразу нарастить на 47,5%.

Британский аналитик цементной индустрии Ясин Туари считает, что через тридцать лет, к 2050 году Украина может увеличить производство цемента на 90%.

«Это может случится и раньше. Но для этого вам необходимо найти деньги для финансирования масштабных строительных проектов. Пути здесь всего два: либо повышать налоги, либо привлекать инвестиции», — считает Туари.

Угрожающий импорт

Однако развитию рынка может помешать наплыв импортного продукта.

В СНГ крупнейшие производители цемента — РФ, Беларусь, Украина и Казахстан. Кроме Беларуси, все страны имеют примерный паритет по производству и потреблению цемента. Украина производит 9,09 млн т и потребляет 9,45 млн т.

«Сейчас рынок сбалансирован. Нехватку цемента мы компенсируем из Беларуси», — рассказал Ротов.

Беларусь же производит 4,65 млн т и 3,41 т потребляет. То есть, имеет резерв порядка 1,2 млн т. который она пытается реализовать в Прибалтику и в Европу. Однако львиную долю своего продукта Беларусь отправляет в Россию.

«Есть серьезные опасения, что значительные объемы этого экспорта перетекут на украинский рынок. РФ сократила импорт цемента почти на 44%. Потому растут поставки в Украину», — отметил Роман Скильский.

По его словам, в прошлом году украинский экспорт сократился на 40%, а импорт вырос на 41%. В сравнении с общим производством прирост импорта пока невелик — всего 0,45%, но, по мнению представителей отрасли, опасен сам тренд.

«Есть две критические угрозы для украинского рынка цемента — фальсификация и импорт. Если удастся переломить ситуацию с фальсификацией, то мы получим рост фасованного цемента на 50-57%. По данным компании Gfk, это примерно 20-25% всего рынка», — уточнил Скильский.

Павел Качур говорит, что опасен не сам импорт, а поставки некачественного товара.

«Беларусь пока блокирует выдачу долговременных сертификатов на украинский цемент. В то же время нами уже выявлено 3 поддельных сертификата соответствия на белорусский продукт, которые МЭРТ уже отменил. Однако один из сертификационных центров снова выдает сертификаты с нарушениями, что исключает возможность случайной ошибки», — рассказал Павел Качур.

Судя по предложениям украинских торговцев, цены на фасованный белорусский цемент колеблются в тех же диапазонах, что и на отечественный продукт: 1900-2300 грн/т при цене украинского в 1800-2200 грн/т (марка М 500).

Однако изменение условий работы наших предприятий, например, повышение железнодорожных тарифов на 22%, как хочет «Укрзализныця», может нарушить этот баланс.

В среднесрочной перспективе есть риск увеличения экспортных поставок цемента из Китая. Как известно, эта страна сейчас переживает замедление своей экономики, и эксперты не исключают, что, как и Беларусь, КНР начнет вывозить излишки продукции за границу.

«В этом году такой поворот событий маловероятен, однако если это случится, то Китай может изменить всю картину поставок цемента для многих стран мира», — говорит Ясин Туари.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

ubr.ua

экспорт отечественного цемента будет сокращаться, производители делают ставку на внутренний рынок (часть 1)

Эксклюзивное интервью исполнительного директора ассоциации производителей цемента "Укрцемент" Романа Скильского агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: С 1 июля в действие вступили новые, идентичные европейским, нормы цементной отрасли. Над их разработкой работала, в частности, и ваша ассоциация. Однако для выхода на европейский рынок наших предприятий, в Украине еще должна появиться лаборатория для проверки качества цемента. Когда и за чьи деньги она будет создана?

Ответ: Если бы уже было принято решение о создании лаборатории и определены пути финансирования, думаю, в течение года проблему можно было бы решить. Однако пока решения нет, мы проговариваем с компаниями-участницами Ассоциации, каким образом это сделать.

Можно финансировать за счет участников Ассоциации создание новой лаборатории – это около EUR1,5-2 млн. Можно выводить заводскую – это меньше денег, но больше согласований, плюс вопросы, связанные с конфликтом интересов. Или ждать пока такую лабораторию создаст государство – самый маловероятный путь. Можно также работать с другими отраслями, например, строительной, и создавать лабораторию не только цементную, а по всем стройматериалам. Но и это – не короткий путь, поскольку там еще больше неопределенности.

Вопрос: Но создание лаборатории по всем стройматериалам могло бы удешевить процесс?

Ответ: Да, это было бы существенно дешевле. По сути, мы бы распределили затраты по всей строительной отрасли, а здесь больше компаний и заводов. Такая лаборатория была бы дороже по оборудованию, но дешевле для отдельной отрасли, в частности, нашей. После того, как лаборатория будет создана, нотифицирована, мы сможем делать CE-маркировку, и как результат – использовать преимущества Зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. Одно из наших предприятий уже экспортирует в Польшу, Венгрию и Румынию. Но при этом им приходится осуществлять сертификацию каждой отдельной партии. Они это делают либо в европейской лаборатории, либо приглашают сюда специалистов и сертифицируют здесь. И лишь потом получают право на экспорт.

Вопрос: По данным за 2015 год суммарные мощности предприятий в составе Ассоциации "Укрцемент" были загружены, примерно, на 60% максимального потенциала. Планируется ли переформатирование неиспользуемых мощностей под другую продукцию или целесообразнее их законсервировать?

Ответ: Не думаю, что будет целесообразно их переформатировать, так как технологический процесс производства цемента довольно специфичный, и для любого завода-производителя такое переформатирование – крайне сложный проект. Кроме того, по результатам пяти месяцев отмечается рост в строительной отрасли и производстве цемента, и мы ожидаем, что за несколько лет Украина значительную часть этих резервов будет использовать.

Вопрос: То есть, по вашим оценкам, уже ощущается оживление экономики в стране?

Ответ: Оживление отмечается в строительной отрасли, и как результат – в спросе на цемент. За пять месяцев заводы отрасли произвели 3 млн 190 тыс. тонн цемента. Это рост на 10,5%. Если исходить из сезонности производства, в условиях нормально работающей отрасли, то в первые пять месяцев года отрасль производит приблизительно треть цемента. Далее производство наращивается до октября, после чего – идет на спад. Учитывая рост, который отрасль показала за пять месяцев текущего года – если это действительно тенденция отражающая оживление в строительной отрасли, то к концу года цементная отрасль может произвести более 9 млн тонн цемента – это более 10% роста. При этом ранее планировался рост на 2%. С другой стороны – слишком мала база для сравнения, и даже при таком росте первой половины года мы остаемся страной с самым низким показателем потребления цемента на душу населения в Европе. Кроме того, есть и другие факторы неопределенности – Brexit, глобальные, европейские и внутриукраинские экономические вызовы, поэтому об экономическом росте как устойчивой тенденции говорить рано.

Вопрос: В прошлом году основными экспортными рынками для украинского цемента стали Беларусь, Молдова, Венгрия и Румыния. При этом доля экспорта в суммарном объеме производства украинского цемента составляла 4,7%. Какая ситуация отмечается в этом году?

Ответ: По результатам первого квартала 2016 года экспорт цемента составил 62,7 тыс. тонн, а это на 71% больше, чем за такой же период в прошлом году. Однако в общем производстве (1 млн 529 тыс. тонн цемента) доля экспорта составила 4,1%.

Тенденция была бы к увеличению экспорта, если бы не произошли две вещи. Во-первых, Молдова с 13 мая ввела квотирование нескольких видов промышленной продукции, в том числе цемента. Квоты практически очень низкие, и совсем не отражают потенциал украинского экспорта в Молдову. В прошлом году мы экспортировали в эту страну около 140 тыс. тонн цемента. Сейчас квоты на уровне 500 тонн, то есть ничего.

Во-вторых, Беларусь досрочно приостановила действие сертификатов соответствия на серийное производство украинского цемента (на три года) и ввела сертификацию партий цемента. Этому есть объективные причины. Если посмотреть на их баланс импорта-экспорта, то Украина, конечно, больше экспортирует, чем ввозит, и Беларусь это беспокоит.

Вопрос: То есть Беларусь принимает меры по защите собственного цементного производства?

Ответ: Они защищают свой рынок, но с другой стороны, они всячески пытаются добиться отмены Украиной технических ограничений для получения полного доступа на украинский рынок в условиях значительного перепроизводства внутри страны, и это реальная угроза для нашей отрасли. Но, так или иначе, сертификация каждой партии цемента в Беларусь сейчас делает идею экспорта бессмысленной, так как это занимает время до месяца, а цемент не тот продукт, который может так долго ждать сертификации. Как результат – мы ожидаем существенного сокращения экспорта в Беларусь и Молдову. Это были крупнейшие рынки экспорта для Украины. А с учетом увеличения импорта клинкера из России, мы к концу года, к сожалению, будем видеть отрицательное влияние на общий экспортно-импортный баланс Украины по товарной группе 2523 (разные виды цемента и клинкера).

Вопрос: Другими рынками сбыта можно заменить утрату рынка Беларуси и Молдовы?

Ответ: По объемам (экспорта) европейским рынком мы пока не сможем заменить. Во всяком случае, пока не появится лаборатория, и украинские предприятия смогут экспортировать, имея CE-маркировку. С другой стороны, реализация цемента – это, в значительной мере, внутренний рынок, собственно говоря, как и во всем мире. То есть 4,7% - это был неплохой показатель экспорта. Но у нас, он, к сожалению, будет уменьшаться.

Вопрос: То есть цементники сейчас делают ставку на внутренний рынок?

Ответ: Да, мы будем развиваться за счет внутреннего рынка, а экспорт будет сокращаться, если ничего не изменится. Например, Молдова, уже обещает снять ограничения в конце текущего года, или с начала следующего. Но пока неизвестно, произойдет это, или нет. В любом случае, Украине следует готовиться расти за счет подъема экономики, в первую очередь, увеличения объемов строительных работ.

Вопрос: Цементники сейчас возлагают большую надежду на строительство бетонных дорог. Получила ли поддержку власти предлагаемая ассоциацией "Укрцемент" идея строительства цементно-бетонных дорог?

Ответ: Формально строительство бетонных дорог в стране поддерживают все, в том числе "Укравтодор" и Мининфраструктуры, ввиду очевидных преимуществ и позитивного опыта других стран. Это и возможность увеличения нагрузки на покрытие дорог, и срока их эксплуатации, и снижение эксплуатационных затрат. Однако должного отображения в национальной программе строительства инфраструктуры эта концепция не получает. К сожалению, вместо этого государство сосредоточилось на текущем ремонте дорог, и ограничениях, предусматривающих штрафы за превышение веса.

При этом цементно-бетонные дороги обладают увеличенными несущими способностями: государство пока предпочитает этого не замечать. В высоких кабинетах на протяжении многих лет обитают стереотипы, что строительство дорог с жестким покрытием – существенно дороже. На самом деле, исходя из расчетов специалистов Национального транспортного университета и Харьковского автодорожного института, стоимость строительства таких дорог приблизилась, или даже ниже, чем асфальтобетонных дорог.

Опираясь исключительно на отечественный цемент, строительство цементно-бетонных дорог дешевле, или равно стоимости на 95% импортозависимым проектам строительства асфальтобетонных дорог.

Национальная стратегия должна отражать транспортные возможности Украины, как транзитного государства. Более того, мы считаем, что строительство дорог на базе новых технологий сможет перезапустить украинскую экономику. Так было в послевоенное время в США, и Европе, в частности, в Германии. Кроме того, все большие грузоперевозчики, которые пользуются дорожной инфраструктурой, сетуют на то, что дороги Украины не соответствуют новым потребностям бизнеса относительно объемов перевозок и базируются на старых нормативах.

Вопрос: Именно поэтому грузоперевозчикам часто приходится перегружать свой товар…

Ответ: Да, именно. Но об этом больше смогут рассказать сами грузоотправители и перевозчики. Мы предлагаем государству сосредоточиться на новых технологиях, которые помогли бы строить дороги, улучшающие условия для бизнеса.

Вопрос: Какие дороги, и где именно в Украине, по вашему мнению, государство могло бы построить из бетона?

Ответ: Стратегия должна отражать потребности городов, а именно: наличие коридоров для маятникового грузового транспорта окружных дорог, особо загруженных участков, где частые ремонты покрытия приводят к прямым потерям денег грузоотправителями, и т.п. с одной стороны, и климат, условия эксплуатации и возможности национального производства материалов для строительства дорог – с другой.

В идеале стратегия должна на годы вперед предполагать пропорцию бетонных дорог в общей протяженности новых транспортных магистралей, и прогнозировать по годам требуемое от цементных предприятий количество материалов для выполнения проектов.

По крайней мере, на участках, которые подводят к портам в южной части страны, международные транспортные коридоры, которые могли бы соединять Балтийское и Черное море и т.д. Такой подход был бы признаком стратегического видения и перспективного планирования.

Вопрос: Существует ли в Украине необходимый человеческий потенциал и технологии для строительства бетонных дорог?

Ответ: Нам известны несколько компаний, которые способны строить эти дороги. Мы знаем их названия, знаем специалистов. Я не уверен, что они владеют новейшими технологиями, но согласитесь, что подход уместно определить по-другому – принять стратегию и затем смотреть, что нужно для ее выполнения.

Вопрос об имеющихся сейчас технических возможностях, это не совсем тот вопрос, с которого следует начинать. Так ни один проект в рамках европейского выбора Украины не сможет быть реализован. Тем более что упомянутые технические возможности являются не самыми сложными или дорогими вещами, когда речь идет о больших инфраструктурных проектах в строительстве.

Продолжение интервью последует.

interfax.com.ua

В Украине недовольны хлынувшим белорусским цементом

Ассоциация «Укрцемент», объединяющая ведущих производителей цемента Украины, выступила с резкой критикой по поводу всплеска поставок цемента из Беларуси. Она обвинила Минск в «нечестной конкуренции» и заявила о таком уровне лоббирования белорусских интересов в Украине, который «даже не снился украинским производителям».

Неравные условия конкуренции состоят в том, что украинский цемент на белорусский рынок не пускают. «Если белорусский цемент конкурирует на рынке Украины, то и украинский цемент должен иметь возможность конкурировать на рынке Беларуси», — пояснил в интервью агентству Интерфакс-Украина глава «Укрцемента», экс-министр строительства, архитектуры и ЖКХ Павел Качур. Кроме того, по его словам, в производстве цемента Беларусь использует энергоносители, прежде всего газ, который покупает по договорным «политическим» ценам на 100 долларов за 1 тыс. куб. м дешевле, чем в Украине.

Однако и это еще не все претензии. В первом квартале текущего года были выявлены «факты ввоза белорусского цемента на таможенную территорию Украины по фиктивным сертификатам». «Два органа сертификации — ГП „Киевоблстандартметрология“ и ГП „Черниговстандартметрология“ — выдали сертификаты белорусским производителям цемента, проигнорировав требования относительно обязательного испытания характеристик ввозимого цемента в независимой лаборатории», — сказал Качур. По его словам, Министерство экономического развития и торговли было вынуждено отменить эти сертификаты. Таким образом, импортированная по ним продукция считается нелегальной, однако изъять ее с рынка фактически невозможно.

Качур также подчеркнул, что с учетом имеющихся темпов импорта цемента из Беларуси самым плохим вариантом развития событий может стать остановка работы одного или двух цементных заводов на территории Украины или уход с украинского рынка одной из иностранных компаний. «Укрцемент» намерен использовать все доступные правовые методы, в том числе и возможности антимонопольного законодательства, для обеспечения равных условий конкуренции для участников цементного рынка.

По данным Государственной фискальной службы Украины, Беларусь экспортировала цемента в Украину на 6,5 млн долларов, импортировав при этом на 821 тыс. долларов. Ранее соотношение было почти диаметрально противоположным.

Еще в минувшем году «Укрцемент» жаловался, что Беларусь досрочно приостановила действие сертификатов соответствия на серийное производство украинского цемента (на три года) и ввела сертификацию партий цемента. Это сделало идею экспорта бессмысленной, поскольку цемент не тот продукт, который может так долго ждать сертификации. Беларусь была для Украины одним из крупнейших экспортных рынков. В свою очередь, Минск добивался отмены Киевом технических ограничений для получения полного доступа на украинский рынок в условиях значительного перепроизводства внутри страны. В ноябре прошлого года вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что удалось решить проблемные вопросы с поставками белорусского цемента в Украину. За последние два года его экспорт в Украину значительно упал.

Напомним, несколько лет назад белорусские власти модернизировали цементные заводы и таким образом в 2 раза нарастили производственные мощности. Однако кризис негативно отразился на этой отрасли, просело строительство, Россия стала меньше его закупать. В стране случился избыток цемента. Как выход из сложившейся ситуации Александр Лукашенко решил построить вторую Минскую кольцевую автодорогу из бетона.

news.tut.by

Импорт и экспорт цемента и нерудных материалов за 2015 год

Согласно анализу данных Государственной фискальной службы Украины, проведенному CementInfo.Ru, за 12 месяцев (январь - декабрь) 2015 года:

  • импорт щебня (код ТНВЭД 2517) произведен на сумму 13946 тыс.$, за отчетный месяц - 1194 тыс.$.
  • импорт цемента (код ТНВЭД 2523) произведен на сумму 16585 тыс.$, за отчетный месяц - 1315 тыс.$.
  • импорт асбеста (код ТНВЭД 2524) произведен на сумму 5304 тыс.$, за отчетный месяц - 94 тыс.$.
  • импорт цементов огнеупорных (код ТНВЭД 3816) произведен на сумму 56937 тыс.$, за отчетный месяц - 4335 тыс.$.

 

  • экспорт щебня (код ТНВЭД 2517) произведен на сумму 82490 тыс.$, за отчетный месяц - 3914 тыс.$.
  • экспорт цемента (код ТНВЭД 2523) произведен на сумму 16184 тыс.$, за отчетный месяц - 832 тыс.$.
  • экспорт асбеста (код ТНВЭД 2524) произведен на сумму 3 тыс.$, за отчетный месяц - 3 тыс.$.
  • экспорт цементов огнеупорных (код ТНВЭД 3816) произведен на сумму 733 тыс.$, за отчетный месяц - 25 тыс.$.

Импорт Украины за 12 месяцев 2015 года по странам

Группа Товар Страна Объем в денежном эквиваленте, USD
Цена (тыс. $) Удельный вес За отчетный месяц (тыс. $)
2517 галька, гравий, щебень Турция 7576 54,32% 571
    Беларусь 2638 18,92% 440
    Чехия 1129 8,10% 16
    иные страны 2603 18,66% 167
2523 портландцемент, цемент иные страны 880 5,31% 52
    Польша 939 5,66% 26
    Турция 3279 19,77% 374
    Российская Федерация 11487 69,26% 863
2524 асбест Российская Федерация 3409 64,27% 94
    Казахстан 1895 35,73% 0
3816 цементы огнеупорные Германия 21362 37,52% 1410
    Чехия 7436 13,06% 893
    Китай 5634 9,90% 405
    иные страны 22505 39,53% 1627

 

Экспорт Украины за 12 месяцев 2015 года по странам

Группа Товар Страна Объем в денежном эквиваленте, USD
Цена (тыс. $) Удельный вес За отчетный месяц (тыс. $)
2517 галька, гравий, щебень Российская Федерация 69746 84,55% 2998
    Беларусь 8468 10,27% 679
    Польша 2279 2,76% 170
    иные страны 1997 2,42% 67
2523 портландцемент, цемент иные страны 1438 8,89% 1
    Румыния 1631 10,08% 70
    Молдова 5596 34,58% 264
    Беларусь 7519 46,46% 497
2524 асбест Молдова 3 100,00% 3
      0   0
3816 цементы огнеупорные Российская Федерация 412 56,21% 14
    Польша 141 19,24% 9
    Гонконг 65 8,87% 0
    иные страны 115 15,69% 2

cementinfo.ru


Смотрите также